Конспект экскурсии в Петропавловскую крепость
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Экскурсия выходного дня направлена на формирование представлений воспитанников об истории возникновения  Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vyezda_v_krepost.docx22.36 КБ
Файл konspekt_vyezda_v_krepost.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия выходного дня

в Петропавловскую крепость

г. Санкт – Петербурга

с детьми старшего дошкольного возраста

Участники экскурсии: дети, воспитатели.

Цель:  формирование представлений воспитанников об истории возникновения  Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.

Задачи: 

- формировать представления детей о Петропавловской крепости - сердце нашего города;

- воспитывать интерес к истории города Санкт-Петербурга, к персоне Петра Великого;

- способствовать развитию познавательной активности детей;

- развивать образное мышление, творческое воображение, память;

- пополнять словарь по теме «Архитектура» и развивать связную речь;

- формировать личностно-ценностное отношение к своей Родине;

- закрепить правила поведения в транспорте и общественных местах;

- закреплять навык культуры поведения: здороваться и прощаться, благодарить;

Ожидаемые результаты:

Посещение Петропавловской крепости познакомит детей с ядром нашего города, обогатит их знания  по программе Петербурговедения,  поможет воспитать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия. Здесь каждый ребенок сможет получить яркие и незабываемые впечатления, расширить свой кругозор,  развивать мыслительные процессы:  память, внимание, речь, а также чувство эстетического наслаждения и объективного восприятия мира.

Предварительная работа с детьми в ДОУ:

  • рассматривание иллюстраций и альбомов по теме «Санкт-Петербург», фотографий Петропавловской крепости;
  • проведение бесед «Откуда все начиналось?», «Кто основал наш город?», «Заячий остров», «Что такое крепость?»
  • просмотр презентации «Бастионы Петропавловской крепости»

Ход экскурсии:

Вводная беседа воспитателя:

- Дети, мы находимся сейчас  в самом центре нашего города – в Петропавловской крепости, ровеснице Санкт-Петербурга. Она была заложена в 1703 году на Заячьем острове по велению Петра I.

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот удалец?

- Этот царь – Петр Первый! Он правил нашей страной более 300 лет назад,  и он решил отвоевать эту землю у шведов, чтобы у России был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру Первому это удалось, земля была отвоевана, и нужно было на ней укрепиться.  Один из помощников царя  посоветовал Петру построить большую крепость с корабельной гаванью - это место для стоянки кораблей, со складами для еды и оружия, с казармами для солдат. В такой крепости можно было бы разместить очень много солдат и направлять их отсюда против шведов. И вот, наконец, царь решил построить большую каменную крепость, а вокруг крепости город. Думал-думал царь Петр, в каком месте бы построить такой город, чтобы все его задумки исполнились, плавал в своей лодке по реке Неве, присматривал такое место, и нашел. Называлось это место Заячий остров, оно и сейчас так называется.

- А вы знаете, почему остров назвали Заячьим? Заячьим его назвали, потому, что там действительно было много зайцев. Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость, работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим. Около Заячьего острова со стороны Иоанновского моста, есть маленький памятник тому зайчику.

- День, когда была заложена Петропавловская крепость, вошел в историю как день рождения великого города на Неве. Через месяц на острове заложили собор святых Петра и Павла, поэтому крепость стала называться Петропавловской. Ее постройкой руководил архитектор Д. Трезини.

Дети с воспитателями рассматривают стенд с планом-схемой Петропавловской крепости, знакомятся с ее устройством: стены – куртины соединяют между собой шесть бастионов: Государев, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой. Под крепостными стенами устроены подземные ходы.

Дети узнают, что сперва стены крепости были деревянными, а затем их перестроили в камне. Крепость занимает почти весь остров, по форме она похожа на вытянутый шестиугольник. Петропавловская крепость никогда не участвовала в военных действиях. Сейчас на ее территории расположен Музей истории Санкт-Петербурга. Сюда входят  Ботный домик, Комендантский дом, тюрьма Трубецкого бастиона и Петропавловский собор, который является самым высоким зданием в городе.

Далее дети слушают рассказ о прогулочном маршруте «Невская панорама», проложенном по крепостной стене от Государева до Нарышкина бастиона, который украшает Флажная башня. С этого бастиона ежедневно в полдень раздается символический выстрел из пушки. Эта традиция дошла до нас еще со времен Петра Первого.

Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму.

Когда стреляет пушка,

Не страшно никому!

Шумит волна речная

У крепостной стены,

А пушка ведь

ручная:

Она не для войны.

- Ребята, на территории крепости построен Монетный двор, это одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга – его основал Петр Первый. Здесь и сейчас выпускают монеты, в том числе памятны и юбилейные из драгоценных металлов, а также ордена и медали.

- В Инженерном доме открыта постоянная выставка «Улица времени». Она оформлена в виде старинной улицы, на которой есть торговый порт, швейная мастерская, кабинет министра и комната прабабушки. Тут проходят праздники и занимательные занятия, разворачиваются удивительные события.

- Гуляя по территории Петропавловской крепости, через Невские ворота мы с вами попадем на Комендантскую пристань. Посмотрите, пожалуйста, вокруг, кто мне скажет: «Как называется река, которая так величественно несет свои воды?». Правильно – это Нева. Под аркой Невских ворот мы с вами увидим отметки самых больших подъёмов воды в разные годы. Это так называемая «Летопись катастрофических наводнений».

Есть в нашем городе река,

Ее зовут Нева,

И широка и глубока

Речная синева.

Далее воспитатель знакомит детей с новой традицией – символической церемонией развода почетного караула. Парад и вынос флага России и флага Санкт – Петербурга – самые яркие моменты церемонии.

Рефлексия. Ребята, мы  с  вами  познакомились  с самой  первой  постройкой нашего  города.  Понравилась ли вам наша экскурсия?  Что вам сегодня запомнилось больше всего? Давайте  вспомним некоторые факты:

Кто основатель Петропавловской крепости и нашего города?

На каком острове началось строительство?

Какая река окружает крепость?

С какими традициями вы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Экскурсия выходного дня

в Петропавловскую крепость

г. Санкт – Петербурга

с детьми старшего дошкольного возраста

Участники экскурсии: дети, воспитатели.

Цель:  формирование представлений воспитанников об истории возникновения  Петропавловской крепости, ее значении для дальнейшего развития города на Неве.

Задачи: 

- формировать представления детей о Петропавловской крепости - сердце нашего города;

- воспитывать интерес к истории города Санкт-Петербурга, к персоне Петра Великого;

- способствовать развитию познавательной активности детей;

- развивать образное мышление, творческое воображение, память;

- пополнять словарь по теме «Архитектура» и развивать связную речь;

- формировать личностно-ценностное отношение к своей Родине;

- закрепить правила поведения в транспорте и общественных местах;

- закреплять навык культуры поведения: здороваться и прощаться, благодарить;

Ожидаемые результаты:

Посещение Петропавловской крепости познакомит детей с ядром нашего города, обогатит их знания  по программе Петербурговедения,  поможет воспитать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия. Здесь каждый ребенок сможет получить яркие и незабываемые впечатления, расширить свой кругозор,  развивать мыслительные процессы:  память, внимание, речь, а также чувство эстетического наслаждения и объективного восприятия мира.

Предварительная работа с детьми в ДОУ:

  • рассматривание иллюстраций и альбомов по теме «Санкт-Петербург», фотографий Петропавловской крепости;
  • проведение бесед «Откуда все начиналось?», «Кто основал наш город?», «Заячий остров», «Что такое крепость?»
  • просмотр презентации «Бастионы Петропавловской крепости»

Ход экскурсии:

Вводная беседа воспитателя:

- Дети, мы находимся сейчас  в самом центре нашего города – в Петропавловской крепости, ровеснице Санкт-Петербурга. Она была заложена в 1703 году на Заячьем острове по велению Петра I.

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот удалец?

- Этот царь – Петр Первый! Он правил нашей страной более 300 лет назад,  и он решил отвоевать эту землю у шведов, чтобы у России был выход к Балтийскому морю для торговли с другими странами. И Петру Первому это удалось, земля была отвоевана, и нужно было на ней укрепиться.  Один из помощников царя  посоветовал Петру построить большую крепость с корабельной гаванью - это место для стоянки кораблей, со складами для еды и оружия, с казармами для солдат. В такой крепости можно было бы разместить очень много солдат и направлять их отсюда против шведов. И вот, наконец, царь решил построить большую каменную крепость, а вокруг крепости город. Думал-думал царь Петр, в каком месте бы построить такой город, чтобы все его задумки исполнились, плавал в своей лодке по реке Неве, присматривал такое место, и нашел. Называлось это место Заячий остров, оно и сейчас так называется.

- А вы знаете, почему остров назвали Заячьим? Заячьим его назвали потому, что на нем, действительно, было много зайцев. Есть история, которая говорит о том, что плотники, строившие крепость, работали медленно, и разгневанный Петр приплыл на остров, чтобы наказать их. Когда он выходил из лодки, ему на сапог вдруг прыгнул зайчик и так развеселил царя, что он не стал наказывать плотников, а остров назвал Заячьим. Около Заячьего острова со стороны Иоанновского моста, есть маленький памятник тому зайчику.

- День, когда была заложена Петропавловская крепость, вошел в историю как день рождения великого города на Неве. Через месяц на острове заложили собор святых Петра и Павла, поэтому крепость стала называться Петропавловской. Ее постройкой руководил архитектор Д. Трезини.

Дети с воспитателями рассматривают стенд с планом-схемой Петропавловской крепости, знакомятся с ее устройством: стены – куртины соединяют между собой шесть бастионов: Государев, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой. Под крепостными стенами устроены подземные ходы.

Дети узнают, что сперва стены крепости были деревянными, а затем их перестроили в камне. Крепость занимает почти весь остров, по форме она похожа на вытянутый шестиугольник. Петропавловская крепость никогда не участвовала в военных действиях. Сейчас на ее территории расположен Музей истории Санкт-Петербурга. Сюда входят  Ботный домик, Комендантский дом, тюрьма Трубецкого бастиона и Петропавловский собор, который является самым высоким зданием в городе.

Далее дети слушают рассказ о прогулочном маршруте «Невская панорама», проложенном по крепостной стене от Государева до Нарышкина бастиона, который украшает Флажная башня. С этого бастиона ежедневно в полдень раздается символический выстрел из пушки. Эта традиция дошла до нас еще со времен Петра Первого.

Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму.

Когда стреляет пушка,

Не страшно никому!

Шумит волна речная

У крепостной стены,

А пушка ведь

ручная:

Она не для войны.

- Ребята, на территории крепости построен Монетный двор, это одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга – его основал Петр Первый. Здесь и сейчас выпускают монеты, в том числе памятные и юбилейные из драгоценных металлов, а также ордена и медали.

- В Инженерном доме открыта постоянная выставка «Улица времени». Она оформлена в виде старинной улицы, на которой есть торговый порт, швейная мастерская, кабинет министра и комната прабабушки. Тут проходят праздники и занимательные занятия, разворачиваются удивительные события.

- Гуляя по территории Петропавловской крепости, через Невские ворота мы с вами попадем на Комендантскую пристань. Посмотрите, пожалуйста, вокруг, и скажите: «Как называется река, которая так величественно несет свои воды?». Правильно – это Нева. Под аркой Невских ворот мы с вами увидим отметки самых больших подъёмов воды в разные годы. Это так называемая «Летопись катастрофических наводнений».

Есть в нашем городе река,

Ее зовут Нева,

И широка и глубока

Речная синева.

Далее воспитатель знакомит детей с новой традицией – символической церемонией развода почетного караула. Парад и вынос флага России и флага Санкт – Петербурга – самые яркие моменты церемонии.

Рефлексия. Ребята, мы  с  вами  познакомились  с самой  первой  постройкой нашего  города.  Понравилась ли вам наша экскурсия?  Что вам сегодня запомнилось больше всего? Давайте  вспомним некоторые факты:

Кто основатель Петропавловской крепости и нашего города?

На каком острове началось строительство?

Какая река окружает крепость?

С какими традициями вы сегодня познакомились?