Паспорт проекта «Времена года. Зима», средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гурьева Мария Михайловна

Предлагается паспорт среднесрочного проекта "Времена года. Зима" для средней группы, познавательно-экологической направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 Московского района г. Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Времена года. Зима»

Авторы: Гурьева Мария Михайловна – воспитатель ГБДОУ №23, высшее педагогическое образование, 1-я квалификационная категория; Кузнеченкова Марина Ивановна – воспитатель ГБДОУ № 23, среднее педагогическое образование, высшая квалификационная категория.

Название проекта: «Времена года. Зима»

Вид проекта: познавательный, экологический.

Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь 2022 г. – февраль 2023 г.).

Участники проекта: дети средней группы «Теремок», воспитатели.

Проблема проекта:

Беседуя с детьми, мы отметили, что воспитанники путают последовательность времен года и их признаки, а знания о сезонных изменениях, происходящих в природе и их причинах, отрывочны и бессистемны.

Актуальность проекта: 

Экологическое воспитание дошкольников в современных условиях переизбытка информации представляется нам необходимым для создания у детей научной картины мира, формирования основ экологической культуры. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, и мы можем увлечь, многое объяснить и заинтересовать воспитанников. Поэтому педагогам нужно как можно чаще давать детям элементарные знания и представления о живой и неживой природе и их взаимосвязи.

Детские цели: узнать, что происходит вокруг нас зимой.

Педагогическая цель проекта: уточнить и систематизировать знания и представления детей о живой и неживой природе нашего региона в зимний период.

Задачи проекта: 

Продолжать знакомить воспитанников с признаками времен года, рассказать о сезонных изменениях в мире живой и неживой природы зимой. Уточнить, что в разных регионах нашей страны сезонные изменения имеют свои особенности.

Продолжать знакомить с явлениями неживой природы (иней, снег, лед, метель, мороз, ветер), свойствами снега и льда.

Дать простейшие знания о взаимосвязи живой и неживой природы.  

Познакомить с зависимостью жизни растений и животных от времени года. Рассказать о том, как зимуют растения (деревья и травы) и самые распространенные животные нашего региона. Обратить внимание на зимующих птиц.

Расширить словарный запас и развивать связную речь.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

У детей сформирована система элементарных знаний о временах года в целом, их продолжительности, признаках и последовательности.

Уточнены знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе зимой.

Расширен словарный запас воспитанников.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 3 месяца: с декабря 2022 г. по февраль 2023 г.

Подготовительно-проектировочный этап (начало декабря 2022 г.)

  1. Определить уровень знаний детей по проблеме проекта.  
  2. Определить тему проекта, цель и задачи. Разработать план- схему.
  3. Оформить предметно-пространственную среду для реализации проекта.
  4. Подобрать информационный и методический материал по теме.

Практический этап (вторая половина декабря 2022 г. – февраль 2023 г.)

  1. Обогатить представления детей по проблеме проекта (проведение занятий, бесед, дидактических игр, чтение художественной литературы, стихотворений, просмотр презентаций, продуктивные виды деятельности).
  2. Оформить уголок природы тематическими материалами.
  3. Провести наблюдения за птицами на территории детского сада.
  4. Выставка работ – результатов продуктивной деятельности (по мере их проведения).

Обобщающе - результативный этап (февраль 2023 г.)

  1. Проведение заключительного обобщающего занятия.
  2. Оформление презентации.

Взаимодействие с родителями

Папки-передвижки, консультации для родителей: «Зима», «Зимующие птицы», «Что почитать детям о зиме?».

Пополнение запасов корма для птиц.

Продукты проекта:

Творческие работы (рисование, лепка, аппликация).

Презентация проекта (отчет).

План – схема реализации проекта

Этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

Воспитатели предложили детям модель трех вопросов

Ребята пытались отвечать на вопросы, задавали свои.

Выяснилось, что у детей размыты представления о временах года, их особенностях они мало знают о сезонных изменениях в природе зимой.

Подготовительно-проектировочный

Поисковая работа по подбору информационного и методического материала по теме.

Беседы с детьми: «Времена года», «Что такое природа?», «Зима»

Обогащение предметно-пространственной среды

Практический

Цикл бесед и НОД с детьми:

«Наша планета», «Что такое природа?», «Явления природы», «Как птицам пережить зиму?», «Как зимуют деревья?», «Животные зимой», «Зимние явления природы», «Вода-снег-лед»

Дидактические игры:

«Какое время года», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что это за птица» «Какой, какая, какое», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».

Пальчиковые игры: «Мороз», «Ветер северный подул».

Дыхательная гимнастика: «Снежный ком», «Филин», «Сердитый ежик».

Гимнастика для глаз: «Елка», «Чудеса», «Глазки».

Сюжетно – ролевые игры:  

«Семья на зимней прогулке», «Накорми зверей».

Подвижные игры:

«Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Передай снежок», «Кто выше подбросит снежок», «Попади в ком».

Чтение художественной литературы, стихотворений:

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою….», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев  «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е. Русаков «Зима», В. Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь».

Театрализованная игра «Зимовье зверей».

Просмотр презентаций:

«Зима», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме», «Что такое снег?»

Просмотр мультфильмов:

«Времена года», «Снеговик- почтовик», «Снегирь», «Зимняя сказка», «Что такое зима?»

Познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование:

«Делаем фигурки из снега», «Таяние снега и льда».

Наблюдения за зимними явлениями природы (иней, снег, гололед, метель), за птицами, рассматривание следов на снегу.

Рассматривание тематических картинок, иллюстраций

Коллективная поделка из природного и бросового материала «Путешествие в зимний лес» (для оформления уголка природы, игр с моделями животных)

Лепка из соленого теста «Снежинки»

Лепка из пластилина и макарон «Ежик готовится зимовать»

Аппликация «Пушистая шапочка»

Рисование «Зимний шарфик», «Медведь в берлоге»

Обобщающе-результативный

Проведение заключительного обобщающего занятия

Презентация проекта (отчет)

Выводы:

В проекте приняли участие дети средней группы, воспитатели, родители.

В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания по проблеме, получили начальные сведения о взаимосвязях в природе. У воспитанников расширился кругозор и обогатился словарный запас. Силами родителей изготовлены 2 кормушки, полонены запасы корма для птиц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среднесрочный проект «Времена года. Зима»

Слайд 2

Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников в современных условиях переизбытка информации представляется нам необходимым для создания у детей научной картины мира, формирования основ экологической культуры. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, и мы можем увлечь, многое объяснить и заинтересовать воспитанников. Поэтому педагогам нужно как можно чаще давать детям элементарные знания и представления о живой и неживой природе и их взаимосвязи. Детская цель: узнать, что происходит вокруг нас зимой. Педагогическая цель проекта: уточнить и систематизировать знания и представления детей о живой и неживой природе нашего региона в зимний период. З адачи проекта: Продолжать знакомить воспитанников с признаками времен года, рассказать о сезонных изменениях в мире живой и неживой природы зимой. Уточнить, что в разных регионах нашей страны сезонные изменения имеют свои особенности. Продолжать знакомить с явлениями неживой природы (иней, снег, лед, метель, мороз, ветер), свойствами снега и льда. Дать простейшие знания о взаимосвязи живой и неживой природы. Познакомить с зависимостью жизни растений и животных от времени года. Рассказать о том, как зимуют растения (деревья и травы) и самые распространенные животные нашего региона. Обратить внимание на зимующих птиц. Расширить словарный запас и развивать связную речь. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков.

Слайд 3

I этап проекта - подготовительно-проектировочный Определили тему проекта, цель и задачи, а также уровень знаний детей. Разработали план работы над проектом. Оформили предметно-развивающую среду для реализации проекта. Подготовили необходимый для реализации проекта материал (раскраски, иллюстрации, презентации, художественная литература, дидактические игры).

Слайд 4

II этап - практический: беседы, продуктивная деятельность, просмотр презентаций

Слайд 6

Экспериментирование, наблюдения за зимними явлениями природы, подкормка птиц

Слайд 8

Выводы: В проекте приняли участие дети средней группы «Теремок», воспитатели, родители. В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о временах года в целом и о зимнем периоде, получили начальные сведения о взаимосвязях в живой и неживой природе. У воспитанников расширился кругозор и обогатился словарный запас. Силами родителей изготовлены 2 кормушки, полонены запасы корма для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

Картинно-графический план время года "Зима".(старшая группа)

Учим рассказывать по картинно-графическому плану "Зима". Развиваем внимание,связанную речь, память.....

Проект "Времена года" для средней группы.

laquo;Мы хозяева нашей природы, иона для нас кладовая солнцас великими сокровищами жизни.Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-их надо открывать и показывать»М. ПришвинАктуальность про...

Проект «Времена года» в средней группе

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, ч...

Проект «Времена года» в средней группе

В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природой, замечать её красоту и неповторимость. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по ...

Календарно-тематическое планирование «Зима как время года» в средней группе

Тема недели «Зима как время года» С 28.11. по 02.12Цель: Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе; познакомить с особенностями сезонных явлений природы, развивать эмоционал...