Конспект НОД в старшей группе по теме: "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.

 

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье в осенний период, формировать опыт общения.

Развивающие: продолжать активизировать словарь детей: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть; багряная, золотая, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, воображение, связную речь

Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.

 

Современные образовательные технологии:

• ИКТ (информационные компьютерные технологии)

• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков)

• Здоровьесберегающие

 

Методические приёмы:

Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.

Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», осенние листья, карточки «Признаки осени», семена деревьев, мяч, мультимедийное оборудование для показа презентации по теме «Осень».

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов, загадок по теме; рассматривание картин, иллюстраций об осени, беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.

 

Ход НОД:

 

Воспитатель читает стихотворение Е. Н. Трутневой

 

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

 

Дети! О каком времени года говорится в стихотворении?

 

- После какого времени года наступила осень?

- Что следует за осенью?

- Назовите осенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

(Дети дают полные ответы)

 

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить об осени, играть в интересные игры, составлять рассказы по схемам, отгадывать загадки. Но для начала приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.

 

Пальчиковая гимнастика

 

Раз, два, три, четыре, пять,

(дети ударяют по столу, пальчиками обеих рук начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочно ударяют по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют, то ладонями, кулачками по столу).

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: - ох!

(ударяют, по столу, пальчиками обеих рук начиная с большого)

И ушёл. (один хлопок)

Газон засох. (ритмично ударяют ладонями по столу)

 

Воспитатель: Ребята, у осени бывает три периода - ранняя, золотая и поздняя осень. И в эти периоды осень бывает разной. Я предлагаю вам поиграть в игру «Осенние слова». Мы будем передавать осенний листок друг другу и говорить одним словом какая осень (цель: расширять словарный запас детей, уметь подбирать прилагательные, развивать мышление; материал: осенний лист).

 

Игра «Осенние слова»

По окончании игры воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: а сейчас отгадайте – ка ребятки интересные загадки:

 

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт

(дождь)

 

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю (осень)

 

Летом вырастают,

А осенью облетают (листья)

 

Воспитатель: Молодцы все загадки правильно отгадали.

 

Игра «Подбери слова»

 

(цель: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов, развивать мышление; материал: мяч).

 

Воспитатель: Предлагаю вам встать по кругу. Я назову слово и брошу вам мяч, вы заканчиваете фразу и возвращаете мяч мне.

 

Например: созревают …. (овощи, фрукты)

 

- Льёт (дождь)

- Дует (ветер)

- Вянет (трава)

-Желтеют (листья)

-Улетают (птицы)

- Собирают (урожай)

-Опадают (листья)

 

Молодцы ребята, какие признаки осени мы с вами назвали в игре?

 

(осенью льёт дождь, дует ветер, вянет трава, улетают птицы, опадают листья)

 

Игра «Приметы осени»

(цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение; материал: схемы, обозначающие солнце, небо, дождь, день-ночь, деревья, птиц, насекомых, зверей, людей).

 

Ход игры:

 

Воспитатель предлагает детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.

 

Например: - Схема «солнце»: Осенью солнце мало светит и греет.

 

- Схема «деревья»: Листья на деревьях желтеют и опадают.

 

(Воспитатель записывает ответы детей, а за тем зачитывает)

 

Воспитатель: ребята у нас получился небольшой, но замечательный рассказ об осенних приметах.

 

«Осенью, небо затянуто серыми тучами. Солнце мало светит и греет. Идут холодные дожди. Дни стали короче, а ночи длинее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Насекомые уходят в спячку. Животные готовятся к зиме, меняют шубки. Люди собирают урожай в садах и огородах.

 

А послушайте, какую интересную потешку об осени, я знаю:

 

Жёлтенький листочек

Улетел в садочек,

Птички полетели

Песенки запели.

А сыночек очень рад:

Он увидел листопад.

 

Ребята, а что такое листопад (это когда от сильного порыва ветра с деревьев летят листья)

 

Воспитатель: молодцы ребята. А у меня есть красивые листочки, давайте с ними поиграем.

 

Игра: "Мы - осенние листочки"

 

Мы - листочки, мы листочки

Мы - осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали

А потом летать устали!

 

(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой)

 

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок,

Ветер снова вдруг подул.

И листочки быстро сдул.

(разбегаются, помахивая листочками)

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут)

 

Ребята, с какими листочками мы играли (с осиновыми, липовыми, тополиными, берёзовыми, рябиновыми).

 

Воспитатель: Все эти листочки с деревьев, которые растут в нашей местности, а как назвать одним словом деревья, кустарники, цветы, травы? (растения)

 

Ребята, наши растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются. (их становится много). А как размножаются деревья? (с помощью семян, которые в плодах деревьев).

 

Найдите плоды каждого дерева: клен - вертолётики, дуб - желудь, рябина - ягоды.

 

Внутри каждого плода семена. Они попадают в землю, и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастит молодое дерево.

 

 

Просмотр презентации, которая называется «Чудная пора» под музыкальное сопровождение включаются слайды с изображением осенних периодов (картинки с изображением: ранняя осень - 1 сентября, дети идут в школу – поход за грибами - огородные работы - сбор урожая – золотая осень – листопад – поздняя осень – дожди – дети в резиновых сапожках шлепают по лужам – голые деревья – птицы, летящие на юг, по ходу презентации, воспитатель проговаривает, что изображено на слайде.

Рефлексия

О каком времени года мы сегодня говорили?

Что вы узнали об осени?

Что такое листопад?

Воспитатель обращает внимание на то, как красиво осенью, как дети любят время года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_osen.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме: "Осень"

Цель: формировать знания и представление детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье в осенний период, формировать опыт общения.

Развивающие: продолжать активизировать словарь детей: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть; багряная, золотая, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, воображение, связную речь

Образовательные: учить детей называть характерные признаки осени, называть изменения происходящих осенью в жизни растений и животных.

Современные образовательные технологии:

• ИКТ (информационные компьютерные технологии)

• Аудиовизуализация (аудиозаписи звуков)

• Здоровьесберегающие

Методические приёмы:

Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.

Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.

Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень», осенние листья, карточки «Признаки осени», семена деревьев, мяч, мультимедийное оборудование для показа презентации по теме «Осень».

Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов, загадок по теме; рассматривание картин, иллюстраций об осени, беседы о лесе и жизни животных и растений; дидактические игры «Где растет», «С какого дерева лист»; разрезные картинки; составление рассказов по картинам «Золотая осень», раскраски по теме.

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение Е. Н. Трутневой

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Дети! О каком времени года говорится в стихотворении?

- После какого времени года наступила осень?

- Что следует за осенью?

- Назовите осенние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

(Дети дают полные ответы)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить об осени, играть в интересные игры, составлять рассказы по схемам, отгадывать загадки. Но для начала приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

(дети ударяют по столу, пальчиками обеих рук начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочно ударяют по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно по привычке, («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют, то ладонями, кулачками по столу).

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: - ох!

(ударяют, по столу, пальчиками обеих рук начиная с большого)

И ушёл. (один хлопок)

Газон засох. (ритмично ударяют ладонями по столу)

Воспитатель: Ребята, у осени бывает три периода - ранняя, золотая и поздняя осень. И в эти периоды осень бывает разной. Я предлагаю вам поиграть в игру «Осенние слова». Мы будем передавать осенний листок друг другу и говорить одним словом какая осень (цель: расширять словарный запас детей, уметь подбирать прилагательные, развивать мышление; материал: осенний лист).

Игра «Осенние слова»

По окончании игры воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: а сейчас отгадайте – ка ребятки интересные загадки:

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт

(дождь)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю (осень)

Летом вырастают,

А осенью облетают (листья)

Воспитатель: Молодцы все загадки правильно отгадали.

Игра «Подбери слова»

(цель: расширять словарный запас детей, уточнять значение слов, развивать мышление; материал: мяч).

Воспитатель: Предлагаю вам встать по кругу. Я назову слово и брошу вам мяч, вы заканчиваете фразу и возвращаете мяч мне.

Например: созревают …. (овощи, фрукты)

- Льёт (дождь)

- Дует (ветер)

- Вянет (трава)

-Желтеют (листья)

-Улетают (птицы)

- Собирают (урожай)

-Опадают (листья)

Молодцы ребята, какие признаки осени мы с вами назвали в игре?

(осенью льёт дождь, дует ветер, вянет трава, улетают птицы, опадают листья)

Игра «Приметы осени»

(цель: Уточнять представления детей об основных приметах осени. Учить составлять предложения по опорным схемам. Развивать мышление, воображение; материал: схемы, обозначающие солнце, небо, дождь, день-ночь, деревья, птиц, насекомых, зверей, людей).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени.

Например: - Схема «солнце»: Осенью солнце мало светит и греет.

- Схема «деревья»: Листья на деревьях желтеют и опадают.

(Воспитатель записывает ответы детей, а за тем зачитывает)

Воспитатель: ребята у нас получился небольшой, но замечательный рассказ об осенних приметах.

«Осенью, небо затянуто серыми тучами. Солнце мало светит и греет. Идут холодные дожди. Дни стали короче, а ночи длинее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Насекомые уходят в спячку. Животные готовятся к зиме, меняют шубки. Люди собирают урожай в садах и огородах.

А послушайте, какую интересную потешку об осени, я знаю:

Жёлтенький листочек

Улетел в садочек,

Птички полетели

Песенки запели.

А сыночек очень рад:

Он увидел листопад.

Ребята, а что такое листопад (это когда от сильного порыва ветра с деревьев летят листья)

Воспитатель: молодцы ребята. А у меня есть красивые листочки, давайте с ними поиграем.

Игра: "Мы - осенние листочки"

Мы - листочки, мы листочки

Мы - осенние листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали

А потом летать устали!

(дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются, бегают на носочках, помахивают листочками, приседают на корточках, поднимая листочки над головой)

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок,

Ветер снова вдруг подул.

И листочки быстро сдул.

(разбегаются, помахивая листочками)

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(подбрасывают листочки верх и следят куда они упадут)

Ребята, с какими листочками мы играли (с осиновыми, липовыми, тополиными, берёзовыми, рябиновыми).

Воспитатель: Все эти листочки с деревьев, которые растут в нашей местности, а как назвать одним словом деревья, кустарники, цветы, травы? (растения)

Ребята, наши растения живые, они дышат, питаются, растут, размножаются. (их становится много). А как размножаются деревья? (с помощью семян, которые в плодах деревьев).

Найдите плоды каждого дерева: клен - вертолётики, дуб - желудь, рябина - ягоды.

Внутри каждого плода семена. Они попадают в землю, и если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастит молодое дерево.

Просмотр презентации, которая называется «Чудная пора» под музыкальное сопровождение включаются слайды с изображением осенних периодов (картинки с изображением: ранняя осень - 1 сентября, дети идут в школу – поход за грибами - огородные работы - сбор урожая – золотая осень – листопад – поздняя осень – дожди – дети в резиновых сапожках шлепают по лужам – голые деревья – птицы, летящие на юг, по ходу презентации, воспитатель проговаривает, что изображено на слайде.

Рефлексия

О каком времени года мы сегодня говорили?

Что вы узнали об осени?

Что такое листопад?

Воспитатель обращает внимание на то, как красиво осенью, как дети любят время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Осенние деревья».

Конспект НОД в старшей группе Вид деятельности: Аппликация Основная ОО: «Художественно – эстетическое развитие»                     ...

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Осеннее дерево"...

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (рисование нетрадиционным способом)

Цель:продолжать развивать способность детей к образному восприятию красоты природы и её передачи с помощью цвета, формы, композиции....

Конспект НОД в старшей группе по теме"Осенний лес".

Конспект НОД в старшей группе по теме"Осенний лес"....

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать  музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:&bu...

Конспект занятия в старшей группе на тему осень

Конспект занятия в старшей группе на тему осень...