Кружковая деятельность
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Евгеньевна Пименова

 Воспитание любви к природе  - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

      Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

       Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

      Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

      Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ д/с «Сказка»

_____________ Н.Б. Бабаева

«____»_________2023г.

Программа  

Кружковой деятельности группы комбинированной направленности по экологическому

воспитанию дошкольников «Юные экологи»

(срок реализации 1 год)

Воспитатель:

Пименова О.Е.

2023г.

Пояснительная записка

 Воспитание любви к природе  - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

      Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

       Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

      Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

      Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

      Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Цели и задачи программы.

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

- Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- Развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию;

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Категория обучающихся, возраст.

Средняя группа: 4-5 лет.

Срок реализации программы.

Срок реализации Программы – 9 месяцев (37 занятий).

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Общее количество - 37 занятий, длительность занятия - 20 мин.

Методы, используемые в работе кружка.

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы.

Словесные: чтение художественной литературы, беседы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры.

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование), экспериментирование.

Прослушивание музыкальных произведений.

Планируемые результаты освоения программы.

- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;

- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Список использованной литературы.

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.  

2. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2015год.

4. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2012.

6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2015год

7. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС Соломенникова О.А. Мозайка-Синтез 2014 г

8. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС Вераксы Н.Е. Мозайка-Синтез 2014 г.

9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Итоговые обучающие ситуации с игрушками разного типа. И.А. Комарова 2011. Учитель

10. Познавательно-иследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе. ФГОС ДО. С.В. Машкова.2015 г. Изд.Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ.

11. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. / М.П. Костюченко .- Волгоргад: «Учитель»  2013 .-190 с. Рецензенты: Е.М.Рунова, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Братского государственного технического университета.

Календарно – тематический план работы кружка

 «Юные экологи».

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

7. 09. 2023 г.

«Здравствуй осень!»

Прогулка по территории детского сада.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

Загадывание загадок, беседа «Здравствуй, осень золотая».

14.09.2023 г.

«Цветы на участке осенью».

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

Игра «Угадай по описанию», загадывание загадок.

21.09.2023 г.

«Вечер экологических игр».

Продолжать знакомить с основными видами овощей и фруктов, развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты).

28.09.

2023 г.

«Морковка».

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

Аппликация из ниток.

Октябрь

5.10.2023 г.

«Осень в белые туманы».

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это -  туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

12.10.

2023 г.

«Яблочный сад».

Познакомить детей со свойствами мягкой бумаги, учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки), развивать воображение.

Аппликация из гофрированной бумаги. (коллективная аппликация).

19.10.2023  г.

«Дорожка для змейки».

Закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки.

26.10.2023 г.

«Чудо - ягодка».

Расширять знания детей о ягодах: лесных,  садовых;  их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

Рассматривание иллюстраций, муляжей.Отгадывание загадок.Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

Ноябрь

2.11.2023 г.

«В гостях у птиц».

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, синичка, грач, голубь).

Презентация «Зимующие и перелётные птицы». Наблюдение за птицами на участке. Слушание пения птиц (аудио запись). Пальчиковая гимнастика «Птичка».

9.11.2023 г.

«Как звери к зиме готовятся».

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдать, воспитывать интерес к природе.

Беседа о животных. Загадки. Рассматривание иллюстраций с животными.

16.11.2023 г.

«Путешествие в мир комнатных растений».

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань). Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус, кактус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание растений. Игра «Какого растения не стало». Беседа об уходе за комнатными растениями.  Лепка «Кактус».

23.11.

2023 г.

«Аквариумные рыбки».

 Учить выделять и называть части тела рыб. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Аппликация "Аквариум" (коллективная работа).Рассказ Л. Берг "Рыбка".

30.11.

2023 г.

«Грибное царство».

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Разгадывание загадок о грибах.Дидактическая игра «Найди лишний гриб».Лепка «Мухомор».

Декабрь

7.12.2023 г.

«А снег идёт».

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Наблюдение «Снег, какой он?». Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

14.12.

2023 г.

«Путешествие по временам года».

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года.

Путешествие по временам года.

Дидактическая игра «Какое время года? ».

21.12.2023 г.

«Воздух».

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

 Эксперимент «Что в пакете?».Игры с воздушными шариками и соломинкой.Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

28.12.2023 г.

«Волшебница - вода».

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить".

Эксперименты по определению свойств воды.

Изготовление цветных льдинок.

Январь

11.01.2024 г.

«Ёлочка красавица – всем ребятам нравится».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Сравнение живой и искусственной елей. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

18.01.

2024 г.

«Зимушка - зима».

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

Беседа «Что нам нравится зимой». Аппликация» Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок).

25.01.2024 г.

«Мороз – удивительный художник».

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.        

Загадывание загадок. Чтение художественной литературы. Наблюдение.

Февраль

01.02.2024 г.

«Сказка ложь, да в ней намёк».

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а также зачатки экологического идеала с помощью загадок и сказок о животных, где добро, побеждает зло, прекрасное над безобразным.

Чтение экологических сказок на экологическую тему: «Экологическая сказка про каплю», «Дождевой червяк» и другие.

08.02.2024 г.

«Человек – часть природы».

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), совершенствовать речь детей, развивать фантазию, воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Беседа «Что такое природа?»  Д. игра «Живая – неживая».

15.02.

2024 г.

«Ветер, ветер, ветерок».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека.

Беседа «Что такое ветер?», игра «Ветер дует, лодочка плывёт».

22.02.

2024 г.

«Берегите природу!»

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Беседа «Что такое экологические знаки?».

29.02.2024 г.

«Растения и животные».

Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе.

Беседа «Что такое живая природа?». Д. игра «Растение или животное?».

Март

7.03.2024 г.

«Весна идёт!».

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Разгадывание загадок о весне. Чтение стихотворений о весне. Эксперимент «Таяние снега».

14.03.2024 г.

«Что такое почва?»

Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы

Загадывание загадок, беседа «Для чего нужна почва?».

21.03.

2024 г.

«Камни и песок».

Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

Эксперименты с камнями и песком. Рисование на камнях.

28.03.

2024 г.

«Жила – была лягушка».

Познакомить с циклом развития лягушки.

Рассказ о лягушке. Объёмная аппликация «Лягушка».

Апрель

4.04.2024 г.

«Земля – мой дом!».

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах.

Беседа « Где я живу».

Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».Беседа о звёздах. Рисование «Звёздное небо». (Нетрадиционная техника).

11.04.

2024 г.

«Посадка лука».

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа о временах года, о посадке лука.

Посадка лука.

18.04.

2024 г.

«Водоёмы».

Дать детям представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). Учить их различать друг от друга.

 Рассматривание иллюстраций. Беседа о водоемах. Отгадывание загадок.

25.04.

2024 г.

«Рыбы наших водоёмов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

Беседа о рыбах.

Дидактическая игра «Что есть у рыбы». Лепка «Рыбка».

Май

2.05.2024 г.

«Экологическая тропинка».

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

Чтение стихотворения Р. Рождественского «Береги природу».

Целевая прогулка по экологической тропинке.

16.05.2024 г.

«Цветущие деревья».

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

Беседа о яблони, вишни. «Цветущая веточка яблоньки» (Пластилинография). Коллективная работа.

23.05.2024 г.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Рассматривание иллюстраций и фотографий. Беседа «Что такое облака, дождь, гроза?». Чтение стихотворений.

30.05.2024 г.

«Насекомые – наши помощники».

Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Наблюдение за насекомыми на прогулке. Лепка «Зелёная гусеница». Дидактическая игра «Летает – не летает». Отгадывание загадок.

Картотека опытов и экспериментов с воздухом.

Опыт 1. Что в пакете

Цель: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их.

Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 2. Игры с соломинкой

Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.

Оборудование: соломинки, емкость с водой, карта –схема.

Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее. Откуда появились пузыри куда исчезли? ’

Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Опыт 3. Лодочка

Цель: показать, что воздух обладает силой.

Оборудование: таз с водой, лодочка, карта-схема.

Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?». Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт 4. Поиск воздуха

Цель: обнаруживать воздух.

Оборудование: флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема.

Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д.

Результат. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух.

Вывод. Мы можем вдыхать и выдыхать воздух и видеть его действия.

Опыт 5. Что в пакете

Цель: сравнить свойства воздуха и воды.

Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом), карта- схема.

Обследовать 2 пакета, узнать, что в них. Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают. Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.

Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда. Различия: вода — жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.

Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.

Опыт 6. Загадочные пузыри

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт 7. Надувание мыльных пузырей

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь и рвешь его оболочку.

Опыт 8. Пузырьки-спасатели

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...