Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кудинова Светлана Ивановна

Цель: обобщить знания детей по теме: Осень”, развивать  музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

• активизировать словарь детей по теме занятия;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

• развивать интерес к выполнению заданий.

• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе;

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегающие:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный  комфорт  и психологическую безопасность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

(образовательная область познавательное развитие).

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать  музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

• активизировать словарь детей по теме занятия;

• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

• закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

• развивать интерес к выполнению заданий.

• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе;

• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Здоровьесберегающие:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья; создание условий, обеспечивающих эмоциональный  комфорт  и психологическую безопасность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкально-ритмическое развитие.

Оборудование:

• Конверт с письмом и заданиями от Бабы Яги;

• Макеты деревьев берёзы, клёна, дуба и их листочки;

• Листочки из картона для дорожки;

• Познавательный мультфильм: «Почему листья желтеют»;

• Оборудование для опыта (сосуды, пипетки, красящий раствор, пена, вода);

• Обручи для кочек.

Ход НОД:    1 Слайд осенних деревьев в окне.

(Звучит музыка  Мэри Поппинс)

 Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Мэри Поппинс. Я воспитатель волшебница, помогаю воспитывать детей. А сейчас вы все вместе скажите своё имя. Молодцы! Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить зал, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:

Время года отгадай:

Собираю урожай

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает

Свою норку утепляет.

Дети: Осень.

Мэри Поппинс: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).

Письмо:

Я проказница такая

И разбойница большая.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень, дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Мэри Поппинс: Ой, ребятки, это проделки Бабы Яги, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все её задания. Ну что, готовы?

Дети: Да!

Мэри Поппинс:

Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по

осенним листочкам и не сбиться с пути. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Какое у вас настроение стало?  Вы  готовы? Тогда в путь. Ребята, вы аккуратно наступайте  и не сходите с тропинки. В это время некоторые обитатели леса впали в спячку, и мы, наступая на листики,  нечаянно можем на них наступить.

2 Слайд осеннего леса.

( Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу красиво и плавно шагая с носочка). (Звучит песенка «Где ты осень?»)

Вокруг нас красивый лес. Ребята, а какой здесь чистый и свежий воздух. Вдохните медленно носом глубоко и тихонько через рот выдыхайте. Чувствуете, какой свежий и ароматный воздух. (Дыхательная гимнастика). 

*А вот и первый листок с заданием.  Посмотрите перед нами Календарь природы. Слушайте внимательно.

3 Слайд календарь природы.

1. Назовите, пожалуйста,  времена года? (Зима, весна, лето, осень).

2. Какие осенние месяцы вы знаете(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

3. Скажите, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя.)  А почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4 Слайд ранняя осень.

4. А как называют осень в октябре? (Золотая.) А почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5 Слайд золотая осень

5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя.) Почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).

6 Слайд поздняя осень

Мэри Поппинс: Ребята, какие осенние приметы вы ещё знаете? Зачем деревья сбрасывают листья?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Мэри Поппинс: А почему листочки осенью жёлтые?  Ответить на этот вопрос поможет мой друг Профессор Почемушкин. Внимание на экран.

Познавательный мультфильм «Почему листья жёлтые».

7 слайд осенний лес

Мэри Поппинс:  Нам пора продолжать путь. 

Физминутка «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес,  - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо,   - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать, - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички, - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор

Мэри Поппинс: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием справились успешно. Ребята, смотрите, Баба Яга от скуки совсем разбаловалась и перемешала все листочки с деревьев. Нам нужно помочь деревьям вернуть свои листочки, чтобы ещё раз полюбоваться красотой осеннего леса. Предлагаю не скучать, а в игру «С какого дерева листок?» поиграть. Послушайте правила игры: перед вами на ковре рассыпаны листья, вам необходимо найти с какого же дерева листок. Если вы взяли листок с березы, как он будет называться (берёзовый, а если взяли листок с клёна - клиновый, а если с дуба - дубовый). Итак, 1,2,3 начало игры. Дети относят к макету деревьев листочки. (Звучит песенка осени, подвижная игра). Мэри Поппинс: Молодцы! Справились с заданием! Пора отправляться в путь. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Дети: Идём дальше.

8 Слайд осенние деревья.

Только аккуратно перешагивайте, чтобы не пропасть в болоте.

Дети перешагивают из обруча в обруч, перешагивая болото по кочкам.

Мэри Поппинс: Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы Яги.

*А вот Баба Яга оставила нам листок с заданиями. Слушайте внимательно.

Мэри Поппинс: Просит Яга дать ответы  эти вопросы. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Мэри Поппинс: И с этим заданием справились. Мы выполнили все задания Бабы Яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу. Ребята, продолжим путь по нашей лесной тропинке. (Дети выходят на полянку). Посмотрите, какая поляна, и пенёчки на ней есть. Вы  немного устали. Присаживайтесь на пенёчки. *Так посмотрим, здесь ещё какая - то записочка от Яги. И, так давайте прочитаем. Что же в ней написано (Мэри Поппинс достаёт записку и читает):

Освобожу я вашу Осень, если вы, научите меня не грустить когда идёт дождь.

9 Слайд идет дождь

Мэри Поппинс: Ребята, давайте выполним пожелание Бабы Яги. Я научу вас, как можно весело играть с дождиком. А Баба Яга увидит,  обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. Дети по показу Мэри Поппинс выполняют движения, имитируя звук дождя. Ритмичные хлопки по коленкам в заданном темпе, с одновременно выполняемыми топающими движениями. Поглаживающий массаж ног.

Мэри Поппинс: Ребята, а вы знаете, как идёт дождь? Приглашаю вас в лесную лабораторию. Сегодня я предлагаю  вам посмотреть и самим провести опыт, как получается дождь. Подойдите к столу. Сначала я сделаю облако из пены. Но почему идет дождь? Для наглядного примера я возьму подкрашенную воду. Так вот, на земле происходят процессы испарения воды, и пар поднимается в верхние слои атмосферы. Когда пар поднимается, то температура воздуха понижается, и в результате появляются капельки воды. В облаках капли воды собираются вместе и становятся тяжёлыми. Под тяжестью веса эти капли падают на землю. Посмотрите,  я капаю цветной раствор воды,  ни чего не происходит. Предлагаю взять цветной раствор и при помощи пипетки накапать подкрашенной воды в свой сосуд с облаком. Обратите внимание, когда эти капли собираются вместе и становятся тяжелее, мы видим, как цветная жидкость начинает капать вниз.

Мэри Поппинс: Посмотрите, как здорово  у нас получилось! Ребята, послушайте, музыка зазвучала. (Звучит песенка осени). Сдержала своё обещание Баба Яга и освободила нашу Осень. А сейчас закройте глаза, пришла пора волшебства. Превращаю вас в листочки. Раз, Два, Три  - листик нас домой верни. Закружились листочки по залу и возле меня остановились. (Звучит музыка волшебства).

10Слайд осень в окне.

 1,2,3, деток нам листок верни. Вот мы и дома! Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей.

ПРИГЛАШАЮ ВАС СО МНОЙ ПОТАНЦЕВАТЬ. Танец с Мэри Поппинс.

Мэри Поппинс: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки об осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что мы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что больше всего вам нравится в осенней поре?

Мэри Поппинс: Вы все молодцы! А вот эти листочки вам в группу на память об осени. Вы можете стать настоящими художниками и  раскрасить их в разные цвета. (Подарок раскраски листочков). (Звучит песенка осени).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей средней группы на тему "Осень". Образовательная область - "Познавательное развитие".

Презентация поможет детям лучше запомнить основные признаки осени, привлечет интерес и положительное отношение к образовательной деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика) Тема: «Путешествие с Красной шапочкой»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика). Тема: «Путешествие с Кр...

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».

Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».Программное содержание:Коррекционно-обра...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Осенины» (по области «познавательное развитие», ознакомление с окружающим миром)

Обобщить знания детей о дарах Осени. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру....

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением)

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Мебель» с детьми средней группы...

Конспект занятия в старшей группе "Неофициальные символы России". Образовательная область: познавательное развитие.

Данный конспект занятия разработан на основе примерного тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственными символами России....