Технологическая карта открытого занятия по экологии "Лес, как экологическая система"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чугреева Ольга  Валерьевна

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

«Лес, как экологическая система»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №176 «Сказка»

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

«Лес, как экологическая система»

(по познавательному развитию)

Воспитатель: 

                                                                            Чугреева Ольга Валерьевна

2022г.

Технологическая карта итогового открытого занятия

Тема: «Лес, как экологическая система»

Автор: Чугреева Ольга Валерьевна

Возрастная группа: подготовительная  группа «Непоседы»

Образовательная область: «познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид деятельности: Игровая, практическая, коммуникативная.

Форма работы: совместная деятельность, индивидуальная, групповая.

Место проведения: групповая комната.

Цель: закрепление понятия  «экологическая система».

Задачи:

Образовательные:

Закрепить  представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

Закреплять представления о взаимосвязи обитателей леса: растений, животных, птицах, об их пищевой зависимости друг от друга.

Способствовать умению соблюдать правила поведения в лесу

Развивающие:

Развивать представление о разнообразии растительного и животного мира.   

Развивать логическое мышление, память, внимание и речь.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Здоровьесберегающие:

Создать комфортную психологическую атмосферу, обогащая ее положительными эмоциями.

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: художественное слово, физ.минутка, пояснение, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование презентаций.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами (подлесок, ярус леса).

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся в правильном ответе.

Оборудование:

Мультимедийный проектор. Слайдовая презентация  «Этажи леса», раздаточный материал «Цепи питания», дидактическое пособие «Этажи леса и их обитатели».

Ожидаемый результат:

-  Осознание себя как участника познавательного процесса.

-  Сформируются  элементарные навыки самооценки.

-  Смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения  на основе увиденного и сделанного.

 

Этапы

Задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Используемые методы, приемы, формы

Интегративные качества дошкольника 

Вводная часть

Организационный момент:

Мотивация на деятельность.

Словестный разговор

Внутренняя мотивация на деятельность.

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Создание условий для включения у детей мотивации познаваемой деятельности.

Формировать умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу.

  Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок.

   Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

 

- Садимся за столы и послушайте загадку:

   Белки в нём живут и волки,

   В нём растут дубы и ёлки

   Высоченны – до небес!

   Называют его …

-А теперь закройте глаза и представьте себе чудесное солнечное утро. Вы слышите, как поют птицы, как журчит вода в лесном ручейке. Ярко светит солнце. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас, в лицо еле заметно дует ласковый ветерок. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом.

Воспитатель:

-  Скажите, что такое лес?

Дети стоят в кругу, передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания 

Дети: 

(ответы детей)

Дети: (закрывают глаза и представляют)

     

Дети:  ответы детей (деревья, цветы, трава, животные).

Форма организации работы:  групповая

Методы организации работы: 

- беседа,

- вопрос-ответ

Игровой прием (вопрос-ответ)

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; формирование познавательной и  социальной мотивации.

Личностные УУД

Проявляет инициативу, уверенность в свои силы.

Основная  часть

Актуализация знаний.

Постановка и формулирование самостоятельного осознанного алгоритма деятельности при решении творческого и поискового характера

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребёнка.

Организация динамической паузы.

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность

     Воспитатель: ребята посмотрите на экран.

Слайд 3

Лес – это многоэтажный зеленый дом для животных, растений и птиц. У него, как и у дома есть этажи. Эти этажи называют ярусами леса. Растения в лесу растут в несколько ярусов и считают эти ярусы сверху вниз.

- Деревья образуют верхний ярус. Какие деревья вы знаете?

Слайд 4

- Если в лесу растет береза, клен, рябина, какой это лес? 

Слайд 5

- А если сосна, ели?

 Слайд 6

- А если и сосна, и береза, и дуб? 

Слайд 7

Воспитатель: 

Следующий средний ярус, как вы думаете, что образует второй ярус? 

Слайд 8

- Чем кусты отличаются от деревьев? Какие кусты вы знаете?

Слайд 9

Цветы и травы образуют третий ярус.

Слайд 10

Какие травы и цветы вы знаете?

Слайд 11

- Мох, лишайники и грибы, образуют нижний ярус, для их роста не надо много света. 

И каждый вид растения образует свой ярус.

Слайд 12

Воспитатель:

Обратите внимание на слайд. Давайте разберем новое, незнакомое вам слово.

Подлесок. Как вы думаете что это?

Подлесок- это кустарники и мелкие деревья, не достигающие своими кронами уровня основного лесного массива.

Воспитатель:

 А  теперь нам пора немного отдохнуть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом.

Вот – деревья, вот – кусты.

Вот – душистые цветы!

Окружает все забор

За забором – чистый двор.

Воспитатель: 

- А теперь садимся за столы.                        - Посмотрите, чего или кого не хватает в нашем лесу.

Как люди в многоэтажном доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Расположение квартиры каждого зависит от того, чем питается и где находится укрытие. В одних сухо, в других сыро. Каждый жилец приспособился к своей квартире, ему в ней хорошо.

Игра «Заселим жильцов в свои дома»

Есть у каждого свой дом,

Нам тепло, уютно в нем,

И лесным животным тоже

Домик свой найти поможем.

Воспитатель: 

   -Как вы думаете, кто заселяет верхний ярус? Верхний ярус лесного дома заселяют насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев 

- Вместе с ними соседствуют маленькие зверьки. Какие?

Второй ярус – заселен более крупными животными, которые питаются листьями и ветками кустарников, корой деревьев. Это?косули, кабаны, лоси, зайцы 

(это травоядные животные).

А еще, какие животные заселяют второй ярус? Как вы думаете? 

- В траве, на первом ярусе живут: грызуны. А еще, как вы думаете?

-Молодцы! Правильно!

Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. Там же можно увидеть улиток, пауков, клещей, жуков. На насекомых охотятся змеи и ящерицы.

Воспитатель:

 А сейчас обратите внимание, перед вами на столе лежат карточки, посмотрите и составьте правильную цепочку питания.

     

Дети:  ответы детей (Ель,сосна,осина,береза).

Дети:  ответы детей (лиственный).

   Дети:  ответы детей (хвойный).

Дети:  ответы детей (смешанный).

Дети:  ответы детей (кустарники) 

Дети:  ответы детей (рябина,калина,

малина,черемуха  и т.д)

Дети:  ответы детей (одуванчик, ромашка, клевер и т.д)

Ответы детей

Ребёнок проводит физкультминутку.

Дети: (Кистями рук сложить домик, волнообразные движения кистями рук, руками сделать «деревья» и «кусты»,пальцами показать бутон – распускающийся цветок, перед собой показать «забор» из пальцев,наклониться,подмести пол-имитация движениями рук)

Дети: (животных, птиц, насекомых)

Играют в игру «Заселим жильцов в свой дом»

Дети:  ответы детей (птицы)

Дети:  ответы детей (белки и бурундуки)

Дети:  ответы детей (косули, кабаны, лоси, зайцы)

Дети:  ответы детей (хищные- волк,лисы,рассомаха,медведь)

Дети:  ответы детей (насекомые,змеи,черви,

ящерицы,пауки и т.д.)

Ребята самостоятельно включаются в работу

Словесный метод 

- беседа.

-вопрос-ответ,

 -диалог.

Наглядный метод: показ презентации со словесными пояснениями.

Словесный метод 

- беседа.

-вопрос-ответ,

 -диалог.

Словесный метод 

- беседа.

-вопрос-ответ,

 -диалог.

Наглядный метод: показ презентации со словесными пояснениями.

Игровой приём (физминутка «На горе мы видим дом»).

Словесный метод 

- беседа.

-вопрос-ответ,

 -диалог.

Наглядный метод – игра «Заселим жильцов в свой дом»

Прием эмоциональной заинтересованности (постановка проблемного вопроса).

Наглядный метод – игра «Заселим жильцов в свой дом»

Метод контроля и стимулирования (похвала).

Коммуникативные УУД

Умение вести диалог, отвечать на вопросы.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД

Формирование познавательной и социальной мотивации.

Обладает начальными знаниями и представлениями.

Познавательные УУД

Умение работать в паре, группой.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Проведение рефлексии, определение ценности мероприятия, его полезность.

Обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

     Воспитатель:

Вы молодцы, очень хорошо поработали. А сейчас мы поиграем в игру «Можно — нельзя» 

Ломать деревья и ветки.

Сажать больше деревьев. 

Ходить и топтать на лугах цветы. 

Ходить только по тропинкам. 

Рвать цветы.

Любоваться ими. 

Оставлять после себя мусор в лесу. 

Собрать мусор в яму и закопать. 

Разжигать костры в лесу. 

Любоваться красотой природы.

В лесу шуметь. 

Отдыхать на пне.

Слушать звуки леса.

 Воспитатель:

- Молодцы!

     Воспитатель:

Ребята, что вам больше всего запомнилось на нашем занятии?

     Воспитатель:  Вы все большие молодцы! Хорошо поработали!

Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!.

     Воспитатель: Наше занятие окончено.

Спасибо.

Дети:  ответы детей 

Дети отвечают на вопрос, что им запомнилось сегодня на занятии

Дети: До свидания!!! Спасибо!

Регулятивные УУД

Оценка и осознание  того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этажи леса Цель: закрепление понятия «экологическая система»

Слайд 3

Лиственный лес В лесу больше всего берёз, то это- лиственный лес, который ещё называют березняком

Слайд 4

Если в лесу растут ели или другие хвойные деревья- это хвойные леса

Слайд 5

В смешанном лесу растут хвойные и лиственные деревья.

Слайд 6

Средний ярус – кустарники. Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник,

Слайд 8

Ниже кустарников – травы.

Слайд 9

Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

Слайд 10

Подлесок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия

Технологическая карта открытого занятия с мультимедийным материалом...

Технологическая карта открытого занятия по кружку «Волшебная флейта»

Один из отрывков занятий блокфлейтой с детьми старшей и подготовительной  групп, которые занимаются  в кружке "Волшебная флейта"...

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...

Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).

Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....

Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Помощь Зайке".

Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе по теме геометрические фигуры....

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...