Конспект по экологии в старшей группе "Вот какая осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ловягина Людмила Николаевна
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_kakaya_osen_ekologiya_v_starshey_gruppe_.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вот какая осень»

 

Интеграция образовательной деятельности:

- коммуникация;

- познание;

- художественно – эстетическое развитие.

Педагогические технологии :

- игровая;

- здоровьесберегающая.

Задачи: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Образовательные цели:

  • Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года («Золотой Осени»);
  • Формировать представления о периодах осени и их характерных особенностях.
  • Совершенствовать грамматический  строй речи детей.
  • Учить детей драматизировать простейшую сказку, сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
  • Продолжать обучать средствам выразительности речи, совершенствовать диалогическую речь, расширять представления об эмоциях.

Развивающие цели:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • Продолжать  расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
  • Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
  • Развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
  •   Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь, развивать мимику и пантомимику;

Воспитательные цели:

  • Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
  • Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми.
  • Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместной театрализованной деятельности.

Здоровьесберегаюшие:

  • Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности детей.

             Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»;
  • чтение стихотворений  об осени : А.С.Пушкина,  Е.Трутневой, С. Есенина,  М.Ивенсон.
  • наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке.

отгадывание загадок;  наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени,

  • разучивание хороводной игры «Осень золотая», организация совместно с родителями выставки «Осенняя фантазия».
  • чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»; беседа о героях сказки; рассматривание иллюстраций животных: муравья, бабочки, воробья, зайца, лисы, лягушки.
  • подготовка драматизации сказки;
  • изготовление атрибутов к сказке;
  • подбор музыкального сопровождения для выхода героев сказки;

         Оборудование: Письмо, загадка об осени, буквы ОСЕНЬ, сюжетные картинки с изображением разных осенних периодов, загадки про осенние дары, осенний венок, загадки про дождь и гриб, театральные костюмы и маски героев сказки: гриб, муравей, стрекоза, воробей, мышонок, заяц, лиса, лягушка; сюрпризный момент.

ХОД НОД:

1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация

знаний, постановка проблемы)

Дети получают письмо.

Воспитатель:

- Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила это письмо.

На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку.

«Прошла по лугам

По лесам, по полям,

Припасы она заготовила вам

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала, за мною нагрянет зима.»

- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)

- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети

садятся на стулья).Из конверта воспитатель достает буквы и просит детей составить из них слово . ( Получится слово : «Осень»).

Затем, из конверта  воспитатель достает 3 сюжетных картинки, на которых изображены разные осенние периоды. 

- Какое время года здесь изображено?(Осень)

- Назовите осенние месяцы.   (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Сколько осенних месяцев вы назвали?   (Мы назвали три осенних месяца)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя осень,)

- Какой месяц обозначает середину осени?  (Середина осени называется золотой)

- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя осень)

(Дети распределяют  картинки по названию осенних месяцев и объясняют свой выбор)

     Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним, какие стихи про осень вы знаете?( Дети рассказывают 3 стихотворения: про каждый  период осени.( Например: ранняя осень – Е. Трутнева «Осень», «золотая осень»  - М.Ивенсон «Здравствуй,Осень!», поздняя осень – А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало...»).

    Воспитатель. - Сейчас мы свами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать.

 

1.Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

 

2.Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

 

3.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

 

4.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

 

5 . Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. (Арбуз)

 

6. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.(Яблоко)

 

7.Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

 

Воспитатель. – Какие вы молодцы! Ну, теперь можно отдохнуть. Давайте порадуем Осень и вспомним хоровод «Осень золотая». (Выбирается девочка , которая будет изображать «Осень». Остальные дети встают в хоровод).

 

Хоровод «Осень золотая».

 

«Здравствуй, Осень золотая!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы ,Осень, спросим,

Что с собою принесла?

Осень. – Принесла  я вам муки!

Дети. – Значит будут пироги.

Осень. – Принесла вам гречки!

Дети. – Каша будет в печке.

Осень. - Принесла вам овощей!

Дети. – И для каши, и для щей.

Осень. – Рады ли вы грушам?

Дети. – Мы их впрок насушим!

Осень. – Ну, а яблоки, что мед!

Дети. – На варенье и компот!

Осень.  – Принесла я меду  -  полную колоду!

Дети. – Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,

               А, хорошую погоду ты нам ,Осень, припасла?

Осень. – Дождику вы рады?

Дети. – Не хотим, не надо! (Дети разбегаются врассыпную)

Воспитатель. – Вот мы и отдохнули. А сейчас отгадайте загадку.

 

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

 

Воспитатель. – Скажите, какие дожди вы знаете? (Дети перечисляют)

Вот вам еще загадка от Осени.

«Я стою на ножке толстой, я стою на ножке  гладкой.

Под коричневой шапкой с бархатной  подкладкой.»

 

Дети: белый гриб.

 

Воспитатель.  - Вот пришел и сказки час,

                              Он зовет в театр нас.

                               Вы садитесь, не стесняйтесь,

                                Поудобнее располагайтесь.

А мы вам сейчас покажем сказку Владимира Сутеева «Под грибом».

Сказочница:   - Представьте, что вы все сегодня разные звери.

                            Всем ли видно, всем ли слышно?

                            Приготовьте ушки, глазки,

                             Расскажу сейчас вам сказку.

                             Кто будет зрителями? Присаживайтесь!(Дети рассаживаются)

Сказочница:

На полянке, вдоль дорог

Вырос беленький грибок.

Он грибочек не простой –

Сказку нам принес с тобой. 

 

Сказочница:

Шел по лесу муравей, нес дощечки для дверей.

Звучит песенка «Не обижайте муравья». Звуки дождя.

 

Муравей: Я почти насквозь промок.

Спрячусь быстро под грибок!

Тут я дождик пережду,

  А потом домой пойду.

 

Гриб:

Ладно, ладно, Муравей,

Забирайся поскорей!

Так и быть, уж я тебя,

Спрячу, скрою от дождя.

(Муравей садится под грибок)

 

Сказочница:

Только встал он под грибок

Бабочка к грибку идет.

 

Бабочка:

Милый, милый Муравей.

Пожалей меня скорей.

Ты пусти меня под гриб,

Голос мой совсем осип…

Крылья вымокли мои

Не взлетаю, погляди.

 

 

Муравей: Прячься, Бабочка, скорей! Вместе будет веселей!

 

Сказочница:  Только дождик льет и льет…

                           Кто под дождиком бредет?

                           Мимо маленьких друзей

                           Скачет, плачет воробей.

 

Воробей:

Вы, друзья, меня пустите.

Пожалейте, не гоните.

Я совсем, совсем промок.

Вы пустите под грибок.

 

Муравей: И тебе найдется место.

 

Бабочка: Хоть немного нам и тесно.

 

Сказочница:

Трое их. Им тесно слишком.

Прибежала к Грибку Мышка.

 

Мышонок:

Можно с вами здесь укрыться?

Негде мне от ливня скрыться.

Я под дождиком промок!

И от холода продрог.

 

Муравей:

Места нет здесь, посмотри.

 

Гриб:

Что же делать? Как же быть?

Где же место раздобыть?

Что-то стало тесновато.

Что-то места маловато.

 

Муравей:

Надо будет потесниться,

Чтобы всем нам поместиться.

                            (Мышонок прячется под Гриб.)

 

Сказочница:

В тесноте да не в обиде.

Вдруг опять зверята видят

Зайчик мокрый к ним бежит

Хвостик маленький дрожит.

 

Заяц:

От лисы я убегаю!

Спрятаться куда – не знаю!

Целый день меня гоняла,

Просто жутко напугала,

Обещала прямо здесь

Меня догнать и тут же съесть!

 

Гриб:

Жалко бедного зайчонка,

Ведь Лиса бежит вдогонку.

Если Зайчика не спрячем,

Бедному не сдобровать,

Света больше не видать.

 

Муравей:

 Жалко Зайца, он промок.

Прячься быстро под Грибок.

 

Сказочница:

А вот и рыжая краса —

бежит кумушка — Лиса.

 

Лиса:

Кто стоит там под Грибком

Вы меня узнали?

Отвечайте поскорей,

Зайца не видали?

 

Все: Нет!

 

Лиса: (принюхивается)

Вижу, здесь он пробегал,

Я устрою вам скандал.

Всех сейчас я разгоню,

А грибок ваш раздавлю!

 

Лиса:

Лучше время не терять,

Дальше побегу искать.

 

Сказочница:

Хвостик лисонька поджала,

Восвояси убежала.

Тут и дождь грибной прошел,

Солнышко сверкает.

И тепло, и хорошо

На лесной полянке стало.

 

 

            (Выбегает из под Гриба Воробей):

Эй! Зайчонок, Муравей

Вылезайте поскорей!

Крылья, бабочка, расправь,

И убежище оставь!

 

      Муравей:

Ой, смотрите-ка, друзья!

Гриб был маленьким, как я.

А теперь большой, красивый,

Пятерых нас уместил,

От дождя нас всех укрыл.

 

Сказочница:

Вдруг откуда-то из травки,

Лягушонок прискакал,

Он уселся на полянке,

И очень важно квакать стал:

 

       Лягушонок:

Ква-ха-ха! Ква-хо-хо!

Погляди на чудаков!

Под грибом сидели,

На дождик все глядели,

А ведь дождь был не простой,

Потому что он грибной.

Квак вы не сообразите:

Гриб-то (пауза) и все вместе:... вырос, поглядите… Ква! (и ускакал за Гриб).

 

Гриб:

 

Дождик шёл я подрастал

И за вами наблюдал,

И теперь всё понял я:

«Вы все верные друзья!»

 

Сказочница:

Посмотрели все на гриб и тут догадались,

Почему сначала одному было тесно,

А потом и пятерым места хватило.

 

Все. Мы  тебя благодарим и «Спасибо» говорим.

 

Лиса: А меня простите и к себе пустите!

 

Все.

Будем мы теперь дружить!

Вместе дружно станем жить!

Кто друг другу помогает,

Тому тесно не бывает!

 

Сказочница:

Артистами мы побывали

И всем ребятам сказку показали.

 

Воспитатель.

Артисты, зрители – все были хороши,

Похлопаем друг другу от души.

Пришло время расставаться

И с героями прощаться

 

Сказочница:

Но, не будем унывать,

сказка к нам придет опять.

 

Воспитатель. – Ну, что же, понравилась вам ,ребята, сказка? Кто вспомнит, как она называлась и кто ее написал? А о каком времени года мы сегодня говорили?

 

Воспитатель .  - Вижу, вижу, любит осень, детвора!

И за это вам подарки осень в группу принесла.

(Воспитатель достает из конверта  раскраски про осень и раздает детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по экологии в старшей группе.«Какой бывает вода»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе .Дать знание о том , кокой бывает вода. На опыте показать  детям  свойства воды ,обратить внимание  на то, что вода таит в себе много неи...

Конспект НОД в подготовительной группе "Ах, какая осень!»

Конспект НОД в подготовительной группе"Ах, какая осень!»...

конспект по экспериментированию в старшей группе "Какая бывает вода"

Систематизация и обобщение личного опыта детей подведение их к тому, что привычная вода имеет определенные свойства....

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...

Конспект по экологии в старшей логопедической группе «Огород. Овощи. Влияние экологии на урожай»

Цель: формирование знаний об экологическом влиянии на овощи (негативном, положительном) в результате деятельности человека.Задачи:-коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, зрительное в...

Конспект ОД по речевому развитию "Вот какие осенние чудеса"

Конспект ОД по речевому развитию "Вот какие осенние чудеса"...