Конспект познавательно-исследовательского проекта "Лук-аволшебник"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Вид проекта: познавательно -  исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный  (2 недели) 
Участники исследовательской деятельности: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников. 
Цель проекта :  создание и организация регулярной работы по развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности. 
Задачи:

  • развивать у детей навыки познавательной деятельности, формировать представления детей о строении растения (лука);
  • развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности;
  • расширять и обогащать знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений;
  • развивать умения детей самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, применяя ранее полученные знания;
  • развивать память, логическое мышление и творческие способности детей;
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности;
  • воспитывать сознательное отношение к труду и бережное отношение к природе;
    Предполагаемый результат:
  • доказательство влияния факторов неживой природы на жизнь растений;
  • формирование практических умений в выращивании культурных растений;
  • формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;
  •  формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • воспитание бережного отношения к окружающей природе;
  •  развитие эмоциональной сферы ребенка, любознательности и устойчивого интереса;
  • усвоение материала посредством соответствующих вопросов, выполнение определенных заданий, использование алгоритма; 
  • фиксация ответов детей и поиск «запланированных» ответов вместе с детьми. 
    К концу исследования воспитанники должны знать:
  • влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений;
  • значение лука как продукта питания; 
  •  требования условий к посадке и выращиванию;
    Должны уметь:
  • применять технологию выращивания лука;
  •  выполнять наблюдения за ростом и развитием лука;
  • сравнивать растения по высоте, анализировать и делать выводы по своим наблюдениям;
    Продукт исследовательской деятельности:
  • создание альбома «Рост и развитие зеленого лука»;
  • стендовая сессия  «Лук – волшебник»
  • презентация детьми работы
    Основной механизм реализации проекта:
    Проведение серии регулярных наблюдений естественно - научного цикла. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. 
    1. Подготовительный этап:
  • осуществление проекта с начала совместного выбора темы проекта;
  • рассматривание детьми посадочного материала (величина, форма, окраска) ;
  • создание проблемно – игровой ситуации с целью поиска ответов на вопросы: «Что мы должны сделать вначале? Что потом? Помогут ли нам факторы неживой природы (свет, тепло, вода, земля) вырастить лук? »;
  • подборка стихов, загадок, поговорок и игр о луке; 
  • создание схем;
  • создание буклета для родителей «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
    2. Основной этап (исследовательский):
    Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:
  • работа воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • работа с родителями. 
    Работа воспитателя с детьми:
    После обсуждения с детьми последовательности работы необходимо  подготовить материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей понимать, что природные факторы (свет, вода, тепло, земля) необходимы растениям для роста и развития. Выделяла главное, рассказывала о последовательности проведенной работы: 
    Что делали вначале? Какие действия производили (рассматривали, сажали, ухаживали? Что получилось в результате? 
    Продуктами деятельности оформляли очередную страницу альбома под названием «Рост и развитие зеленого лука».
    Работа с родителями:
    К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о значении исследовательской деятельности в познавательном развитии ребенка, о проекте, его целях и задачах. Провела консультацию «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
    Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями о растениях, иллюстрированными и доступными детям. 
    Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:
    - Неживая природа: воздух, вода, почва, свет;
    - Рассказ о пользе лука;
    - Что можно приготовить с луком? 
    Большую помощь оказали родители в приобретении посадочного материала и посуды для посадки культуры. Помогли детям разучить загадки, поговорки, стихи о луке. 
    Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей. 
  • 3. Заключительный этап:
    Продуктом исследовательской деятельности детей стал альбом: «Рост и развитие зеленого лука» с результатами  исследовательской работы. 
    Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о значении природных факторов (свет, вода, тепло, земля) для растений. 
    Главный итог этой работы развитие коммуникативно - познавательных навыков детей. Дети провели настоящее исследование, получили навыки проведения экспериментальной работы. 
    Мероприятия по реализации проекта
    Познавательно-речевое развитие
    1. Вводная беседа на тему «Знакомимся – наш друг Лук! »; «Как вырастить лук? » Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить лук, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо? 
    Беседа на тему «Польза лука». 
    2. Чтение сказки «Чипполино», разучивание загадок и потешек о луке. 
    3. Знакомство с факторами неживой природы – свет (рост растения) ; температура (источник тепла – солнечное излучение) ; вода (значение воды для растений) .
    Художественно-эстетическое развитие
    1. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала «Овощи»; 
    2. Лепка из соленого теста «Наш друг – Лук! »;
    3. Рисование «Зеленый лук»;
    4. Прослушивание потешек, разучивание загадок, чтение сказки. 
    Социально-коммуникативное развитие
    1. Хороводная игра «Огород»;
    2. Дидактическая игра «Что, где растет? »;
    3. Настольная игра «Что растёт в огороде? », «А что было потом? »
    Исследовательская работа
    - Посадка лука в горшки. 
    - Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, полив и одинаковые температурные условия. 
    - Наблюдение за ростом и развитием лука в течение 2 недель. 
    - Анализ результатов за неделю. Выводы. 
    - Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы. 
    Материалы: 
  • семена лука;
  • ящик для высадки семян лука;
  • фотоаппарат. 
    Исходя из выше изложенного, могу сделать вывод, что метод проектов способствует:
  • актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; 
  • стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; 
  •  реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе;
  •  является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту. 
    В заключении отмечу, что, проектная деятельность, способствовала:
  • развитию мышления, воображения, фантазии, давала возможность детям раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке; 
  • учила быть добрым другом, заботливым и умным защитником всего живого на Земле. 

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

План познавательно-исследовательского проекта на тему:

«Лук – волшебник»

Подготовила:

Ахмерова л.С.

Воспитатель

2017-2018 учебный год

Я вам предлагаю отгадать загадку:

Уж давно о нем не спорят -
Витаминов просто море,
Правда, он не виноват,
Что немножко горьковат.
Круглый год, зимой и летом,
В шубку теплую одетый.
Раздеваем - горько плачем,
А раздеть нельзя иначе.
Догадался, юный друг?
Ну, конечно, это...
(лук).

Всем нами известный овощ лук широко используется в жизни и быту человека. Почти все блюда не обходятся без него. Но не все знают о полезных веществах лука. Лук является природным антибиотиком. Сегодня мы поговорим о пользе и репчатого лука, который способен сильно влиять на наше здоровье.

Основные полезные свойства лука:

Лук помогает убивать вредные микробы, вирус, воспалительные процессы, укрепляет иммунитет, очищает кровь от вредных веществ.

Лук в нашей стране стали растить очень давно. Его завезли из стран Азии.

Польза лука для организма:

Чем полезен репчатый лук?

  • Всем известен лук как борец с простудой. При простудных заболеваниях и для их профилактики лук едят, дышат его фитонцидами. Полезные вещества, выделяемые луком, защищают наше горло, если туда попал вирус или бактерии  способны их убить.
  • Очень полезен он при весенней нехватке витаминов в организме. Употребление лука заменяет  некоторые витамины.
  • Сок лука используют как заболеваниях печени и почек.
  • Помогает при кишечных инфекциях.
  • Лук содержит антиоксиданты, способные очистить наш организм от вредных веществ, очищает  кровь.
  • Ускоряет процесс переваривания пищи и помогает расщеплять жиры. .
  • Помогает от головной боли.
  • В репчатом луке  много витаминов С и А, кальция, калия, этим он помогает хорошо работать сердцу и укрепляет наши кости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....