Проект "Путешествие по земле Сибирской"
проект по окружающему миру

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 111  Г.КРАСНОЯРСКА

660077, Г. КРАСНОЯРСК, УЛ. 78 ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ БРИГАДЫ, 27, Т.200 35 79,

ИНН 2465335363 ОГРН 1202400025640

ПРОЕКТ

«Путешествие по земле Сибирской»

макросреда МАДОУ №111

Красноярск, 2022 г.

Актуальность

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи в основном решаются в детском саду, в школе. Представления о своих корнях, о своей малой Родине мы должны передавать своим воспитанникам, формировать у них представления о родном городе, его самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, прославляющих свой город. Ведь ознакомление детей с родным краем способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование различного материала Краеведческого содержания позволяет ребёнку пробудить в себе эмоционально-чувственное отношение к малой родине. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность.

Новизна

Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста, так как работа по ознакомлению детей с родным краем довольно широко ведется многими педагогами. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. 

Увеличение мотивационного потенциала для всех субъектов образовательного процесса – самореализация педагогов, детей и родителей, создание ими разнообразных образовательных продуктов.

Цель

Создание условий для формирования представлений воспитанников о Красноярском крае, его традициях, культуре и быте через обогащение предметно пространственной среды ДОУ и изготовления дополнительных наглядно-демонстрационных пособий.

Задачи

  1. Повышать методическую грамотность и творческую активность участников образовательных отношений (родители, педагоги), при планировании и проведении мероприятий направленных на патриотическое воспитание.

Расширять представления родителей (законных представителей) об организации совместных мероприятий с детьми по основам формирования будущего гражданина своей малой родины.

  1. Оптимизировать предметно-пространственную среду ДОУ для реализации совместной детско-взрослой и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей. Содействовать укреплению интеграции в ДОУ.

Формировать представления о Красноярском крае, его социокультурных ценностях, развивать интерес к истории своего края.

  1. Воспитывать у детей желание участвовать в познании «малой родины», дружелюбное отношение к другим детям, желание помогать друг другу.
  2. Приобщить родителей (законных представителей) воспитанников к активному сотрудничеству по созданию ППРС.

Паспорт проекта

-        вид проекта: долгосрочный февраль 2022 – май 2023 гг.

-        тип проекта: практико-ориентированный, творческий, групповой.

-        участники проекта: воспитанники, педагогический коллектив ДОУ, родители (законные представители).

Деятельность в макросреде

Духовно-образовательное:        занятия, беседы, чтение, просмотр презентаций.

Воспитательно-оздоровительное:         праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, экскурсии, прогулки, походы.

Культурно-познавательное:        встречи, концерты, просмотры фильмов.

Нравственно-трудовое:        труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.

Ресурсы

Кадровые:        педагоги ДОУ.

Материальные:        ноутбук, экран, проектор, полки, стеллажи, столы, экспонаты музея, макеты, ширмы и пр.

Информационные: мессенджеры, стенды, сайт ДОУ.

Методические:        методическая литература, игры, художественная литература, материалы для НОД, аудиовизуальные средства (презентации, фильмы, экскурсии).

Риски

Низкая посещаемость детей в период реализации проекта        

Размещение информации о деятельности в рамках реализации проекта на сайте МАДОУ №111, в мессенджерах, информационных стендах (игры, памятки, буклеты, альбомы, рекомендации).

Недостаточное методическое сопровождение проекта         

Привлечение родительской общественности, социальных партнеров, интернет-ресурс.

Недостаточно средств для реализации проекта        

Привлечение дополнительных источников финансирования, грантов.

Авторы проекта

Зуева Анастасия Викторовна – старший воспитатель,

Полянская Ольга Сергеевна – воспитатель,

Вебер Оксана Викторовна – воспитатель,

Титенок Анна Валерьевна – воспитатель,

Пидимова Тамара Михайловна – заведующий МАДОУ №111,

Заева А.В., Рыбачек Н.Г., Евлоева Ю.В., Исмайлова А.И. – родители.

Ожидаемые результаты для педагогов

Систематизация информационных источников по теме проекта.

Копилка методических разработок и рекомендаций для родителей и воспитателей.

Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме позволит развивать и активизировать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей, основанную на их интересах и возрастных потребностях.

Тесное партнерство с родителями изменит их отношение к образованию в ДОУ, вовлечет в непосредственную активную деятельность и участие в развитии и воспитании своего ребенка.

Ожидаемые результаты для воспитанников

Пробуждение познавательного интереса и проявление патриотических чувств у детей к малой и большой Родине, к планете Земля.

Дети знают и называют:

  • Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; с удовольствием идут в детский сад.
  • Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
  • Место проживания: город, область; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области.
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знают столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Дети знают флаг, герб, гимн России.
  •  Знают природу России, бережно относятся к ней.

Этапы реализации проекта

1 этап (организационный)

1. Провести анализ программ и технологий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Определение места для создания локаций.

3. Составление плана.

4. Оснащение локаций необходимым оборудованием и материалами для работы.

5. Составление перспективного планирования с учётом возрастных особенностей детей.

6. Разработка конспектов занятий, методических рекомендаций.

7. Подбор методов и приёмов в работе с детьми дошкольного возраста.

8. Составление сетки занятий, определение времени, длительность проведения мероприятий.

9. Разработка диагностики.

10. Подбор информации для родителей.

2 этап (основной)

1. Открытие локаций.

2. Адаптирование перспективного планирования.

3. Дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности.

4. Активизация детей через разные методы и приёмы работы.

5. Фото и видеосъёмка детей в деятельности и показ открытых мероприятий.

6. Диагностика. Анализ. Вывод.

7. Пополнение материалами.

9. Работа с родителями: видео показ деятельности детей, семинар для родителей (консультирование, практическая работа с участием родителей и их детей), подбор материалов для совместной работы родителей и детей.

3 этап (контрольно-диагностический)

  1. Созданы локации для детей и родителей.

2. Разработана технология (перспективное планирование, конспекты, методические рекомендации) в деятельности детей и родителей.

3. Высокие показатели детей в познавательной деятельности.

4. Сформированы навыки исследовательской и познавательной деятельности.

5. Расширение сотрудничества с семьями воспитанников.

6. Повышение рейтинга дошкольного учреждения.

В реализации проекта участвуют не только педагоги ДОУ, но и родители воспитанников.

В центрах могут заниматься дети совместно с педагогами и/или родителями не только в специально отведённое время, но и по мере необходимости.

Наряду с педагогами родители воспитанников активно принимают участие в организации локаций, благодаря чему мы имеем хорошо спроектированную развивающую предметно-пространственную среду, что позволяет детям вместе со взрослым или самостоятельно реализовывать познавательные потребности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ отвечает всем требованиям федерального образовательного стандарта. Таким образов она: трансформируема, полифункциональна, вариативна, безопасна.

Трансформируемость пространства обеспечивается за счет модульной мебели, что позволяет участникам деятельности разделиться на малые подгруппы для удовлетворения познавательных интересов.

Полефункциональность достигается за счет использования предметов не по их прямому назначению.

Вариативность предметной-пространственной среды в контексте данной педагогической практики подразумевает наличие библиотеки: это атласы, различные энциклопедии о живой и неживой природе, наглядно-иллюстративный материал, детские книги и прочее.

Оборудование центров безопасно и надежно в использовании. Совместно с детьми старшего дошкольного возраста разработаны правила работы и поведения в центрах.

Кроме этого педагоги разработали перспективное планирование, которое не противоречит тематическому планированию ДОУ и реализуется в образовательной деятельности.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят время, используя пособия и материал для проведения исследований, наблюдений.

Свои представления дети закрепляют в дидактических играх, а результаты – в продуктивной деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения различных видов деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспектива проекта

1. Представление опыта на Фестивале инфраструктурных решений.

2. Распространение опыта среди других ДОО.

Информационные ресурсы:

  1. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности / авт. - сост. Л. П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Дудникова С. А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.
  4.  Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ, 2003.
  7. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
  8. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Спрашивайте – отвечаем! Ответы на вопросы педагогов ДОУ по проблемам воспитания детей / М. Д Маханева, С. В. Рещикова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.
  10. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Проектный метод в организации познавательно исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс.
  12. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Методическое пособие – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  13. Михеева Е. В. Современные технологии  обучения дошкольников/ Е. В. Михеева – Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 год.
  14. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения //Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – Москва: АРКТИ, 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сибирское разнотравье» Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Енисейском литераторе», «Енисейке»)

laquo;Сибирское разнотравье»Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Ени...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

проект "Сказания Земли Сибирской"

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданино...

Проект "Край родной,земля сибирская!"

Цель работы: формирование экологической культуры дошкольника, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей с...

Презентация "Путешествие по земле Сибирской» РППС МАДОУ №111"

         Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пребывание в детском саду должно доста...

Постер "Путешествие по земле Сибирский"

Создание условий для гармоничного развития детей через обогащение пространственной среды ДОУ....