Занятие по ознакомлению детей с миром природы для старшей группы "Деревья".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена на создание условий для формирования у детей представлений о деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_derevya.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – д/с № 27 «Сказка» муниципального образования

                  г. Саяногорск

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой для детей 5–6 лет.

Тема: «Деревья»

Цель: Создание условий для формирования у детей представления о деревьях.

Задачи:

1. Познакомить детей со строением дерева, учить называть части растения (ствол, ветви, корень, крона, листья, кора), объяснять их назначение.

2. Сформировать нормы поведения в природе.

3. Воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду.

Материалы и оборудование: картинки с изображением деревьев, картинка-схема с изображением частей дерева (ствол, ветви, крона, корень, листья).

 Ход занятия:

  1. ПРИВЕТСТВИЕ

«Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй все вокруг живое!» (дети здороваются)

  1. Игровое упражнение «Отгадай загадку»

 Его весной и летом, мы видели одетым.

А осенью с бедняжки, упали все рубашки? (Дерево).

В.: - Правильно, дерево. Но деревья бывают разные, они отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и так далее.

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»

Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.

Беседа:

- Что вы называли? (Деревья).

Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. 

- Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере).

-Почему люди сажают деревья? (они приносят пользу людям).

-Какие бывают деревья? (высокие, низкие).

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Где растут деревья и не живут люди? (в лесу).

1. Беседа о деревьях.

-А знаете ли вы, как появилось дерево на земле?

        «Однажды давным-давно в мир попало семечко, маленькое еле заметное семечко. Семечко упало в землю, проросло и превратилось в зеленый росток. Росток рос, рос, протягивая к небу свои веточки-ручки, тянулся своими листочками-пальчиками к солнышку и превратился в высокое могучие Дерево. Корни его, как ноги великана, ушли глубоко в землю и схватились за нее так крепко, что даже ветру было не под силу сдвинуть его смета. Звери и птицы, увидев высокое Дерево, тоже обрадовались. Птицы тут же уселись на ветки и стали распевать песни и вить гнезда. Паучки стали перелетать от одного листика к другому, на своих парашютиках - паутинках. Червячки заползли в трещинки коры, а кто-то приютился под корнями. За ними туда залезли кроты и мыши, нарыли себе подземных ходов, сделали кладовочки для запасов и стали жить-поживать. Увидела белка в стволе Дерева дупло, прыг туда и давай орешки щелкать: лучше дома не найти.  Вот так в мире установился порядок.

В.:        - Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

- Какую пользу приносят корни дереву?  (Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности).

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту, и в ширину).

- Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, красивые, любимые русские березки.

Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

- Как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре).

В.: - Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их.

-  Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).

Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по годичным кольцам.

-Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Кроны у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

- Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья? Чем отличаются листья березы и ели? (у ели лист в форме иголочки).

 - Какого цвета бывают листья? Лист – источник жизни на планете.

- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете).

— Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

Физкультминутка «Деревья»

Станем мы деревьями (дети ставят ноги на ширине плечи) 

Сильными, большими (руки на поясе).

Ноги – это корни (раздвигают ноги шире).

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали, 

(сжатый кулак ставят над другим кулаком)

 Из глубин далеких воду доставали

(наклоняются, разгибаются, руки чашечкой)

Тело наше – ствол могучий (раскрытыми ладонями проводят вдоль

тела сверху вниз)

Он чуть-чуть качается (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой (складывают ладони шалашиком,

острым концом вверх)

В небо упирается (поднимают соединенные руки вверх).

Наши руки – это ветви (раскрывают ладони в поднятых руках)

Крону вместе образуют (смыкают пальцы над головой).

В кроне им совсем не страшно (качают головой).

Когда ветры сильно дуют (качают поднятыми руками).

Пальцы веточками будут (шевелят пальцами обеих рук).

Листья закрывают их (прикрывают одну ладонь другой).

Как придет за летом осень (поднимают вверх правую руку, затем

левую).

Разлетятся листья вмиг (разводят руки в стороны).

В: - Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью и отращивают новые весной.

Это лиственные деревья. 

        У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода.

В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Игра «Лиственное, или хвойное?»

        На доске появляются ветки лиственного и хвойного деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.

Игра «Части дерева»

На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: сосна, рябина.

У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки (хвоя).

У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.

(Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются).

Игровое упражнение «У кого что?»

Давайте вспомним, как называются части дерева.

(иллюстрация)

У человека ноги, а у дерева…(корни).

У человека тело, а у дерева…(ствол).

У человека руки, а у дерева…(ветви).

Ветви и листья образуют…(крону).

Дидактическая игра «Назови лист дерева» (с мячом)

Берёза - берёзовый.

Клён - кленовый.

Осина - осиновый.

Дуб – дубовый.

Рябина – рябиновый.

Ольха – ольховый.

Ива – ивовый.

Слива – сливовый.

Яблоня – яблоневый.

Игра «Польза – Вред»

В.: - Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья?

1. Деревья приносят большую пользу: их свежая зелень украшает города и селения;

2. от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека; может укрыть от дождя, спрятаться в тени дерева летом,

3. они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться от дождя, отдохнуть; радуют красотой, дарами (плодами).

деревья дают древесину; они служат топливом;

4. из дерева делают мебель, бумагу; плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

5. деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным).

 «Берегите добрый лес – он источник всех чудес»

3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В.: - А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (не вырубать, не ломать деревья; не разжигать в лесу костры; не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; поливать плодовые деревья, обкапывать их).

- Ребята, деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

- Закончить наше занятие хочется стихотворением:

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый,

Лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте,

Возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных

И земля наша будет прекрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей «Что природе хорошо, а что природе плохо» Старший дошкольный возраст

Задачи:Образовательные:Расширить представления детей о взаимодействии человека с природой.Закрепить правила поведения в природеРазвивающие:Формировать умение реально оценивать возможную опасности вмеш...

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе на тему: «Животные в природе и дома»

конспект поможет воспитателям познакомить детей с жизнью животных дома и в природе...

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»...

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...

Викторина о природе для старших дошкольников «Любители природы»

И стоит только захотетьКак оживет природа вдругИ всем захочется лететь, как птица,Шуметь берёзкой кудрявою в лесуИ я вас приглашаю окунутьсяВ природу, в дикий мир и красоту.Богат, прекрасен и бесконеч...