Проект "Перелетные птицы" для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Маркус Оксана Николаевна

Материал для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Перелётные птицы» в  старшей группе

Актуальность:

Проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель:  развитие познавательной активности у дошкольников.

Задачи:

Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах;

Учить детей составлять описательный рассказ по картинкам.

 Развивать монологическую и диалогическую речь.

 Развивать мелкую моторику рук.

 Научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память

 Формировать доброе отношение к птицам.

Предполагаемые результаты:

  1. Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
  2. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц.
  3. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  6. К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Заполнение модели «Трех вопросов»
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

ЧТО ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ?

ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ?

Живут в теплых краях.  Юля

Любят тепло.  Артем Г.

Люди вешают скворечники. Катя

Все про аистов, почему строят гнезда на крышах? Соня

Сколько летят дней к нам? Кирилл

В интернете. Денис

В энциклопедиях. Алина

Спросить у родителей. Женя

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

 Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, театрализация, подвижные игры, моделирование игровых ситуаций.

 Познавательная деятельность: формирование целостной картины мира, чтение художественной литературы.

 Беседы.

 Решение проблемной ситуации.

 Наблюдение за птицами.

 Творческое рассказывание.

 Художественное творчество: рисование, лепка из пластилина, аппликация.

Работа с родителями: выставки рисунков, беседы, консультации, размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек.

Методы:

Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)

Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)

Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)

Интерактивные: ( посещение интерактивного театра ).

Задачи по образовательным областям, решаемые в ходе реализации проекта.

  Социально-коммуникативное развитие.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей.

Познание.

Развивать любознательность, познавательный интерес. Речевое развитие Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать

на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.

Художественно- эстетическое развитие.

 Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.

Физическое развитие

Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде.

 

Основной этап ( практический):

  • Чтение художественной литературы: К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Птицы наших лесов»Г.Н.Снегирёв, «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» В,Бианки, «Птичья весна» Т.Белозеров, «Что это за птица»В.Степанов.
  • Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями.
  • Рассматривание альбома «Птицы», « Мир перелетных птиц»
  • Д/и «Посчитай птиц»,  «Кто как кричит?», «Чей птенец», «Назови перелётных птиц».«Угадай птицу», «Улетают птицы», «Летят перелетные птицы».
  • Исследовательская деятельность: «Почему говорят «как с гуся вода» «Как устроены перья у птиц»; «Почему у водоплавающих птиц такой клюв».

  • Конструирование, ручной труд «Грач» из бумаги, «Домик для птиц».
  • Аппликация «Лебеди прилетели»
  • Лепка «Ворона».
  • Заучивание потешки «Птички-невелички», заклички «Жаворонушки», «Весна-весна красная»
  • Пальчиковая гимнастика «Птицы»
  • Хороводная песня «Жаворонки»
  • Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами
  • Наблюдение за птицами на участке
  • Беседы: «Перелётные птицы», «Жизнь перелётных птиц»

II этап – заключительный.

  • Презентация  детей  материала по теме проекта
  • Оформление результата проекта в виде презентации.

Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению художественной литературе. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили  влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная цель по повышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, достигнута.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  3. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
  4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград: Учитель, 2009
  6. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях». Учитель, 2008.
  7. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Перелётные и зимующие птицы».
  8. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск: Асар, 2003.
  9. Ю.В. Атемаскина Проектная деятельность педагога: сущность и технология. Д.С. от А до Я. 2008.
  10. Интернет ресурсы

Приложение:

Правила поведения в природе.

 

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

 

  • Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
  • Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
  • Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
  • Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
  • Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
  • Подкармливайте птиц зимой.
  • В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
  • Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать!
  • Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен.
  • Высаживайте деревья и различные густые кустарники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник.
  • Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники.
  • Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно.
  • Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

 

 

Стихи про птиц

 

Жаворонок.

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли — своей постели.

 

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

 

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

 

Аист.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

 

Дрозд

Даже небо устало от стужи,

Обреченно рассыпало снег.

Вдруг со старой раскидистой груши

Черный дрозд мне запел о весне!

 

И слетались с округи синицы

Под веселую песню дрозда,

Таял снег у меня на ресницах

И блестел, словно капли дождя.

 

Трель соседям стучала в окошки,

И морозы гнала под кусты,

Ей в ответ замурлыкали кошки,

И коты распушили хвосты.

 

Красовался оранжевым клювом

Наш веселый пернатый певец,

Только жалобно плакала вьюга,

Что зиме наступает конец!

 

Кукушка.

Я - важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."

 

 

Народные приметы про перелётных птиц

 

Галки собираются большими стаями и сильно кричат - на ясную погоду и мороз.

 Воркуют горлица - в этот день дождя не будет.

 Дрозды перед ненастьем кричат.

 Журавли летают низко - на непогоду.

 Жаворонки высоко в небе долго поют - на погоду, а если утром они молчат - жди дождя.

 Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.

 Зяблик отлетает - к похолоданию.

 Ласточки летают высоко - на хорошую погоду, а низко - к дождю.

 Цапли громко кричат в полете - на хорошую, ясную погоду.

 Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат - перед ненастьем.

 Ласточка стучится в окно - будет известие.

 После прилета дроздов практически не бывает серьезных заморозков.

 Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.

 Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.

 

Описание птиц

Соловей – маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей - перелетная птица, зимующая в Восточной Африке.

Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка - перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.

Аист – крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные.

Аисты почти немы - могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.

Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.

Дрозд - с матово-чёрным оперением, и с ярким оранжево-жёлтым клювом. Дрозд хорошо известен и любим своим отменным пением. Хорошим певцом может стать не каждая птица. Основное условие - это наличие рядом хорошего учителя. Выращенные в неволе дроздята обычно не бывают классными певцами. Это обычные перелетные птицы, которые в гнездовое время держатся парами, а в остальные сезоны - стаями. Кормятся в основном на земле, добывая из лесной подстилки дождевых червей, многоножек, личинок насекомых и улиток.

Жаворонок - размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки - перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад.

Грач- тело 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России. Грачи прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...