План самообразования 2021-2022 учебный год
проект (средняя группа)

Молчанова Светлана Игоревна

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные

техники рисования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.11 КБ
Файл my_i_nashe_zdorove.docx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные

техники рисования»

МБДОУ №56 «Кораблик»

Воспитатель:

Молчанова Светлана Игоревна

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель: 

развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  •  игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения:

 специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  1. У детей повысится уровень художественных способностей;
  2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
  3. Освоят технику нетрадиционного рисования.

Педагогическая диагностика

 Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,

воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности

1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.

2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается

пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.

3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.

2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания

самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее

полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция

деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2021 – 2022 уч. год.

Средняя группа.

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Компот из ягод»

Рисование пальцами

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. иллюстрации.

2.

«Огуречик, огуречик»

Рисование руками

Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание.

Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Крошки-осьминожки»

Рисование ладошками

Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать

изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.

2.

«Петушок»

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

выразительности.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Волшебный лес»

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

2.

«Деревья с разноцветными листьями»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Чудо- узор»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.

2.

«Укрась рукавицу» по замыслу

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Моя любимая игрушка»

Рисование мыльной пеной.

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

2.

«Зимний лес»

Монотипия

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции.

Краски, кисточка, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Подарок для папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета.

2.

«Салют»

Набрызг

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Старые зубные щетки, гуашь, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.

 Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный.

2.

«Весенние цветы»

Разные

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Ежики на опушке»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи.

2.

«Кошечка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Одуванчики»

Рисование ватными палочками

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции.

Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки.

1.

«Веточка сирени»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
  2. Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
  3. Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
  4. Т.А. Цквитария.
  5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с        

  7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с

    детьми 3 – 7 лет»

  8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»

 9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»

 10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год

годовой план по самообразованию 2021-2022 учебный год...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2021 - 2022 учебный год. «ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА – КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Интерактивная песочница – самый современный и эффективный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрывать в...

План самообразования 2021 - 2022

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования...

План самообразования 2021-2022 учебный год

Технология - открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности...

План самообразования 2021-2022 г.

laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...

План самообразования 2021-2022 гг.

Влияние экологического воспитания нар развитие дошкольника...

План самообразования 2021-2022 уч.год

План самообразования 2021-2022 уч.год...