Проект "Почему крапива жжётся"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рыбыдайло Нина Александровна

1. Введение

 

Почему нас (детей средней группы «Ромашка») заинтересовал такой вопрос: почему крапива жжётся?

Всё получилось случайно. В детском саду вышли ребята гулять. Разбежались по игровой площадке. А на улице тепло, солнечно! Миша у забора увидел зеленую траву и всех позвал: – Смотрите, какая травка выросла! А воспитательница, Нина Александровна говорит: – Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Ну, а Миша не послушался: разве травка это – печка? Разве она жжется? Схватил крапиву да как закричит, заплачет: – Ой, больно!

Покраснела у Миши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось нашей Нине Александровне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят. Нас заинтересовал вопрос: как крапива без огня обжигает?

Так родилась тема нашего проекта «Почему крапива жжётся?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_krapiva_zhzhyotsya.docx883.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Сказка»

Алтайского края, г. Камень – на - Оби

Конкурс «Пин-код успешности: открытое пространство».

Номинация «Воспитание со всех сторон»

Краткосрочный проект

по окружающему миру:

«Почему крапива жжётся?»

Исследовательский проект

Номинация: естественнонаучная.

Автор: дети средней группы

Руководитель: Рыбыдайло Нина Александровна – воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет.

2022 год

Содержание:

1. Введение

2. Литературный обзор

3. Методика исследований

4. Результаты исследований и их анализ

5. Заключение

6. список используемой литературы

7. Приложение

1. Введение

Почему нас (детей средней группы «Ромашка») заинтересовал такой вопрос: почему крапива жжётся?

Всё получилось случайно. В детском саду вышли ребята гулять. Разбежались по игровой площадке. А на улице тепло, солнечно! Миша у забора увидел зеленую траву и всех позвал: – Смотрите, какая травка выросла! А воспитательница, Нина Александровна говорит: – Не трогайте, это крапива: обожжетесь. Ну, а Миша не послушался: разве травка это – печка? Разве она жжется? Схватил крапиву да как закричит, заплачет: – Ой, больно!

Покраснела у Миши рука, пошли по ней белые волдыри. Пришлось нашей Нине Александровне его утешать. Хорошо, что волдыри от крапивы быстро проходят. Нас заинтересовал вопрос: как крапива без огня обжигает?

Так родилась тема нашего проекта «Почему крапива жжётся?».

Приступив к работе над проектом мы (дети средней группы «Ромашка») выдвинули гипотезу, предположим, что крапива полезное растение.

Цель нашего проекта: изучение и исследование свойств крапивы. В ходе работы над нашим проектом мы поставили следующие задачи:

- найти и изучить информацию по данной теме;

- выяснить значение растения для человека;

- провести собственные исследования;

- провести анализ полученных результатов;

- опровергнуть или подтвердить, выдвинутую гипотезу.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где взять информацию?

-Крапива – небольшое растение с темно-зелеными листьями.

-Её можно встретить в лесу, в парке и даже под окнами во дворе.

-Листья крапивы по форме напоминают каплю с краями похожими на зубы.

-Крапива может ужалить того, кто захочет ее сорвать, потрогать или просто случайно заденет.

-Найти и изучить информацию о крапиве.

-Узнать, почему крапива жжётся?

-Узнать, какими свойствами она обладает.

-Выяснить значение крапивы для человека и животных.

-Провести собственные исследования.

-Провести анализ полученных результатов.

-Сначала подумать самостоятельно.

-Спросить у родителей и воспитателя.

-Изучить книги.

-Посмотреть в интернете.

-Посмотреть в телевизоре

-Проведение исследования.

2. Литературный обзор

Что мы сами знаем о крапиве? 

Крапиву мы уже знаем все. Мы видели, что она растёт вдоль дорог, у стен домов и у заборов, на пустырях. Крапива — это сорняк её выпалывают и скашивают. Ещё мы знаем, что от прикосновения к листьям крапивы она оставляет на коже волдыри и обеспечивает несколько часов жжения и зуда, что это очень больно. Но хотим узнать ещё больше, почему же всё-таки жжётся крапива и какое значение крапивы для человека и животных.

Что мы узнали из энциклопедии, книг и журналов?

Нина Александровна предложила нам посмотреть дома какие есть книги о крапиве и принести их в детский сад, а сама воспитательница сходила в библиотеку и принесла энциклопедию и подобрала ещё книги (Елена Велена: Сказка о крапиве; Эдуард Шим «Рассказы и сказки о природе» издательство СТРЕКОЗА – ПРЕСС» Лесная аптека. «Сказочная энциклопедия лекарственных растений» Крюкова Тамара Шамильевна, Лилия Гурьянова «Почему крапива жжется?» издательство Вектор,14.05.2015 Санкт-Петербург, «Рассказы о родной природе», Шим Эдуард Юрьевич, издательство: АСТ, 2018 г. Серия: Библиотека начальной школы; «Лечение крапивой и лопухом» Юлия Рычкова). И мы приступили к изучению книг и рассматриванию картинок. Из литературных источников мы узнали, что название «крапива» в переводе с латинского означает - «жгучий», и теперь становится понятно, отчего, именно так назвали это растение.  По другой версии – среди листьев растения, небольшими гроздьями, свисают зеленые цветки, плоды, которые очень похожи, издалека, на крапинки.  Благодаря этим «крапинкам» растение, возможно, получило свое название «Крапива».

         А Самуил Яковлевич Маршак давал свой дружеский совет: «На крапиву не садись, если сядешь - не сердись!»

Что мы узнали через Интернет?

Из интернета – источников мы узнали, https://www.youtube.com/watch?v=Upk5bdSKpP8&t=18s. Крапива может быть  разных видов: крапива двудомная, крапива жгучая, коноплевая, шариконосная, ладанниколистная, киевская, крапивное дерево. Но наибольшее распространение в России имеют крапива двудомная и крапива жгучая.  Ещё мы узнали https://интересный.com/interesnye-fakty-o-krapive/ , что крапиву используют в косметологии, кулинарии и в лечебных целях.

Вывод: из книг и интернет ресурсов про крапиву мы конечно узнали очень многое у все виды крапивы имеют стебель и листья с острыми волосками.

Но почему эти волоски вызывают ожог? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили рассмотреть веточку крапивы под микроскопом.

3. Результаты исследований и их анализы.

Опыт № 1. Воздействие волосков крапивы на кожу.

Цель: рассмотреть с помощью микроскопа и лупы листочка крапивы и выявить что при касании к крапиве, волоски могут повредить кожу, вызвать раздражение.

Материал: микроскоп, лупа, веточка крапивы, перчатки.

Ход опыта: Нина Александровна, надев перчатки ударила веточкой крапивы по руке. Отщипнула листок крапивы и положила под микроскоп. Потом предложила нам посмотреть в микроскоп и через лупу. Посмотрев на веточку в микроскоп, мы увидели, что

некоторые

волоски были сломаны, и из них вытекала какая-то жидкость.

Вывод: мы увидели, что при касании к крапиве, волоски повреждают кожу, и раздражение вызывает жидкость, которая содержится в этих волосках. Нина Александровна объяснила, что это вытекает муравьиная кислота, а все кислоты вызывают ожог. Значит, попадая на оцарапанную кожу, муравьиная кислота и вызывает раздражение на коже в виде вздувшихся красных волдырей.

Вот оказывается, почему крапива и без огня обжигает!!!!

У Рамзана тут же возник следующий вопрос, - а при каких условиях крапива не будет обжигать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующий опыт.

Опыт № 2. Влияние возраста крапивы на её «жгучесть».

Мы взяли веточку крапивы, которая отросла на 10 см от поверхности земли. Лиза провела рукой по листочкам. Крапива не обжигала.

Вывод: Возраст крапивы влияет на её «жгучесть». Молодая крапива не обжигает.

Можно сорвать без перчаток.

Опыт № 3 Влияние «свежести» крапивы на её «жгучесть»

 Сорванную веточку крапивы, положила на сухое полотенце. Через 2 часа веточка крапивы повяла. Провели рукой по листочкам. Крапива не обжигала, Нина Александровна даже смогла её порезать без перчаток.

Вывод: Повянувшая крапива не обжигает.

Опыт № 4 Способность крапивы окрашивать ткань в зелёный цвет.

Нина Александровна предположила, что листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет. И предложила проверить эту версию.Мы взяли листья крапивы, измельчили, залили кипятком. Когда настой был готов, в него поместил ткань. Подержав ткань некоторое время, мы увидела, что она приобрела зеленую окраску.

Вывод: Листья крапивы способны окрасить ткань в зелёный цвет. Это свойство крапивы используют в пищевой промышленности, окрашивая кондитерские изделия в зелёный цвет и его оттенки.

Опыт № 5 Использование крапивы для подкормки растений.

Посмотрев обучающий фильм для детей интересные факты «Всё о крапиве» (https://www.youtube.com/watch?v=6gsDbvhiakM) мы решили проверить с помощью опыта может ли крапива быть подкормкой для растений.

Положили крапиву в ёмкость, залили водой и поставили в тёплое место. Через некоторое время крапива в воде начала «бродить», то есть на поверхности появились пузырьки и неприятный запах. Это значит, подкормка готова. Этой жидкостью будем теперь поливать комнатные цветы раз в неделю.

Вывод: Крапиву можно считать зелёным удобрением для растений.

4. Заключение детей.

В процессе исследований, изучения литературы, беседы с воспитателем по данной теме, просмотре обучающих фильмов для детей по теме «Крапива», мы выяснили, что крапива жжётся муравьиной кислотой, вытекающей из очень острых волосков, которые повреждаются, когда мы касаемся крапивы.

Молодая и повянувшая крапива не жжётся.

Название «крапива» в переводе с латинского означает - «жгучий».

Крапива может быть разных видов.

Крапива натуральный краситель.

Крапива - зелёное удобрение для растений.

Мы смогли изменить свое отношение к этому удивительному растению и совсем не стоит ее ругать только за то, что она умеет себя защитить.

Список используемой литературы:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир. Биология» -М., 2005
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия знаний/ пер. с англ. М.Каракан. -М.,2008
  3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р.  Почемучка. - М.:Педагогика, 1991.
  4. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Полный справочник целебных трав и растений //Энциклопедия народной медицины. -М.: НЕВА, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  2. http://health.km.ru/magazin/view.asp?id
  3. ru.wikipedia.org - определение крапивы и её применение. Информация из Википедии - свободной энциклопедии
  4. . erudit.newmail.ru - статья "Почему крапива жжётся?"
  5. . kniga.es - энциклопедия "Всё обо всём". Почему крапива жжется?
  6. potomy.ru - сайт "Потому что.Ру." Вместе познаём мир. Раздел " Почему крапива жжётся?".
  7. Почемучка. А. Дитрих, Г. Юрмин. Москва. Педагогика-Пресс, 1995г.

Приложение.

Виды крапивы:

Волоски на веточках и листьях крапивы очень острые. Каждый из них похож на иглу маленького шприца.

При ломании крапивы волоски, обламываясь, прокалывают кожу, а из них вытекает муравьиная кислота, а все кислоты очень жгучие. Крошечные капли муравьиной кислоты попадают в ранки, и начинается жжение

F:\картинки крапива_files\i_015.jpg

Крапива натуральный краситель.

Крапива в косметологии.

Крапива в медицине.

Крапива в кулинарии.

Крапива в сельском хозяйстве.

Крапиву добавляют в веник для бани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектпочему хлеб всему голова

Проект «Почему хлеб всему голова» Цель: Сформировать у детей представление о том, как выращивают хлеб, о составных компонентах хлеба, о пользе и составных его ценности в рационе питания, формиров...

План - Конспект по развитию речи пересказ рассказа "Очень вредная крапива"

Формировать у детей пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей....

Крапива

окружающий мир...

Почему крапива жжется?

Презентация "Почему крапива жжется?"...

конспект занятия знакомство с крапивой.консультация для родителей интересное о крапиве

Цель: формирование познавательной активности через ознакомление с растением- крапивой, ее особенностями и способами применения человеком....

Проект: "Почему крапива жжётся?"

Цель нашего проекта: изучение и исследование свойств крапивы. В ходе работы над нашим проектом мы поставили следующие задачи: - найти и изучить информацию по данной теме;- выяснить значение растения д...