«Чудеса на песке».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

И действительно, кому как ни нам знать об этом. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesa_na_peske._master_klass.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Чудеса на песке».

Цель: 

Повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом.

Задачи: 

1. Познакомить с возможностями игр с песком в познавательном развитии дошкольников.

2. Способствовать развитию интереса к игре с песком и введению ее в практическую деятельность.

3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.

 Оборудование: столы, кинетический песок, подносы, мелкие игрушки, влажные салфетки.

Ход мастер-класса.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

И действительно, кому как ни нам знать об этом. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься.

Песок бывает обычный, но такой песок сам по себе сухой и рассыпчатый и без воды форму держать не станет. Но сегодня я хочу вас познакомить с новым видом песка. Это – кинетический песок. Такой песок может сохранять форму и рассыпаться. Он слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам, не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок универсален и спектр его применения широк. Такой песок можно сделать своими руками.

Взять 6 стаканов песка, 3 стакана крахмала, 2 стакана воды. Тщательно перемешиваем руками и оставляем на полчаса. В такой песок можно добавить любой краситель, и он приобретает яркий и интересный цвет. Если песок начинает подсыхать, в него следует добавить немного воды и размять пальцами. Хранить его нужно в открытой емкости.

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

  • Формировать нестандартное творческое мышление;
  • Совершенствовать сенсорное восприятие;
  • Осуществлять подготовку руки к рисованию и письму;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать речь;
  • Расслабляться и успокаиваться.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу!

1. Знакомство с песком.

Предлагаю вам познакомиться с таким песком, но мы это сделаем в необычной форме. Вы не только будете знакомиться с песком, но и узнавать, что вас ждет в этом году. Для этого у нас есть песочница желаний.  Прошу педагогов подойти к песочнице и по одному вытянуть предмет. По предложенным обозначениям вы узнаете, какой сюрприз вас ждет в этом году. Пожалуйста, подходите.

Предметы в песочнице желаний:

1) Ракушка – поездка на море;

2) Конфета – сладкая жизнь;

3) Ключик – узнаете тайну;

4) Монета – вас ждет денежная премия;

5) Машина – путешествие;

6) Собачка – встреча с другом.

Понравились вам предсказание песка. Ну, а если понравились, значит, вы с ним подружились.

А сейчас мы с вами поиграем с песком в игры, которые можно играть с детьми.

2. «Здравствуй, песок»

Цель: знакомство со свойствами кинетического песка, сравнение с обычным песком.

Песок не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется. Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся. Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, опять сожмите, разожмите. Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек. Переверните руки тыльной стороной, положите на песок погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же, как и в песочнице? А чем отличается?

3. «Кто выше»

Я предлагаю вам построить максимально высокую горку. Побеждает тот, кто построит самую высокую горку.

Пока педагоги строят горку я познакомлю с другими играми.

4. «Мы – кондитеры»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости тортиком кукол».

5. Угадай-ка»

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности;

закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д. Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда. После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он - оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

6.  «Фигуры»

Цель:

- Изучение геометрических фигур;

- закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

7. «Трафареты»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка– сохранять форму отпечатка; учить пользоваться трафаретами; закреплять тему «Транспорт».

Предложить ребенку с помощью трафарета, оставить отпечатки с помощью трафарета, определенного транспортного средства.

С помощью тематических трафаретов, можно закреплять не только тему «Транспорт», но любые другие.

8. «Платочки»

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка– сохранять отпечатки; развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

Предложить ребенку украсить платочек для куклы, для примера показав, как украсил сам взрослый.

Украшать платочек можно с помощью печаток, стек, палочек.

Взрослый должен обращать внимание на расположение узоров.

9. «Кнопочки»

Цель: закреплять представление о свойстве кинетического песка – держать форму; развитие сосредоточенности, концентрации внимания, аккуратности.

На песке с помощью отпечатков конструктора Lego Duplo, делаю клавиатуру. Ребенок с радостью нажимает на каждую кнопочку, вдавливая её.

10. Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

   Жёлтая тарелка на небе висит.

   Жёлтая тарелка всем тепло дарит.  (солнце)

 

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. 

Собрались овечки у небесной речки.    (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.    (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.     (речка)

 Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.    (трава)

Наш мастер-класс предлагаю тоже завершить своеобразным ритуалом выхода.

Педагог ставит на стол пустую банку.

Это не просто банка. Это - чаша Вашей жизни. Педагог бросает в банку несколько мячиков.

Как Вы думаете, эта банка полная?

Педагог достаёт  мешочек  с  камушками и высыпает их в банку. И они туда поместились.

 А сейчас эта банка полная?

Тогда педагог достаёт песок и высыпает его в банку, и он тоже поместился.

А теперь?

Вы правда так думаете?

Тогда педагог достаёт две чашки кофе и выливает их в банку и они тоже поместились.

 Что это все может значить?

- Может быть, не важно,  на сколько полна Ваша жизнь, в ней всегда есть место для чего-то нового?

Не совсем правильно.

Видите ли, в начале идут мячики, которые обозначают самые важные вещи в Вашей жизни (любовь, семья, друзья, счастье, здоровье, мечта). Потом идут мелкие камушки, которые обозначают уже не столь важные вещи, но они гораздо ярче и привлекательнее (работа, деньги, вещи, развлечения). А потом идет ничего не значащий, но зато всепоглощающий песок - самые простые и примитивные потребности, самые обычные инстинкты (побольше поесть, побольше полениться, посплетничать). Вся та чушь, на которую мы тратим огромную часть нашей жизни.

Давайте мысленно попробуем проделать это все в обратном порядке: сначала насыпать в банку песок, потом положить в песок камни, а затем мячи. Понятно, что ничего из этого не выйдет.

Видите ли, именно так устроена наша жизнь – если вы наполнили свою чашу жизни песком, то вы уже никогда не сможете положить в неё гораздо более важные вещи! Какую ошибку люди совершают в жизни чаще всего?! Они наполняют свою чашу, начиная с самых мелких и бессмысленных вещей. Когда они вспоминают про самые важные вещи, - уже слишком поздно. Вы можете потратить свою жизнь на простое проедание своего драгоценного времени: смотреть телевизор или убивать сутки напролет возле монитора компьютера… И при всём при этом, что интересно, Ваша жизнь действительно будет полна! Но… чем она будет полна? И останется ли у вас место, чтобы наполнить её действительно чем-то важным ...?

Я советую вам начинать с самого основного - наполняйте свою жизнь самыми важными вещами в самом начале и лишь потом приступайте к второстепенным.

 Как вы считаете, что обозначало кофе в конце? (ответы)

 Вне зависимости от того, насколько полна ваша жизнь, - у вас всегда найдётся свободная минутка и чуть-чуть времени, чтобы разделить его за чашечкой кофе со своим близким человеком. Помните об этом! А чем полна ваша чаша жизни?!...

Цените каждое мгновение, каждую песчинку вашей жизни. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса на песке

Данная презентация будет интересна специалистам, начинающим работать с техникой sand-play. В ней они найдут информацию об особенностях организации песочной терапии, а так же примеры игр, которые можно...

Студия песочной терапии «Чудеса на песке»

достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения....

Чудеса из песка.

Консультация для родителей....

статья "Чудеса на песке"

Общение с песком радостное и увлекательное, созидающее и увлекающее. Но это общение требует соблюдения норм и правил. Приступая к песочной терапии, рассказываю о волшебных свойствах песка. Мы с ребята...

Проект "Чудеса на песке"

сказка "Колобок" для детей младшего дошкольного возраста (сказкотерапия, песочная терапия)...

Консультация на тему: "Чудеса на песке"

Игры с песком  и незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-...

Непосредственная образовательная деятельность с использованием здоровье сберегающих технологий "Чудеса на песке"

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичн...