«По страницам любимых сказок» КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект урока (старшая группа)

Филипьева Ирина Евгеньевна

 

«По страницам любимых сказок»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию

(познавательно-исследовательская деятельность)

 

 

Цель: создание игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

 Обучающие:  учить в проблемной ситуации находить правильное решение; продолжать знакомить детей со свойствами и качествами веществ, материалов путём экспериментирования, устанавливать причинно – следственные связи.

Развивающие: развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;

Воспитательные: воспитывать  самостоятельность, инициативность, желание помогать друг другу в выполнении совместного задания. 

Предварительная работа:  чтение и рассматривание сказок; отгадывание загадок; разучивание физминутки.

Материалы и оборудование:  бутыль с грязной водой, воронки, ватные диски, стаканы, солома, прутья , камешки, магнит, емкость с водой и ключом, мешочек с манной и гречневой крупами, сито, тарелочки.

Список литературы: интернет-ресурсы.

 

Ход ООД:

 

Возьмёмся за руки ,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Ребята, а вы любите сказки??? 

какую интересную книгу я сегодня нашла у нас в группе. Давайте откроем книгу? Ой что же здесь, сказки перепутаны.

Голос: Ха-Ха Ха Они любят сказки, а  про  меня бабу Ягу забыли????Так вот  знайте, что ваши сказочки попали в беду и теперь вы их никогда не сможете их прочитать! Ха-ХаХа!

Ребята, что же будем делать?? Надо сказки выручать??Надо сказкам помогать?

Как же мы сможем им помочь??

Голос:  Я добрая фея вам помогу, на помощь волшебную шкатулочку вам подарю! Глаза закрывайте 1-2-3 волшебную шкатулочку получайте. Давайте откроем и посмотрим, что нам подарила фея.( открываем шкатулочку, рассматриваем предметы). Дети вы знаете, что это?? как они нам могут пригодиться?

 

- Ну, что, вы готовы помочь сказочным героям

Первая заколдованная страничка

 

«Не послушал он сестрицу

И напился из копытца

Был он мальчиком, ребёнком

Стал он беленьким козлёнком»

- Узнали ребята сказку??

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

-Почему нельзя было пить эту воду?

- Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.

-Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, что нам может пригодиться?

 С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

- Посмотрите, к какому столу мы должны подойти, чтобы помочь Иванушке?

Правильно, к столу с цифрой 1.

Подходят к столу № 1

Опыт «Фильтрация воды»

- Ребята, посмотрите на воду в бутылке и скажите можно ее пить? А почему?

- А можем мы ее из грязной превратить в чистую?

- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду.

Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры.

Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.

- В пустой стакан ставим воронку, в нее кладем ватный диск и очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в воронку с фильтром.

- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

- Куда же делась грязь? Куда делся песок?

- Сравните полученную воду с нашей водой. Она одинаковая? 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод:И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через фильтр, то беды можно было избежать.

-Ребята, помогли мы Аленушке и Иванушке?

 Откроем дальше нашу книгу и  посмотрим, кто ещё нуждается в нашей помощи.

Следующая заколдованная страница.

 

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же 
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Узнали из какой это сказки?

Что случилось с поросятами? Давайте обратимся к нашей шкатулке?

 

- Ребята, а вы помните из какого материала домики построили поросята?

- Молодцы, правильно из соломы, из прутиков, из камня.

- А из какого материала волк не смог разрушить домик? А почему?

- Тогда подумайте, к столу с какой цифрой нам нужно подойти, чтобы проверить, правда ли что домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный?

С цифрой 2.

Подходят к столу № 2

Эксперимент «Самый прочный»

- Посмотрите на  стол, перед вами: соломинка, прутик, камень.

- Положите перед собой на стол соломинку и представьте, что случится, если вы подуете на нее?

- Теперь подуйте, произошло то, что вы думали? Соломинка легко сдвинулась с места?

- Теперь положите перед собой прутик и представьте, что случится, если вы подуете на него. Подуйте на прутик. Сравните, что легче сдвинулось с места прутик или соломинка?

- И в конце эксперимента представьте, что случится, если вы подуете на камень? Проверьте свое предположение.

- Какой материал самый легкий? Тяжелый? Какой из них будет самый прочный?

- А теперь попробуйте переломить, смять, сломать наши строительные материалы. Какие материалы прочные, ломкие, а какие нет?

- Какой вывод мы можем сделать? Из какого материала поросятам надо было построить свои дома? Почему?

- Правильно, дом из камня самый прочный потому, что камень самый тяжелый и прочный материал.

                                             

- Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка  «Три поросенка»

«Три пухлых поросенка купаются в пруду(показывают, как плавают)

Три ловких поросенка играют в чехарду (прыжки с приседанием)

Три сильных поросенка играют в баскетбол (руки вверх)

Три веселых поросенка танцуют и поют (подскоки вокруг себя)

Как наши поросята весело живут! (хлопают в ладоши)

 

- Мы молодцы и трем поросятам смогли помочь. Продолжим делать добрые дела?  Откроем волшебную книгу?

Следующая заколдованная сказка?

 

- Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. 

Узнали ребята сказку?

Кто ждет от нас помощи??

 

- Ребята, Золушка ждет от нас помощи. Дело в том, что злая мачеха не хочет, чтобы Золушка попала на бал и дала ей много работы. Бедняжке нужно разобрать все, что в мешке по разным чашкам. Только тогда она сможет попасть на королевский бал.

Ребята, сможем мы помочь Золушке? Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, может и сейчас она нам поможет?

 Тогда пойдем к столу с номером 3.

Подходят к столу № 3

 

Эксперимент «Волшебное сито»

- Посмотрите, что лежит на столе?

Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же перемешала мачеха?

- Как быстро разделить крупы друг от друга? Ведь до бала осталось всего несколько минут.

-Ребята давайте поможем Золушке перебрать крупу (манная крупа, смешана с гречневой).

- Как же это сделать быстрее?

- Что это? (показывает сито)

- Знаете, как этим пользоваться, что надо делать?

- Конечно, просеять крупу.

Предлагается детям провести эксперимент: просеять манку через сито.

- Что остаётся в сите? Что из сита сыплется в миску?

Объясните, почему так можно разделить крупы?

Воспитатель подводит к выводу: гречка крупная – не пройдет в ситечко, потому что ячейки ситечка меньше чем гречка, а мелкая манка высыпается в тарелку.

- Ребята, молодцы! Золушка будет очень рада, теперь она точно попадет на бал.

У нас опять получилось помочь Золушке.

 Ну что откроем нашу волшебную книгу?? Следующая заколдованная страница.

- Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо, игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик ... (Кощей)

- Кощей пишет, что вредная Баба Яга украла его «волшебного сундука» ключ и утопила ее в емкости с «мертвой водой». Теперь он не может ее достать, чтобы снова спрятать, потому что если дотронется до воды – умрет!

- Ребята, поможем Кощею?  Как мы поможем  кощею??  Откроем нашу волшебную шкатулочку!

Подходят к столу № 4

Опыт «Волшебный камень»

- Ребята, посмотрите, а вот и емкость с ключиком в «мертвой воде». А рядом лежат  магниты Как вы думаете для чего, они здесь лежат?

- Кто догадался, как можно помочь Кощею?

Предлагается ребенку провести опыт: достать ключик с помощью обычного  и магнита.

- Ребята, с помощью какого камня мы достали ключ? Почему?

Воспитатель подводит к выводу, что с помощью магнита можно достать иголку не замочив рук, потому что магнит притягивает к себе все металлические предметы.

 

Ребята, слышите, наша книга ожила! Запела( музыка из сказки)

 Голос: Спасибо ребята, вы победили бабу Ягу  и сказки  все вернулись в книгу. А я вам дарю эти волшебные сказки.

Ребята вы молодцы! Вы спасли сказки из книги! Что вы делали, чтобы спасти сказки?

. Давайте, с вами вспомним, кому и как мы помогли.

- Все ли у нас получилось?

- Молодцы, правильно, много знать и уметь.

- Вы рады, что мы помогли сказочным героям. А теперь вы можете посмотреть книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poznavatelno_issledovatelskaya_deyatelnost.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ООД

по познавательному развитию

(познавательно-исследовательская деятельность)

образовательная ситуация «По страницам любимых сказок»

Цель: создание игровых и проблемных ситуаций, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

обучающие:  учить в проблемной ситуации находить правильное решение; продолжать знакомить детей со свойствами и качествами веществ, материалов путём экспериментирования, устанавливать причинно – следственные связи.

развивающие: развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности;

воспитательные: воспитывать  самостоятельность, инициативность, желание помогать друг другу в выполнении совместного задания. 

Предварительная работа:  чтение и рассматривание сказок; отгадывание загадок; разучивание физминутки.

Материалы и оборудование:  бутыль с грязной водой, воронки, ватные диски, стаканы, солома, прутья , камешки, магнит, емкость с водой и ключом, мешочек с манной и гречневой крупами, сито, тарелочки.

Список литературы: интернет-ресурсы.

Ход ООД:

Возьмёмся за руки ,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Ребята, а вы любите сказки???  

какую интересную книгу я сегодня нашла у нас в группе. Давайте откроем книгу? Ой что же здесь, сказки перепутаны.

Голос: Ха-Ха Ха Они любят сказки, а  про  меня бабу Ягу забыли????Так вот  знайте, что ваши сказочки попали в беду и теперь вы их никогда не сможете их прочитать! Ха-ХаХа!

Ребята, что же будем делать?? Надо сказки выручать??Надо сказкам помогать?

Как же мы сможем им помочь??

Голос:  Я добрая фея вам помогу, на помощь волшебную шкатулочку вам подарю! Глаза закрывайте 1-2-3 волшебную шкатулочку получайте. Давайте откроем и посмотрим, что нам подарила фея.( открываем шкатулочку, рассматриваем предметы). Дети вы знаете, что это?? как они нам могут пригодиться?

Ну, что, вы готовы помочь сказочным героям

Первая заколдованная страничка

«Не послушал он сестрицу

И напился из копытца

Был он мальчиком, ребёнком

Стал он беленьким козлёнком»

- Узнали ребята сказку??

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

-Почему нельзя было пить эту воду?

- Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды.

-Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, что нам может пригодиться?

 С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.

- Посмотрите, к какому столу мы должны подойти, чтобы помочь Иванушке?

Правильно, к столу с цифрой 1.

Подходят к столу № 1

Опыт «Фильтрация воды»

- Ребята, посмотрите на воду в бутылке и скажите можно ее пить? А почему?

- А можем мы ее из грязной превратить в чистую?

- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду.

Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры.

Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.

- В пустой стакан ставим воронку, в нее кладем ватный диск и очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в воронку с фильтром.

- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

- Куда же делась грязь? Куда делся песок?

- Сравните полученную воду с нашей водой. Она одинаковая? 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод:И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через фильтр, то беды можно было избежать.

-Ребята, помогли мы Аленушке и Иванушке?

 Откроем дальше нашу книгу и  посмотрим, кто ещё нуждается в нашей помощи.

Следующая заколдованная страница.

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же 
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)

Узнали из какой это сказки?

Что случилось с поросятами? Давайте обратимся к нашей шкатулке?

Ребята, а вы помните из какого материала домики построили поросята?

- Молодцы, правильно из соломы, из прутиков, из камня.

- А из какого материала волк не смог разрушить домик? А почему?

- Тогда подумайте, к столу с какой цифрой нам нужно подойти, чтобы проверить, правда ли что домики из соломы и прутиков непрочные, а из камня прочный?

С цифрой 2.

Подходят к столу № 2

Эксперимент «Самый прочный»

Посмотрите на  стол, перед вами: соломинка, прутик, камень.

- Положите перед собой на стол соломинку и представьте, что случится, если вы подуете на нее?

- Теперь подуйте, произошло то, что вы думали? Соломинка легко сдвинулась с места?

- Теперь положите перед собой прутик и представьте, что случится, если вы подуете на него. Подуйте на прутик. Сравните, что легче сдвинулось с места прутик или соломинка?

- И в конце эксперимента представьте, что случится, если вы подуете на камень? Проверьте свое предположение.

- Какой материал самый легкий? Тяжелый? Какой из них будет самый прочный?

- А теперь попробуйте переломить, смять, сломать наши строительные материалы. Какие материалы прочные, ломкие, а какие нет?

- Какой вывод мы можем сделать? Из какого материала поросятам надо было построить свои дома? Почему?

- Правильно, дом из камня самый прочный потому, что камень самый тяжелый и прочный материал.

        

- Мы с вами проделали большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка  «Три поросенка»

«Три пухлых поросенка купаются в пруду(показывают, как плавают)

Три ловких поросенка играют в чехарду (прыжки с приседанием)

Три сильных поросенка играют в баскетбол (руки вверх)

Три веселых поросенка танцуют и поют (подскоки вокруг себя)

Как наши поросята весело живут! (хлопают в ладоши)

- Мы молодцы и трем поросятам смогли помочь. Продолжим делать добрые дела?  Откроем волшебную книгу?

Следующая заколдованная сказка?

- Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. 

Узнали ребята сказку?

Кто ждет от нас помощи??

- Ребята, Золушка ждет от нас помощи. Дело в том, что злая мачеха не хочет, чтобы Золушка попала на бал и дала ей много работы. Бедняжке нужно разобрать все, что в мешке по разным чашкам. Только тогда она сможет попасть на королевский бал.

Ребята, сможем мы помочь Золушке? Давайте откроем нашу волшебную шкатулку, может и сейчас она нам поможет?

 Тогда пойдем к столу с номером 3.

Подходят к столу № 3

Эксперимент «Волшебное сито»

- Посмотрите, что лежит на столе?

Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же перемешала мачеха?

- Как быстро разделить крупы друг от друга? Ведь до бала осталось всего несколько минут.

-Ребята давайте поможем Золушке перебрать крупу (манная крупа, смешана с гречневой).

- Как же это сделать быстрее?

- Что это? (показывает сито)

- Знаете, как этим пользоваться, что надо делать?

- Конечно, просеять крупу.

Предлагается детям провести эксперимент: просеять манку через сито.

- Что остаётся в сите? Что из сита сыплется в миску?

Объясните, почему так можно разделить крупы?

Воспитатель подводит к выводу: гречка крупная – не пройдет в ситечко, потому что ячейки ситечка меньше чем гречка, а мелкая манка высыпается в тарелку.

- Ребята, молодцы! Золушка будет очень рада, теперь она точно попадет на бал.

У нас опять получилось помочь Золушке.

 Ну что откроем нашу волшебную книгу?? Следующая заколдованная страница.

- Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо, игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик ... (Кощей)

- Кощей пишет, что вредная Баба Яга украла его «волшебного сундука» ключ и утопила ее в емкости с «мертвой водой». Теперь он не может ее достать, чтобы снова спрятать, потому что если дотронется до воды – умрет!

- Ребята, поможем Кощею?  Как мы поможем  кощею??  Откроем нашу волшебную шкатулочку!

Подходят к столу № 4

Опыт «Волшебный камень»

- Ребята, посмотрите, а вот и емкость с ключиком в «мертвой воде». А рядом лежат  магниты Как вы думаете для чего, они здесь лежат?

- Кто догадался, как можно помочь Кощею?

Предлагается ребенку провести опыт: достать ключик с помощью обычного  и магнита.

Ребята, с помощью какого камня мы достали ключ? Почему?

Воспитатель подводит к выводу, что с помощью магнита можно достать иголку не замочив рук, потому что магнит притягивает к себе все металлические предметы.

Ребята, слышите, наша книга ожила! Запела( музыка из сказки)

 Голос: Спасибо ребята, вы победили бабу Ягу  и сказки  все вернулись в книгу. А я вам дарю эти волшебные сказки.

Ребята вы молодцы! Вы спасли сказки из книги! Что вы делали, чтобы спасти сказки?

. Давайте, с вами вспомним, кому и как мы помогли.

- Все ли у нас получилось?

- Молодцы, правильно, много знать и уметь.

- Вы рады, что мы помогли сказочным героям. А теперь вы можете посмотреть книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...