«Больница»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

КОНСПЕКТ

Открытого просмотра

Сюжетно-ролевой игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования

Московский государственный областной университет

Самостоятельная работа

«Действия коллектива д/с по организации приёма вновь поступивших детей в д/с»

Выполнил слушатель

Воспитатель

МАДОУ Лужниковский д/с

Комбинированного вида

«Вишенка»

Федотова Г.Н.

Руководитель

Соколова Л. В., к.п.н.,

доцент кафедры непрерывного образования

Москва 2019 год

- 1-

Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы подразумеваем процесс приспособления детского организма к новой обстановке, с которой неизбежно сталкивается ребенок, начиная посещать детский сад.

Несмотря на то, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования детских дошкольных учреждений, этот вопрос продолжает оставаться весьма актуальным и в наши дни. Безболезненное приспособление ребенка к новым условиям, с которыми он сталкивается в детском саду, невозможно без целенаправленной организации жизни детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение. В случае если адаптационный период организован должным образом, у ребенка достаточно быстро формируется положительное отношение к детскому саду, проявляются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Еще до начала посещения детского сада родители должны предварительно подготовить ребенка, научив его различным формам самообслуживания (самостоятельно одеваться/раздеваться, кушать, занимать себя игрушками). Кроме того, в этот подготовительный период родители должны создать у ребенка положительный образ воспитателя.

Продолжительность непосредственно адаптационного периода (когда ребенок уже начинает посещать детский сад) существенно варьируется в зависимости состояния здоровья воспитанника, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, и составляет в среднем 3 недели. В любом случае, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка: если он активен, коммуникабелен и любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро; если он медлителен, боится шума и громких разговоров, не имеет навыков самообслуживания, его адаптация занимает более длительный срок.

Адаптационный период состоит из нескольких этапов:

1-ый этап – начальный (первая неделя пребывания в ДОУ).

Наиболее рационально начинать адаптацию в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Желательно, чтобы продолжительность пребывания ребенка в детском саду постепенно увеличивалась, начиная от 1-2 часов в день до 4-5 часов в день. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, в первые дни его целесообразно приводить только на прогулку, а также смещать время его прихода в детский сад (чтобы ребенок не стал свидетелем слез других детей при расставании с родителями).

2-ой этап – основной (вторая неделя пребывания в ДОУ).

В этот период ребенок начинает привыкать к распорядку дня в детском саду, к общению с воспитателями и сверстниками, к простым коллективным играм и физическим упражнениям, приобретает навыки самообслуживания. Ребенок уже остается на послеобеденный сон, и его пребывание в детском саду составляет большую часть дня. В процессе привыкания у ребенка в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие и аппетит, а в последнюю очередь – сон.

3-ий этап – заключительный (третья неделя пребывания в ДОУ).

В этот период ребенок в целом уже привык к распорядку дня в детском саду, активно и с удовольствием участвует во всех занятиях и играх, организуемых воспитателями. Ребенок уже может находиться в детском саду практически целый день, не испытывая дискомфорта.

-2-

Для того чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду протекал наиболее быстро и безболезненно, необходимо:

I) создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обеспечение гармоничного развития личности и формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе;

II) правильно организовать игровую деятельность, направив ее на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

I. Предметно-пространственная развивающая среда, согласно ФГОС, должна быть:

• содержательно-насыщенной,

• трансформируемой,

• полифункциональной,

• вариативной,

• доступной,

• безопасной,

• здоровьесберегающей,

• эстетически-привлекательной.

Практические примеры организации предметно-пространственной развивающей среды во второй группе раннего возраста «Карапузики»:

1. Для уголка природы совместно с родителями был изготовлен макет деревенской фермы с фигурками домашних животных и птиц. С помощью макета дети не только знакомятся с внешним видом домашних животных и птиц, но и строят для них заборчики, изучают их жилища. А у родителей формируется активная позиция по решению заданных проблем совместно со своими детьми.

2. В экспериментальном центре совместно с воспитанниками проводятся простейшие опыты с песком, водой, деревянными предметами и камнями. Экспериментируя с такими материалами, у детей закрепляются следующие понятия: «один – много», «больше – меньше», «тонет – не тонет», «жидкий – твердый», «мокрый – сухой», «тихо – громко», «длинный – короткий», «полная – пустая».

3. В музыкальном уголке воспитанники знакомятся с различными музыкальными звуками, извлекаемыми с помощью детских музыкальных инструментов (бубен, погремушки, металлофон). Кроме того, регулярное включение аудиозаписей со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями создает в группе психологический комфорт и хорошее настроение в течение дня.

4. Полочка с народными игрушками и поделками дает возможность познакомить детей с изделиями традиционных народно-художественных промыслов России.

5. В книжном уголке представлена подборка богато иллюстрированных изданий для детей младшего возраста. Помимо книг, в занятиях с детьми широко используются наглядные тематические карточки (иллюстрация тем, изучаемых во время непосредственно-образовательной деятельности).

6. В театральном уголке представлены перчаточные и пальчиковые куклы. Театрализованная деятельность стимулирует развитие детской речи, благоприятно воздействует на формирование эмоциональной сферы.

7. В уголке ряжения представлены яркие костюмы персонажей русских народных сказок (ФГОС-оборудование).

-3-

8. В уголке безопасности воспитанники посредством игровой формы получают начальные представления о правилах дорожного движения и некоторых дорожных знаках.

9. В спортивном уголке представлен инвентарь для занятий физической культурой и проведения подвижных игр (разнообразные мячи, кегли, кольцебросы и т. д.).

10. В игровой зоне расположены «магазин» с муляжами овощей, фруктов и продуктов питания, а также «блок питания» (кухня и столовая: дети готовят игрушечный обед, накрывают игрушечной посудой стол и кормят кукол) и «спальня» (игрушечная кроватка с комплектом белья).

11. На полке с дидактическими играми представлены многочисленные развивающие игрушки, направленные на развитие у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, формирование представлений о цвете, величине и форме предметов, координацию движений рук. Здесь же находится альбом по тематике «Домашние животные», который изготовили родители своими руками.

12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями-блоками (ФГОС-оборудование) позволяет пробудить у воспитанников любопытство и познавательный интерес.

Воспитанники имеют свободный доступ ко всем игрушкам и могут их брать во время, отведенное для игр.

Создание эмоционально-положительной атмосферы в группе позволяет сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого помещение группы желательно сделать уютным «по-домашнему» (зрительно уменьшить помещение, создать тематические и игровые уголки, украсить помещение живыми цветами). Мебель лучше разместить в виде маленьких комнаток, в которых дети чувствовали бы себя комфортнее. Также хорошо установить в группе небольшой «домик», рядом

-4-

с которым предусмотреть уголок природы (т. к. растения и вообще зеленый цвет успокаивающе действуют на нервную систему детей). А в спальне можно повесить прикроватные занавески, создающие у детей ощущение психологического комфорта и защищенности.

В период адаптации ребенок имеет чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым, поэтому воспитателям необходимо уделять детям повышенное индивидуальное внимание (ласково разговаривать, брать на руки). Кроме того, хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей и их родителей, что позволяет ребенку в любой момент увидеть своих близких.

II. Правильная организация игровой деятельности позволяет сформировать доверие детей к воспитателю. Эмоциональные контакты должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы воспитателей к каждому малышу. В играх должны участвовать все дети, чтобы ни один из них не чувствовал себя обделенным вниманием.

Примеры возможных игр:

- «Выдувание мыльных пузырьков»;

- «Хоровод;

- «Догонялки»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Пальчиковые игры» (особенно хороши для наиболее застенчивых детей).

Физические и самостоятельные упражнения (с каталками, с мячами, с кеглями, и т. п.) помогают «сглаживать» проблемы адаптационного периода.

-5-

Если дети не расположены к подвижным играм, воспитатели могут поиграть с ними в спокойные игры, почитать им сказки и стихи или предложить рассмотреть иллюстрации в книгах.

Существенную помощь воспитателям в процессе адаптации детей к детскому саду оказывают различные специалисты ДОУ:

- психолог дает родителям советы не только о том, как готовить ребенка к поступлению в детский сад, но и рассказывает, как правильно вести себя родителям в период адаптации своих детей;

- музыкальный работник дает детям начальные представления о мире звуков посредством слушания детьми небольших музыкальных произведений, пения простейших песенок и выполнения музыкально-ритмических движений;

- физкультурный работник проводит с детьми занятия по профилактике плоскостопия (дополнительная услуга на платной основе);

- преподаватель танцев прививает детям начальные навыки ритмических движений и пластики (дополнительная услуга на платной основе);

- логопед помогает улучшить речевое развитие детей и ликвидировать проблемы, которые могут возникать у детей в этой области (дополнительная услуга на платной основе);

- методист оказывает воспитателям помощь в организации занятий по развитию речи, сенсорике, художественно-эстетическому развитию (лепке, рисованию).

Важнейшую роль в процессе адаптации детей к детскому саду играют и их родители, которые должны:

-6-

- не обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не показывать свою тревогу перед поступлением ребенка в детский сад;

- подготовить ребенка к поступлению в детский сад (создать дома режим дня, приближенный к детсадовскому; привить ребенку первоначальные навыки самообслуживания; настроить ребенка на положительный лад; познакомить ребенка с воспитателями и группой, которую ему предстоит посещать);

- никогда не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

- не отправлять в сад заболевшего ребенка;

- по возможности, в первые дни как можно раньше забирать ребенка из сада домой;

- сообщать воспитателям и врачу о личностных особенностях ребенка;

- одевать ребенка «по погоде»;

- не забывать оставлять в саду комплект запасной одежды для ребенка;

- всячески укреплять здоровье ребенка;

- поддерживать для ребенка дома режим детского сада и в выходные дни;

- не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Заключение:

Предметно-пространственная развивающая среда, организованная согласно вышеуказанным требованиям, вкупе с заинтересованным участием родителей способствует развитию у детей чувства радости, положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает

-7-

воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию, побуждает к активной творческой деятельности, снимает конфликтность в общении детей друг с другом, что в конечном итоге позволяет детям пройти адаптационный период наименее безболезненно и достаточно быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Книжкина больница"

Формировать у детей интерес к книге, бережному обращению с ней. Познакомить детей с правилами пользования книгой....

Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий  (в...

Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице

Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице1.Ребенок боится неизвестности. Никогда не обманывайте ребенка.Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Ина...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...

Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"

Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей  и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...

Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице.

Советы родителям для посещения лечебных учреждений с детьми дошкольного возраста...