Проект "Моя семья"
проект по окружающему миру

Бычкова Ксения Олеговна

Проект "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevo.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя семья»

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Предмет исследования: родословная каждого ребёнка.

Цель проекта: вызвать интерес к истории своей фамилии, своей семьи. 

Задачи:

-познакомить детей с историей  и развитием своей семьи;

-формировать положительное влияние  создания родословной на развитие воспитанников;

-воспитывать любовь и уважение к окружающим людям;

-создать генеалогическое древо своей семьи. 

Гипотеза исследования: предположить, что в результате изучения генеалогического  древа семьи, у детей с родителями установится более тесная связь.

Актуальность темы:

Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками.

Все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях, потому что сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают ощущение единства у детей, учат их понимать и гордиться Родиной и собственной семьей.

Дети часто сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического древа. Эта тема становится актуальной для изучения истории своей семьи и является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении в дошкольном возрасте. Задача педагога, как можно раньше и в сотрудничестве с родителями, познакомить дошкольников с историей своего рода.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта:

1. Провести анкетирование родителей по теме (Приложение 1).

2. Консультация для родителей «Составление генеалогического древа» (Приложение 2).

3. Беседа, конкурс рисунков « Моя семья».

4. Беседа с воспитанниками: «Я и моя семья», презентация проектов (Приложение 3).

Заключение

В результате работы все участники   пополнили  свои знания о собственном роде, корнях, истории происхождения. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива  родителей, сплочению семей.

Родители и дети научились  вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями, освоили  способы изображения генеалогического древа. Узнали,    и  будут  продолжать  семейные традиции.

Родители получили советы об оказании помощи своим детям  в  составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.

В результате изучения родословного  древа семьи у детей с родителями установилась  более тесная связь.


Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на  занятиях «семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.

Вопросы:

1. Генеалогия.

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. Семейные реликвии

1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они связаны?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 


Приложение 2

Консультация для родителей

«Как составить генеалогическое  древо»

Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.

Рекомендуемые задания взрослый может выполнить вместе с ребенком:

  • Нарисуй себя, брата (сестру). Напиши свое имя, имя брата (сестры), имена папы и мамы под их изображением. Соедини линиями символы занятий и обязанности с теми членами семьи, которые их выполняют.
  • Ответьте на вопросы
  • Мне она тетя, а моей маме (сестра).
  • Моему папе он папа, а мне (дед).
  • Моему папе она жена, а мне (мама).
  • Папе он родной брат, а мне (дядя).

 Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним семейный архив.

Приведенные ниже задания помогут вашему ребенку с интересом отнестись к своей родословной:

  • Вместе с родителями рассмотри фотографии в семейном альбоме. Расспроси родителей о тех людях, которые запечатлены рядом с ними: кто они? Как их звали? Чем они занимались?
  • Вместе с родителями посчитай, сколько братьев и сестер у каждого из них.
  • У твоих родителей тоже были родители, которые их любили и воспитывали так же, как и тебя, твои родители. Кто они тебе?
  • Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.
  • Попробуйте вместе с ребенком составить генеалогическое древо своей семьи. Начните с ребенка. Впишите его имя в будущее генеалогическое древо.
  • Не откладывайте на завтра то, что можно узнать об истории семьи, особенно если эту информацию хранят люди преклонного возраста. Вместе с представителями старшего поколения заполните все возможные ветви древа вашего рода.
  • Нужно помнить, что родословная отвечает на вопросы «кто?», «где?», «когда?», «в каких родственных отношения состоял?». Родословная, в которую записываются и мужчины, и женщины, называется смешанной восходящей. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки – называются мужской восходящей.
  • С самого начала работы над родословной в рабочую тетрадь заносить все интересные фрагменты из истории своей семьи, семейные легенды, поучительные истории и просто забавные факты.
  • Ищите информацию в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет и журналов.
  • В родословное древо вносите только точные имена, точную информацию. Приблизительные данные помещайте в рабочей тетради. Запись неточной информации должна сопровождаться знаком вопроса.
  • Если вы обнаружили, что какие-либо документы хранятся вне дома или находятся под угрозой исчезновения, любыми путями поспешите их спасти. Место для хранения должно быть надежным.
  • Относитесь ко всем найденным где-либо документам так, будто они касаются вашего рода.
  • Берегите все старые бумаги, которые у вас есть. Время само определит их ценность.
  • Никогда не беритесь сами реставрировать найденный документ. Это должен делать только специалист.

 Источники информации, для построения генеалогического древа.

1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.

2.Источники документальной информации.

                   


Приложение 3

Беседа

Тема: «Я и моя семья».

Задачи:

 - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»«поколение»;

- учить составлять связный рассказ о своей семье;

- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;                                                                                                          

- расширять представление понятия «семья», расширять знания о своих близких родственниках;

- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов;

- воспитывать уважение к старшим членам семьи.

Предварительная работа: заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек; 

Ход

1. Организационный момент

Пальчиковая игра «Семья»:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

2. Объяснение темы 

- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

-Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

-Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки и дедушки?

- Кто может быть членом семьи?    

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

- Все ли члены семьи живут в одно время?

Рассказ 2-3 детей о семье.

Дети садятся на места. На слайде модель генеалогического древа. Рассказ воспитателя.

- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». Потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева,

Показ генеалогического древа. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.

3. Рассматривание генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на древо.

- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.

Сколько будет вместе нас? (Трое.)

-Послушайте слово «Семья» - «Семь Я».

-Кто ещё является членами Вашей семьи?

-А теперь давайте поиграем и вспомним всех членов семьи:

4. Словесная игра «Кто старше? Кто младше?»

Папа- дедушка (Дедушка старше, а папа младше)

Мама-бабушка

Дедушка-внук

Бабушка-внучка

Брат-сестрёнка

«Скажи наоборот»

Дедушка старый, а внук …

Папа высокий, а сын….

Брат трудолюбивый, а сестра…

Папа наказывает, а мама….

А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево.

Включается музыка.

-Дети, встаньте удобно на ковре.

5. Физминутка

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься) .

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх) .

Растет стебелек

(вытягивается тело) 

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты) 

Наступает радостный момент, когда бутоны лопаются.

(резко разжимаются кулачки) 

6. Дидактическая игра

- Ребята, присаживайтесь за столы, немножко поиграем. Перед вами детали генеалогического древа, ваша задача собрать древо по схеме, которую мы обсудили раньше. Напоминаю, что сверху размещается ваш портрет и рядом фото родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.

До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.

Дидактическая игра «Составь древо»

-А сейчас я предлагаю вам рассказать о своём семейном древе, которое вы изготовили вместе с родителями.

7. Рассказы детей о генеалогическом древе семьи.

Представление детьми генеалогического древа семьи .

8. Заключение.

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (ответы детей)

- Что нового узнали? Что понравилось?


Приложение 4

Конкурс рисунков «Моя семья»

 Задачи:

-привлекать детей  к изобразительному искусству, используя нетрадиционные техники рисования;

-закреплять приемы рисования фломастерами и гуашевыми красками;

-развивать мелкую моторику;

-обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений о семье;

-воспитывать уважение и любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты.

Материалы:  белые листы формата А-4, фломастеры, набор гуаши, кисти, влажные салфетки, стаканчики с водой

Предварительная работа: чтение книг и заучивание стихотворений о семье. Проведение пальчиковой гимнастики.

Ход:

Воспитатель -Ребята,   давайте вспомним,  как должны вести себя дети подготовительной группы на занятии:

Ответы детей: если хочешь ответить, надо поднять руку;  говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать; каждый должен слушать товарища внимательно, не перебивать.

Воспитатель:             Кто для вас самый дорогой, любимый человек?(мама)

А ещё кто? (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как одним словом можно назвать? (семья).

Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом,

 Здесь ждут тебя всегда с любовью,

 И провожают в путь с добром!

- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …/

Правильно! Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Посмотрите на эту фотографию и скажите, кто изображён на ней? (семья)

Поиграем мы в игру «Угадай меня».

Кто на фотографии самый высокий? (папа)

Кто самый низкий? (сестра)

А кто среднего роста? (мама, брат).Я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи! Порадовать своих близких людей – нарисовать и подарить  им семейный портрет «Мама, папа и я».

Чтобы правильно изобразить человека, надо соблюдать пропорции тела. Для изображения человека вы можете воспользоваться схемой. (Во время рисования воспитатель обращает внимание на пропорции тела и передачу позы человек).

Фигура человека состоит из скольки частей? ( из 5)

В первой части мы располагаем, что? (голову и шею).

Под головой мы проводим горизонтальную линию. Это что? (плечи).

Следующие 2 части,  это что? (тело).

Рисуем вторую горизонтальную линию. Что тут будет располагаться? (тазовая часть).

Следующие 2 части,  это что?(ноги).

Ноги у человека две. Значит, мы подрисовываем ещё одну ногу. Слегка отводим в сторону. Она тоже будет состоять из двух частей.

Почему у ног две части?(ягодицы и голень, между ними есть коленная чашечка).

Где рисуем руки? ( в плечевой части).

Руки слегка разведены в стороны, состоят из двух частей.

Когда будете рисовать семью, не забудьте. Что папа самый высокий. Мама среднего роста. А ребёнок низкого роста.

Папу располагаем слева, маму по середине листа, ребёнка справа.

Одеваем семью с помощью краски и геометрических фигур.

Голова какой формы? (круглой или овальной).

Папе одеваем свитер - рисуем прямоугольник в районе тела. Рукава -неотрывно проводим прямые линии на руках.

На ноги одеваем брюки - неотрывно проводим прямые линии, можно пошире.

В чём ходит мама? (В платье).

Какой формы можно нарисовать маме платье? (треугольной).

Ноги и руки -  неотрывно проводим прямые линии.

Ребёнка одеваем в зависимости от пола: это может быть мальчик или девочка.

Прорисовываем глаза, нос, рот.

Пальчиковая гимнастика (дружная семья) –  согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А вот этот пальчик – Я

Вместе дружная семья!

Продуктивная деятельность детей

Рефлексия.

Воспитатель:      Что мы рисовали сегодня? (семью).

Вера, найди  портрет семьи самый яркий? Почему? (Яркие цвета использовали).

На каком портрете члены семьи дружные и веселые? Почему? (Улыбаются, держаться за руки).

Что больше всего  вам понравилось рисовать?

Что было сложно?

Вы – самые счастливые дети на свете, потому  что в ваших семьях любят друг друга.

Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье   всегда были мир и дружба, уважение и любовь  друг  к  другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....