ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Фалина Ирина Сергеевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?» для подготовительной группы + КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chay.docx18.72 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_chay.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОТКУДА ЧАЙ ПРИШЁЛ?»

Группа:  подготовительная №11

Длительность: 1 неделя (краткосрочный)

Форма итогового мероприятия:  обучающее мероприятие

ФИО ответственного воспитателя: Фалина И.С. ,Солдаткина С.В.

Вид проекта :

 Познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Сроки реализации:

Краткосрочный: 1 неделя

Участники проекта:

 Дети , воспитатели, помощник воспитателя  группы, родители воспитанников.

Цель проекта

  • Расширить и углубить знания детей о происхождении чая и чайных традиций разных стран.

Задачи проекта:

  • Воспитательные:  воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, толерантность.
  • Развивающие:  развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку ,речевые умения, чувство сопричастности к народным традициям.
  • Обучающие:

-  вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной деятельности;

- познакомить детей с историей возникновения чая;

- познакомить со странами, в которых выращивают чай;

- познакомить с чайными традициями Индии;

- познакомить с национальным костюмом Индии;

- опытно-экспериментальная работа «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху».

Предполагаемый результат

  • У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории чайных традиций в разных странах;
  • У детей появился интерес и стремление изучать традиции России и Индии;
  • . Детьми освоены навыки безопасного поведения во время опытно-экспериментальной деятельности;
  • Дети  с большим интересом включились в различные виды деятельности;
  • Дети рассказывают  небольшие истории о чайных традициях семьи;  
  • Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в мероприятии.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный: обсудить с родителями проблему, определить пути решения, подбор специальной литературы, подбор музыкального репертуара, разработка плана мероприятий.
  • Основной: Беседы, рассматривание картин, просмотр слайдов, заучивание стихов и поговорок о чае, чаепитии, самоваре;
  • Заключительный:  итоговое мероприятие, презентация

Системная паутинка проекта «Откуда к нам чай пришёл?»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1

Социально-коммуникативное развитие

  • Беседа «Что за праздник, День Чая?» или «Откуда к нам чай пришёл?»

2

Художественно-эстетическое

развитие

  • Оформление группы. Создание панно «У самовара…»
  • Рассматривание иллюстраций, открыток по теме «Чайные традиции разных стран»;

  • Рассматривание картин Б.Кустодиева «Купчиха за чаем», М.Молодых «Чаепитие», иллюстраций о сборе чая в Индии;

  •  «У самовара!» (рисование, гуашь)

3

Речевое развитие

  • Заучивание стихов, пословиц о чае;
  • Составление небольших рассказов о чайных традициях семьи.

4

Познавательное развитие

  • Дидактическая игра «Узнай по запаху» , «Узнай по вкусу»;
  • Конструирование  «шапка для работы на чайных плантациях».

5

Физическое развитие

«Успей накрыть на стол»

Игра - пляска «Самовары»

 Работа с родителями:

  • Создание консультации на сайте детского сада и в группе на тему «Откуда чай пришёл?»;

  • Составление рассказов родителями о чайных традициях семьи;
  • Заучивание с детьми стихов и поговорок о чае;
  • Помощь родителей Софии-Елены в приобретении индийского костюма;
  • Помощь родителей в приобретении платков для индийских костюмов для девочек.



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Откуда чай пришёл?»

Цель: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития.

Задачи:        

- познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;

- привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками;

- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

- создать радостное настроение у каждого участника развлечения.

Оборудование: «Самолёт» (сюжетно-ролевая игра), шляпы для работы на плантациях чая, индийский костюм, платки для имитации индийского костюма для девочек: скатерть, стол, самовар, баранки, чайная посуда для сервировки стола, чай (с лимоном, с молоком, с вареньем); салфетки, картинки (чай, чай черный, зеленый, желтый, красный)

Репертуар: «У самовара», русская народная мелодия.

Ход занятия:

Воспитатель: Чтобы выяснить о чем идёт речь на нашем занятии давайте отгадаем загадку:

Он горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Дети: чай.

Воспитатель: Действительно, речь на нашем занятии пойдёт о чае. С давних пор люди славились своим гостеприимством.

Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости:

«Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»

«Давайте чайком побалуемся» - отвечали хозяева.

Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире. Чай - это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён.  Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется чайный лист, предназначенный для приготовления этого напитка.

Для произрастания чайного куста необходим тёплый климат и достаточное количество влаги. Чай выращивают в Китае, Индии, Африке, Грузии и Краснодарском крае.

Чайные листья собирают вручную. Это очень тяжелая работа.

Воспитатель: А откуда к нам пришёл чай? Какая страна является родиной чая?

Ответы детей.

Воспитатель: Принято считать, что родина чая – Юга–Западный Китай. (показ картинок как растет чай).

Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Выращивание и изготовление чая было секретным. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

А сейчас послушайте интересную историю. Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай «чае», отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

*Вся речь воспитателя подкрепляется слайд-шоу (на экране телевизора) из фото по теме беседы. 

Воспитатель:

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.

Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.

Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

Воспитатель: А какие виды чая вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый.

 Чай был очень дорогим. Для бедных людей чай был почти недоступен, он редко появлялся на столе. Многие простые люди даже не знали, как правильно заваривать чай.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что нужно для чаепития?

Загадки:

1. «Из горячего колодца через нос водица льётся» (чайник).

2. «Много её – беда! Мало её – беда!

Нужна она всегда, больше чем еда» (вода).

3. Был листок зелёным -

Черным стал, томлённым.

Был листочек зубчатым -

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине -

Стал он в магазине (чай).

4. «Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал» (сахар).

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (Самовар).

6. Под одной крышей

Четыре брата стоят (Стол).

7. Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье (Баранка, сушка).

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо справились с заданием.Чай в народе почитали, напиток уважали.

Давайте вспомним поговорки о чае.

*Дети произносят,заранее выученные, поговорки о чае.

Поговорки :

1. «Чай пить – приятно жить».

2. «С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».

3. «Чай не пьёшь, где силу берёшь?»

4. «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».

5. «Выпьешь чайку – позабудешь тоску».

6. «Холодно – пей чай. Жарко – пей чай. Устал – пей чай».

Воспитатель: Кроме поговорок про чай, сложены частушки.

Давайте послушаем их.

*Прослушивание аудио-частушек.

«Чайные частушки»

1. На столе стоит пирог, булочки и сушки

Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.

2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.

1. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

2. Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

3. Подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай.

Воспитатель: С чаем связано большое количество разных примет и суеверий. В старой доброй Англии, попивая ароматный чай у камина, лорды и леди вспоминали некоторые из них:

Если поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, то рискуешь остаться старой девой, т.е. никогда не выйдешь замуж.

Взбалтываешь чай в чайнике – накликаешь ссору.

Чаинки, плавающие в чашке, предвещают визит незнакомца.

Англичане поклонники традиций, они с трепетом относятся к приметам и суевериям. Поэтому всегда пользуются ситечком, в котором оседает заварка, и носят чайник очень осторожно, чтобы избежать семейных разногласий.

Воспитатель:

-А сейчас мы сыграем в игру.

Игра «Определи чай на вкус », «Определи чай по запаху»

(чай с лимоном, с вареньем, чай с молоком…)

Воспитатель: Самовар-то греется, вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт.

Конкурс: «Сервировка стола».

Воспитатель:

Самовар у нас какой!

Вы чайку попить хотите?

Ну тогда для нас спляшите.

Воспитатель:

В прежние годы чай любили,

С сахарком да с медком пили,

И в прикуску, и в накладку,

А бывало и в приглядку.

К чаю ароматному

Прянички печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости заходите!

Речи долгие ведём,

Сами - то чайку попьём?

Повеселились очень дружно,

Подкрепиться теперь нужно –

- За столы скорей садитесь,

Сладким чаем угоститесь!

Чаепитие

А сейчас мы отправимся на самолёте в Индию, страну, где выращивают чай. Садитесь, пожалуйста в самолёт. Пристегните ремни. У штурвала пилот….. .

Взлетаем.

*На глобусе прокладываем путь от России до индии. На экране телевизора появляются сначала российские, а потом индийские пейзажи.

Воспитатель:Прилетели! Осторожно спускаемся по трапу. Какая погода? Чем она отличается от нашей, российской?  Природа. Чем отличается?

*На экране телевизора чайные плантации.

Девочки уходят, переодеваются и выходят в имитированных индийских нарядах.

*Звучит индийская музыка. 

Начинаем угощаться чаем из самовара. Сладкий! С баранками!

Девочки угощают мальчиков… Потом присоединяются к чаепитию.

Воспитатель:

-Вот и закончилось наше с вами путешествие на Родину чая. Вам понравилось? А что нового узнали? Что же вам больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? (ответы детей)

Здорово, ребята, давайте продолжим традицию устраивать чаепития. Согласны

Дети: да.

Конец мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения дет...

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА «СКОРО В ШКОЛУ» ДЛЯ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Познавательно-творческий проект "Огонь - друг. огонь - враг" в подготовительной группе.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, природе, окружающему миру....

Проект "Откуда хлеб пришел" для старшей- подготовительной групп ДОУ

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это воздух, земля, солнце, вода. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб всему голова...

Познавательно-творческий проект «9 Мая – День Победы» В подготовительной группе

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представление о героизме. Уточнить и расширить представления о защ...

Познавательно-творческий проект «Моя Родина — Мордовия» для детей подготовительной к школе группе

(Проект разработан на основе примерного регионального модуля программыдля дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём»)...