Лес как экологическая система
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель. знакомство с понятием «экологическая система».

Задачи:

- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

- Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.

- Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу

- Развивать логическое мышление, память, внимание и речь.

- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц, модель многоэтажного дома, три обруча; раздаточный материал – конверты с картинками животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_kak_ekologicheskaya_sistema.docx1006.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 г.Энгельс

Конспект нод

в подготовительной к школе группе

«Лес как экологическая система»

https://img.fonwall.ru/o/2h/leto-les-derevya-tropa.jpg

Тема: «Лес как экологическая система»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель. знакомство с понятием «экологическая система».

Задачи: 

- Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

- Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.

- Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу

- Развивать логическое мышление, память, внимание и речь.

- Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и птиц, модель многоэтажного дома, три обруча; раздаточный материал – конверты с картинками животных.

Ход:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Игра –приветствие: «Мой друг» 

- Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтоб у нас весь день было хорошее настроение.

 

- Садимся за столы и послушайте загадку:

   Белки в нём живут и волки,

   В нём растут дубы и ёлки

   Высоченны – до небес!

   Называют его …

-Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы слышите, как поют птицы, как журчит вода в лесном ручейке. Ярко светит солнце. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас, в лицо еле заметно дует ласковый ветерок. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца и ласковое поглаживанье ветерка. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом.

-  Скажите, что такое лес?

Дети стоят в  кругу.

Дети проходят за столы

Ответы детей (Лес)

Ответы детей (деревья, цветы, трава, животные).

II. Основная часть

Лес – это многоэтажный зеленый дом для животных, растений и птиц. У него, как и у дома есть этажи. Эти этажи называют ярусами леса. Растения в лесу растут в несколько ярусов и считают эти ярусы сверху вниз.

(На доске ставятся изображения деревьев.)

- Деревья образуют верхний ярус. Какие деревья вы знаете?

- Если в лесу растет береза, клен, рябина, какой это лес? 

- А если сосна, ели?

- А если и сосна, и береза, и дуб? 

Следующий средний ярус, как вы думаете, что образует второй ярус? 

 (На доске ставятся изображения кустов).

- Чем кусты отличаются от деревьев? Какие кусты вы знаете?

Цветы и травы образуют третий ярус. Какие травы и цветы вы знаете?

- Мох, лишайники и грибы, образуют нижний ярус, для их роста не надо много света. 

(На доске ставятся изображения трав, ягод и грибов).

Итак, ребята, лес – это большой зеленый дом. Что есть в нем?

И каждый вид растения образует свой ярус.

 

Физкультминутка «В лесу»

- А  теперь нам пора немного отдохнуть

Ветер лесные деревья качает

Яркие бабочки всюду порхают

Скачут по веткам белка с бельчонком 

Ходят по лесу медведь с медвежонком 

Ест землянику в лесу детвора…

Вот и закончилась наша игра.

- А теперь проходим за столы.                        - Посмотрите, чего или кого не хватает в нашем лесу.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Расположение квартиры каждого зависит от того, чем питается и где находится укрытие. В каждой квартире живут свои жильцы. И меняться квартирами они не любят. В одних лесных квартирах светло, в других темно. В одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.

Игра «Заселим жильцов в свои дома»

Есть у каждого свой дом,

Нам тепло, уютно в нем,

И лесным животным тоже

Домик свой найти поможем.

- Верхний ярус лесного дома заселяют насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев 

(ставятся изображения насекомых).

-Как вы думаете, кто еще заселяет верхний ярус?

- Правильно, птицы, которые питаются насекомыми тоже обитают здесь 

(ставятся изображения птиц и называются).

- А какие еще птицы бывают? 

- Да, правильно, и хищные птицы 

(ставятся картинки птиц – хищников).

- Вместе с ними соседствуют маленькие зверьки: белки, бурундуки.

Второй ярус – заселен более крупными животными, которые питаются листьями и ветками кустарников, корой деревьев: косули, кабаны, лоси, зайцы 

(это травоядные животные).

А еще, какие животные заселяют второй ярус? Как вы думаете? 

- В траве живут: грызуны. Рядом с ними соседствуют насекомые, черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. Там же можно увидеть улиток, пауков, клещей, жуков. На насекомых охотятся змеи и ящерицы. В почве живут кроты, землеройки, черви.

Ответы  детей

Ответы  детей (лиственный)

Ответы  детей (хвойный)

Ответы детей  (смешанный)

Ответы детей (кустарники) 

Ответы детей

Ответы детей

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками)

(взмахивают руками, словно крыльями)

(прыгают)

(ходят вперевалочку)

Ответы детей (животных, птиц, насекомых)

Ответы детей  ( птицы)

Ответы детей (хищные)

Ответы детей    

Ответы детей (хищные).   

III. Заключительная часть

- А сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя» 

(Если можно, то вы хлопаете в ладоши, если нельзя, то вы топаете ногами).  

  • Ломать деревья и ветки.
  • Сажать больше деревьев. 
  • Ходить и топтать на лугах цветы. 
  • Ходить только по тропинкам. 
  • Рвать цветы.
  • Любоваться ими. 
  • Оставлять после себя мусор в лесу. 
  • Собрать мусор в яму и закопать. 
  • Разжигать костры в лесу. 
  • Любоваться красотой природы.
  • В лесу шуметь. 
  • Отдыхать на пне.
  • Слушать звуки леса.

- Молодцы! Правильно, назвали что можно, а чего нельзя.

- Нужно беречь и охранять природу, и тогда природа будет угощать нас своими дарами – ягодами, грибами.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло,

Солнышко лучик тебе протянул,

Солнышко щечку тебе полоскало,  Доброго утра пожелало!

Подарите друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Ответы детей.

(поднять руки вверх)

(протянуть руки в центр круга)

(погладить ладонями щёчки)

(прижать ладони к груди)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с экологическими системами

Для того, чтобы познакомить детей с экологическими системами, необходимо выделить специальное экологическое понятие "взаимодействие человека с природой", с помощью которого легко продемонстрировать лю...

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Формирование системы экологического знания, как основы экологического сознания.

Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, накапливаются представления о разных формах жизни, что растения и животные - живые существа, они дышат...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Экологическая система - Луг"

Презентация познакомит детей с экологической системой "Луг"; с животными и растениями данной системы; с правилами поведения в природе....

Экологические сказки в системе работы дошкольников в системе ФГОС

Использование экологических сказок в работе с дошкольниками ДОУ....

Технологическая карта открытого занятия по экологии "Лес, как экологическая система"

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Лес, как экологическая система»...