квест игра для детей старшего дошкольного возраста "Переполох в муравейнике, или в поисках Муравьишки", по произведению В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Овечкина Наталья Владимировна

 

Данный материал будет интересен воспитателям или педагогам дополнительного образования экологической направленности. Через выполнение разлиных заданий дети закрепляют на практике полученные ранее знания о насекомых, учаться заботиться о природе, быть наблюдательными. Смогут рассказать о насекомых своим друзьям

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perepoloh_v_muraveynike.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель игры – закрепить знания о насекомых амурской области

Задачи – учить делать логические выводы из представленного материала, работать совместно со всеми детьми, выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их, выслушивать ответы сверстников. Расширить и углубить знания о знакомых явлениях, объектах природы в осенний период. Воспитывать уважительное отношение к природе, желание заботиться о ней, рассказать об интересных фактах своим друзьям, знакомым.

Мероприятие проводиться в виде квест игры, в ходе которой, дети могут использовать полученные ранее знания, доказывать или опровергать гипотезы. Знания, полученные самостоятельно в игре, запомнятся детям надолго. У них появиться желание рассказать об этом другим.

Лучшей технологией для закрепления и расширения знаний и умений детей дошкольного возраста является игра. А для самостоятельного  получения дополнительных сведений о знакомых явлениях, объектах целесообразнее использовать квест игру, в которой дети поэтапно проходят все уровни и получают конечный результат, который запомниться надолго и будет использоваться в дальнейшем.

Материал: экран, ноутбук, проектор; игрушка муравей. Зеленые стрелки-указатели, красные круги. Изделия из березы – веник, стол из березы, березовые туески, лыко, почки, листочки (из аптеки); лист дуба формат А4 с картой-схемой. Изображение насекомых: гусениц, бабочек, личинки майского хруща, майский хрущ, жужелица. Пауки – изображения. Ткань голубого цвета (оформление водоема». Проигрыватель, запись «Звуки природы»

Рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций – данный материал может быть использован в кружковой работе экологической направленности, в завершении определенной темы, например о насекомых Амурской области, или, интересные факты о природе осенью. Можно приурочить к знаменательной дате, например, дню рождения писателя.

 Можно проводить на открытом воздухе (на участке детского сада) или в помещениях. В помещения, куда детям заходить нельзя, на дверях вешаются красные круги, на уровне глаз детей. Там где можно работать, развешиваются стрелки-указатели.

Основная часть

Игрушка муравей прячется заранее.

По направлению маршрута игры расклеиваются зеленые стрелки-указатели,  на дверях помещений, куда дети не будут заходить, вешаются красные круги на уровне глаз детей.

В музейной комнате располагаются изделия из березы: деготь, почки, листочки, веник, изделия из бересты, картины на коре и пр.

В музыкальном зале стоит мольберт, фломастер, на полу разноцветные листья с разных   деревьев.

ХОД

Дети сидят полукругом, воспитатель обращает внимание детей на выставку книг В.Бианки, его портрет, вспоминает с детьми мультфильмы, снятые по его произведениям, просматривают фрагменты.

На экране появляется фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья», где главный муравей объявляет муравьям, что пропал из муравейника один из муравьев. Воспитатель останавливает просмотр и обращается к детям: «Ребята, в каком произведении Бианки произошла похожая ситуация?» (ответы детей).

Давайте представим, что и муравья-путешественника тоже стали искать в его муравейнике. Наша группа похожа чем-то на муравейник. Есть много людей, каждый занимается своим делом, а в целом – день проходит очень быстро и незаметно за работой. Хотите поиграть? (дети – да). Тогда начнем.

Воспитатель – наш муравейник находится под березой. Что мы знаем о ней?

Дети – береза – символ нашей Родины. Её очень любят в России. Много стихотворений, сказок, песен, загадок  посвящено этому дереву.

Воспитатель – все верно. Березу любят очень давно, еще на Руси складывались о ней песни. А где мы можем увидеть и узнать о березе подробнее, о ее истории использования в быту русского народа?

Дети – в музейной комнате.

Дети переходят в музейную комнату, рассматривают изделия из бересты, березовый веник, собранные березовые почки, листочки, деготь (продаются в аптеках).

Когда не было телевизоров и радио, люди наблюдали за природой и предсказывали погоду. Наблюдая за березой, люди сложили и приметы – сможете ли вы предположить, что могли заметить люди, какие изменения у березы связывают ее с природой?

Дети – например, когда береза начинает желтеть или терять листья – рано или поздно, можно предположить какая будет осень – теплая или холодная. Так же наблюдали за изменениями весной.

Воспитатель – вы правы. Если береза в апреле опушается раньше всех, жди сухого лета. Сеяли пшеницу, когда береза лист раскрывала, не будет возвратных заморозков. Используют березу и в лекарственных целях – дети рассматривают предметы из аптеки.

В посуде из березы, продукты долго оставались свежими и вкусными.

Какое осеннее явление считается самым красивым? «Листья желтые летят, наступает… Листопад». Давайте отправимся по нашим стрелкам-указателям в следующее помещение в поисках пропавшего Муравьишки.

Дети с воспитателем приходят в музыкальный зал. На полу лежат листья разного цвета, от разных деревьев – дубовые, осиновые, березовые. Воспитатель - Вот и облетели листья с деревьев, можете ли вы назвать с каких деревьев листья здесь находятся?

Дети – с березы, дуба, осины.

Воспитатель предлагает собрать листья, распределив их по виду дерева. Дети замечают самый большой лист с изображением карты-схемы на нем и записку от Муравьишки. «Помогите мне вернуться в муравейник, пройдя по карте и выполнив все задания».

Задание 1 – почему осенью с деревьев опадает листва?

Воспитатель – на мольберте изобразим веточку дерева с листьями. Из наблюдений на прогулке мы знаем, что кроме листьев на дереве можно найти молодые почки, из которых весной появятся новые листочки.

Дети – листья зеленые, потому что летом много солнца, которое помогает выработать хлорофилл. Но в листьях есть и другие вещества, только летом они не активны. Осенью хлорофилл начинает постепенно разрушаться и другие вещества становятся более заметны и окрашивают листья в другой цвет, например желтый, красный. Зимой выпадает много снега и если листья оставались бы на деревьях, то от тяжести снега ветки гнулись и ломались бы, а так основная масса снега пролетает сквозь ветви и не наносит деревьям значительного урона.

Воспитатель – вы прекрасно справились с заданием, давайте посмотрим, куда нам необходимо идти дальше?

По карте и стрелкам-указателям дети переходят в экологическую комнату.

Воспитатель – давайте вспомним, с каким насекомым Муравьишка повстречался первым? (землемер)

На столах лежат изображения превращений из  гусениц в бабочек в хаотическом порядке. Дети выполняют задание «Цепочка превращений из гусеницы в бабочку.

Воспитатель – вот и следующее задание – необходимо ответить на вопрос, «Пауки это насекомые? Почему?»

Дети – пауки имеют 8 ног, относятся к паукообразным. Муравьишка встретил паука сенокосца – потому что его часто можно увидеть во время сенокоса, у него длинные ноги и маленькое тело, это позволяет быстро передвигаться  даже по неровной поверхности. Пауки питаются насекомыми, яйцами насекомых, грибами. В основном обитают в темных, влажных прохладных помещениях. Многие делают паутину и ловят в нее насекомых.

В импровизированной паутине дети находят изображение жука Жужжелицы. С обратной стороны вопрос «Что вы знаете об этом насекомом?»

Воспитатель  - перед тем, как выполнить это задание предлагаю немного размяться.

Мы поднимем руки к солнцу, и потянемся слегка

Поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться

Раз – нагнулись,

Два - нагнулись

Наклон вперед, коснуться руками носочков

Все друг другу улыбнулись

Повороты в стороны, улыбнуться соседу

И попрыгали слегка

Прыжки на двух ногах, на носочках

Воспитатель – итак, кто же перед нами?

Дети – жужелица. Это полезный и редкий жук, который приносит много пользы сельскому хозяйству. Жуки едят слизней, и очень чувствительны к химическим препаратам, которыми обрабатывают поля. Еще их ловят из-за красивого окраса и уничтожают слизней, что является пищей этих красивых насекомых.

Воспитатель обращает внимание на карту-схему и вместе с детьми переходят в комнату психологической разгрузки. Дети замечают водоем (ткань голубого цвета, по краям импровизированные кочки, камыш).

Воспитатель – кого встретил на водоеме Муравьишка?

Дети – клопа-водомера. Это очень интересное насекомое, под брюшком у него спрятан острый хоботок, которым он пронизывает жертву и питается ее соком. Это насекомое –хищник.

Воспитатель – обращает внимание детей на спрятанное в камышах изображение личинки майского хруща. Показывает детям и просить вспомнить, кто же перевез Муравьишку на березу?

Дети – жук – майский хрущ. Сам по себе жук безобидный, но много вреда приносит сельскому хозяйству его личинка. Она очень прожорлива  и по этому губит очень много растений. Живет личинка в земле.

Воспитатель предлагает детям внимательно осмотреть комнату и найти спрятанного в ней Муравьишку.

В завершении игры воспитатель предлагает посидеть у водоема, послушать звуки природы. Воспитатель спрашивает у детей, что больше всего понравилось во время игры, что было трудным, самым интересным?

Какие правила поведения в природе знают и выполняют дети? Смогут ли они рассказать о насекомых своим друзьям? Как будут вести себя на прогулке при встрече с насекомыми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ"

Конспект квест-игры разработан на основе компьтерных игр-путешествий....

Квест – игра для детей старшего дошкольного возраста « В поисках Светофорчика»

Учитывая особую значимость работы в профилактике ДДТТ, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей ...

Спортивно - развлекательная - квест игра для детей старшего дошкольного возраста "Пираты в поисках сокровищ".

Создать позитивный настрой и радость от прриключений. активизировать двигательную активность участников квест-игры....

"В поисках золотого ключика" квест - игра, для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая Дню Защитника Отечества".

Документ содержит сценарий игры. Видео о проведении игры можно посмотреть здесь: https://nsportal.ru/video/2021/03/v-poiskah-zolotogo-klyuchika-voenno-sportivnaya-kvest-igra-dlya-detey-starshego....

Сценарий квест-игры для детей старшего дошкольного возраста «В поисках пиратских сокровищ»

Мероприятие будет интересно воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, можно использовать в качестве сценария на день именинника или сценария тематической вечеринки д...

Сценарий спортивной квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Название игры: «В поисках пиратского клада»

Квест (в переводе с англ. quest — «поиск») – это, своего рода, игровое приключение. Такое мероприятие развивает у детей сообразительность и самостоятельность мышления в решении...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «В поисках символа России»

Создание условий для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине....