План самообразования 2021-2022 гг.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Влияние экологического воспитания нар развитие дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2021-2022.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя по теме самообразования: «Влияние экологического воспитания на развитие дошкольника» на 2021-2022 учебный год.

Воспитателя МАДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 58 « г. Нижнекамска РТ. Мустафиной  Гузель Дилюсовны.

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе;
  • привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе  средствами труда.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Актуальность

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения.

На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

  1. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
  2. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
  3. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.
  4. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками  по результатам диагностики;
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Создание эколого-развивающей среды (центр природы).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  4. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  5. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  6. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  7. Изготовление экологического лэпбука.
  8. Участие в конкурсах.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и др.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные, технология проектной деятельности, исследовательской деятельности, технология проблемного обучения (необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие.)

Ожидаемые результаты для детей:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах экологического воспитания детей сстаршего   дошкольного возраста
  • пополнена  РППС

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
  • Реализация  и презентация проектной деятельности;
  • Презентация и обобщение опыта  педагога по теме самообразования;.
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

Приложение 1

План деятельности воспитателя по теме самообразования

на 2021-2022 учебный год

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение методической литературы по теме самообразования 

II этап  — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 

III этап — представление опыта работы по теме самообразования.

        План работы с детьми                                      

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»; 
  • «Пасха»; 
  • «День Земли»; 
  • «День птиц»; 
  • «День посадки деревьев»;
  • «Всемирный день охраны окружающей среды».
  1. Проведение сезонных выставок поделок;
  2. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  3. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Морские млекопитающие»;
  • «Естественные водоемы Земли»;
  • «Что такое заповедник»;
  • «Путешествие по заповедникам»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  1. Проекты:
  • «Хлеб-всему голова»;
  • «Экологическая тропа»
  • Лес-наше богатство»
  • «Покормите птиц зимой»
  • «Огород на подоконнике»
  1. Экологические акции:
  • «Птичья столовая»;
  • «Скворушка»
  1. Изготовление нестандартного оборудования для игр из бросового материала

-«Бильбоке»

-«Кольцеброс»

-«Погремушки»

-«Футбол»

-«Самый меткий»

-«Вертушки»

-«Волшебные палочки»

-«Мамины помощники»

  1. Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник»
  1. Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  1. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  2. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по экологии.
  2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  1. Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  • «Экологическое воспитание»;
  • «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • «День посадки деревьев»;
  • «Зеленая весна»;
  • «Всемирный день окружающей среды»
  1. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для игр и групповых выставок;
  2. Помощь родителей в изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
  3. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  4. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  5. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  6. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
  7. Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»; 
  • «Берегите природу»;

 Экологические акции: 

  • «Птичья столовая».
  • «Зеленая весна 2022»
  1. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
  2. Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3.ЧтениеД. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

Октябрь

1.Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

2.Создание эколого-развивающей среды (центр природы).

1.Опытно-исследовательская деятельность;

2.Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

3. Чтение С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;

4.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Лес и наше здоровье»

1.Консультация:«Экология и мы»;

2.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»

Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2020»

3.Памятка для родителей : «Синичкин день»

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:  «Покормим птиц зимой»;

2.Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

1.Изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»

Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2.Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей:«Птичья столовая»;«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2.Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»;

Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2.Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации:«Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:

2.Разработка и проведение консультации для родителей:

«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

3.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Экологическая тропа»

1.Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2021»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»

Список литературы

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

План самообразования 2021 - 2022

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования...

План самообразования 2021-2022 учебный год

Технология - открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности...

План самообразования 2021-2022 г.

laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...

План самообразования 2021-2022 учебный год

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционныетехники рисования»...

План самообразования 2021-2022 уч.год

План самообразования 2021-2022 уч.год...