Познавательно-исследовательский проект "Цветник для любимого садика"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetnik.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» г.о. Самара

Познавательно-исследовательский проект

«Цветник для любимого садика»

Авторы:

Маслова Татьяна Алексеевна, воспитатель

Сухова Марина Сергеевна, воспитатель

Самара, 2023

Паспорт проекта

Направление

Содержание (с учётом рекомендаций)

Творческое название проекта

«Цветник для любимого садика»

дошкольники 6-7 лет

Вид проекта

Познавательно-информационный

Тип проекта

исследовательский, творческий, долгосрочный (май-август)

Разработчик проекта

Маслова Т. А., Сухова М.С.

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители

Проблема

Актуальность

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли цветы нам и природе? Почему дети уничтожают цветы? Знают ли дети, какие цветы живут рядом с нами? Знают ли дети, как цветы зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме? Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о цветах. Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о цветах.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Цель проекта

Формирование у детей представлений о жизни растений.

Основные задачи проекта

Образовательные: Дать понятие, что такое цветок.

Формировать навыки детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Формировать умение детей правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Развивающие: Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Разовьются познавательный интерес детей, расширится представление о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформируются навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Технологии и методики используемые в работе

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Технология развивающего обучения

Технология проектной деятельности

Игровая технология

Характер контактов

Внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй

Продукт проектной деятельности

Творческие работы воспитанников.

Анализ и оценка результата проекта

Достигли ожидаемый результат. Повысился познавательный интерес детей, расширились представление о цветах. Дети готовы участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

Подбор материала, метод. литературы, информации по теме

Участие в тематических беседах, наблюдениях, рассматривание иллюстраций по теме

Участие в предполагаемых формах работы по проекту

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Активное участие в формах работы по теме

Проведение круглых столов с родителями консультаций по теме проекта, участие в мероприятиях, выполнение индивидуальных поручений.

Формирующий этап

Организация различных форм детской деятельности. Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта.

Активное участие в формах работы по теме.

Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (Цветы вокруг нас). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Совместная работа при подготовки итогового мероприятия. Участие в итоговых мероприятиях.

Участие в итоговых мероприятиях.


Перспективный план работы по проекту

«Цветник для любимого садика»

Подготовительный этап.

Содержание работы

Срок

Ответственные

  1. Познакомиться с содержанием и методикой организации проектной деятельности, определить цели и задачи проекта.
  2. Составить план работы.
  3. Консультация для родителей «Ребенок и природа», знакомство с планом проекта.
  4. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  5. Подборка иллюстративного материала.
  6. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
  7. Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.
  8. Определение уровня знаний детей по теме.

Март

(1 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

Исследовательский этап.

  1. Цветы в мире литературы. Поместить различные «Умные книжки о цветах» – вызывать желание узнавать что-то новое о растениях.
  2. Чтение художественной литературы : Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
  3. Разучивание стихов о цветах.
  4. П/игра «Цветы».
  5. Беседа «Классификация цветов» ( по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
  6. Рассматривание различных семян цветов.
  7. Посадка семян в емкости для рассады.

Март

(2-3 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Рассматривание иллюстраций «Садовые и луговые цветы».
  2. Рассматривание книг и открыток о цветах.
  3. Разучить пальчиковую гимнастику «Наши алые цветы», «Мак», «Растения».
  4. Пополнить дидактическими играми «Отгадай, что за растение», «На лугу», «Собери цветок».
  5. Организовать конкурс декоративно-прикладного творчества «В мире цветов»
  6. Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
  7. Подвижные игры «Цветы и ветер», «Пчелы и цветы»
  8. Наблюдение за рассадой, изготовление карточек «Как растет цветок»

Март

(4 нед)

Апрель

(1-2 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик».
  2. Разгадывание загадок про цветы.
  3. Предложить родителям совместно с детьми выбрать садовый, луговой цветок или лекарственное растение и собрать о нем интересную информацию.
  4. Игры с рисованием «Дорисуй цветок по образцу», «Раскрась цветок».
  5. Изготовление макета «Царство цветов».
  6. Пальчиковая гимнастика «Растения», «Мак».
  7. Подвижные и хороводные игры «Пчелы и цветы», «Катя по садочку гуляла», «Мы на луг идем».
  8. Наблюдение за всходом, ростом и цветением многолетних цветов.
  9. Полив рассады цветов, рыхление почвы на клумбе с многолетниками.

Апрель

(3-4 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Организовать прогулку по территории детского сада, понаблюдать за разнообразием клумб и цветов. Рассмотреть и выделить характерные особенности, закрепить названия цветов.
  2. Беседа с детьми на тему «Почему их так назвали?», «Легенды о цветах»
  3. Чтение и заучивание поговорок о цветах.
  4. Рисунки на асфальте «Цветы».
  5. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы», «Растения»
  6. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Растения».
  7. Слушание музыки П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
  8. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Какого цветка не стало?», «Найди, что опишу».
  9. Посадка семян бархоток в вазоны на прогулочном участке.
  10. Познавательное мероприятие «Мир садовых цветов». Посадка подготовленной рассады в клумбы на прогулочном участке.

Май

(1-2 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Коллективная работа - изготовление коллажа «На лугу».
  2. Беседа на тему «Профессии людей, занятых в цветоводстве».
  3. Экскурсия в цветочный магазин (виртуальная экскурсия).
  4. Конструирование из бросового материала «Цветы»
  5. Рисование «Мой любимый цветок»
  6. Организация игры «Цветочный магазин»
  7. Акция «Цветы для любимого города». Посадка цветов в клумбы и вазоны на территории детского сада .

Май

(3-4 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Организовать фотовыставку «Клумба на моем участке, на моем дворе».
  2. Задания на количественный счет цветов.
  3. Д/игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).
  4. Игровая ситуация «Познакомь лису с цветами» (умение классифицировать цветы).
  5. Подвижные игры «Беги к тому цветку, который назову».
  6. Лепка «Мы на луг пришли»
  7. Беседа «Ядовитые цветы»
  8. Чтение художественной литературы «Золотой луг», «Колокольчики», «Ромашка», «Цветы».

Июнь

(1-2 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Сюжетно ролевая игра «Приключение в лесу».
  2. Составление вместе с детьми кроссворда про цветы.
  3. Игра «Подбери признак» (Ромашка какая? Папоротник какой?..)
  4. Дыхательная гимнастика «Подуй на цветок», «Ветерок».
  5. Пальчиковая гимнастика «Посадили в землю зернышко», «Наши красные цветочки».
  6. Прослушивание аудиозаписи Ю.Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»
  7. Чтение художественной литературы «Дюймовочка», «Как поссорились растения», «Фея с волшебной поляны»
  8. Рисование «Георгин» ватными палочками.

Июнь (3-4 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

1. Составление описательных рассказов о цветах, используя схемы.

2. Этюд по сказке Катаева «Цветик-семицветик».

3. Игра «Интервью про цветы» (формирование навыков диалогической речи).

4. Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

5. Артикуляционная гимнастика «Пчела», «Бабочка летает вокруг своего цветка».

6. Конструирование из природного материала «Ромашка и ее друзья».

7. Рисование «Цветок который я придумал(а)»

8. Инсценировка экологической сказки «Берегите природу».

Июль (1-2 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Совместная работа родителя и ребенка. Изготовление книжек малышек о понравившемся цветке.
  2. Слушание музыкального произведения М. Протасов «Одуванчики».
  3. Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».
  4. Экскурсия в библиотеку на выставку «Волшебные цветы в сказках».
  5. Чтение сказка-быль «Неизвестный цветок».
  6. Игры «Собери цветок», «Полей цветок», «Собери букет»
  7. П/игры «Роза», «Мак».
  8. Разучивание пальчиковой гимнастики «Подсолнух»

Июль

(3-4 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

  1. Чтение Х.К. Андерсена «Волшебные цветы Иды».
  2. Заучивание стихотворений про цветы с использованием мнемотаблиц.
  3. Наблюдение за сменой цветения цветов, выделяя особенности каждого цветка.
  4. Оригами «Тюльпан»
  5. Словесные игры «Да – нет», «Букет цветов», «Какие цветы бывают?»
  6. Раскрашивание цветов в раскрасках.

Август

(1-2 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

Заключительный этап

  1. Конкурс на лучший букет своими руками «Я садовником родился»
  2. Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
  3. Оформление альбомов «Первоцветы», «Лекарственные растения», «Луговые цветы», «Комнатные растения».
  4. Составление сборников «Стихи о цветах», «Загадки о цветах».
  5. КВН с привлечением родителей «Знатоки насекомых».
  6. Оформление портфолио проекта.
  7. Мероприятие с привлечением родителей «Изготовление подарка ко дню пожилого человека».
  8. Сбор семян с однолетних цветов для посадки в следующем сезоне.

Август

(3-4 нед)

Маслова Т.А.,

Сухова М.С.,

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– ; № 5

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–;№ 3

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2008

6. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–;№ 11

7. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.–; (Библиотечка "Первого сентября").

8. Рыжова Н. Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.–;№ 11; № ; (Работаем по программе "Наш дом – природа").

9. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.–;№ 12

10. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–;№ 19. № 23; ;№ 5; № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект «Любимые игрушки Смешариков»

В  реализации данного проекта участвуют несколько воспитателей: ведущий проекта один – воспитатель по интеллектуальному развитию, проводящий три основных занятия (смотрите ниже) в компьютерном кл...

Познавательно-исследовательский проект «Мой любимый город» 2 младшая группа

Дети - это наше будущее, а значит - будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия: страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего ...

Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый огород"

Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей и цветов. Задачи:    - познакомить с циклами жизни овощей и цветов.        - ...

Познавательно-исследовательский проект: «Моя любимая семья»

К сожалению, в современном мире в нашей стране ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Каждый член семьи занят только своими проблемами, уровень общения неукло...

Познавательно-исследовательский проект "Мое любимое животное"

Познавательно-исследовательский проект «Мое любимое животное» Цель проекта:Формирование интереса и воспитание гуманного отношения к животным.Задачи проекта:Уточнять представления...

«По страницам любимых сказок» КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность)

laquo;По страницам любимых сказок»КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская деятельность)  Цель: создание игровых и проблемных ситуаций, спос...