Программа факультатива по экологическому воспитанию "Родничок"
методическая разработка по окружающему миру

Щербина Любовь Александровна

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы.  И только экологическое мировоззрение, и экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Северная сказка»

Программа факультатива «Родничок»

экологической направленности

для детей подготовительной группы

срок освоения программы – 1 год

Составила:

воспитатель:

Щербина Л.А.

2021-2022 учебный год

                              «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

                              с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

                             Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                                                                                                      В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических,
  • экологическое мышление,
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма,
  • культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Сроки реализации программы факультатива: 1 год.

Режим работы факультатива: сентябрь - май

  • Проводится один раз в неделю.
  • Количествово детей посещаемых факультатив - 10 чел.
  •  Возраст детей: от 6 до 7 лет

Актуальность работы факультатива:

В настоящее время экологические проблемы, являются общими для всего населения Земли. Глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды в совокупности создает непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.                      

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы.  И только экологическое мировоззрение, и экологическая культура людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. А становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, ценностей ориентации в окружающем мире закладывается в период дошкольного детства. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить каждого ребенка эмоционально-положительному и осознано–правильному отношению к растениям и животным, к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится. Полученные в детстве первые впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и влияют на отношение человека к природе. 

Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания  программы  факультатива экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Новизна программы факультатива заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, мотивирует развитие умений у детей проведения простейших опытов, оказывать посильную помощь нашей природе.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей

роли воспитателя;

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип учета возрастных особенностей детей;

Цель программы. Формирование экологического сознания

Задачи:

  • формировать активную позицию, представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир;
  •  развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
  • продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире,  познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).

Для решения программных образовательных задач

используются:

  • Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор

ситуаций, осуждение увиденного).

  • Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии,

целевые прогулки).

  • Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая

деятельность.

             

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Неделя

Мероприятия

Цели  и задачи

Сентябрь

1

Что такое природа?

Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа – это то, что создано руками человека – рукотворный мир).

2

«Дары осени»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия

3.

Лес и человек.

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

4

Растительный мир лесотундры.

«Пищевые цепочки в лесу».

Закреплять знания детей о разнообразии растительного мира о взаимодействии в экосистеме «Лес». Дать детям представления о растениях, как пище животных и человека. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

5

Изготовление модели «Этажи леса»

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.

Октябрь

1

Деревья, кустарники.  

Закреплять и расширять знания детей о деревьях, кустарниках средней полосы и  Севера и их основных частях.

2

Растения: лекарственные и ядовитые

Познакомить детей с разновидностями растений.

Учить различать их в природе

3

Животный мир

Закреплять  знания детей о диких животных, их отличительных особенностях; рассказать о приспособленности животных к сезонным изменениям.

4.

«В гостях у птиц»

Учить классифицировать птиц на зимующих,  перелетных и кочующих птицах, в зависимости от характера корма и возможностей его добывания;

Воспитывать желание  помогать  птицам в зимних условиях.

Ноябрь

1

«Водоплавающие средней полосы и Крайнего Севера»

Дать представления о птицах обитающих на водоемах водоемов.

2

«В гостях у морского царя»

Систематизировать знания детей о жителях водной среды, их особенностях, приспособленность жизни в данных условиях. Расширять знания детей о разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические).

3

Рептилии

Путешествие в террариум

Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий.

 Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных.

4

«Муха-цокотуха и другие»

Продолжать знакомить с насекомыми.  Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть.

Декабрь

1

Заповедники

 (виртуальное путешествие)

Дать  представление о заповеднике, его обитателях. Воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном крае.

2

Красная книга России.

Познакомить детей с охраняемыми растениями, и животными,  сформировать чувство ответственности за  их сохранение, познакомить с различными видами деятельности по охране, вызвать стремление к этой деятельности. 

3.

Разнообразие природного мира.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

4.

Итоговое мероприятие: викторина «Природа вокруг нас»

Обобщение  и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Январь

1

Вода, вода

 Закрепить свойства воды.

Уточнять представления: о свойствах воды (без запаха, без вкуса и т.д.):

Формировать правила безопасности при проведении эксперимента с водой.

2

«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи.

3

«Для чего нам нужна чистая вода?»

 Воспитывать бережное отношение к воде , желание экономить воду, сохранять еѐ.  

Февраль

1

Экспериментирование с водой.

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) Расширить знания о разнообразие воды в окружающей среде, различных еѐ состояниях (жидком, газообразном, твѐрдом); о значении для всего живого, поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты 

2

Солнце 

Игра «День и ночь».

Познакомить детей с «большой звездой» -солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

3

Солнышко.  Как солнце служит человеку?

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

4

«Чистый воздух»

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Расширить знания о роли, воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека). Воспитывать бережное отношение к воздуху.

Март

1

«Экспериментирование с воздухом

«Как рождается ветер»        

Расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

2

«Почему земля кормит?»        

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности

3

Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.

Раскрыть понятие «обитатели почвы». Рассказать об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

4

Экспериментирование с песком и глиной (песок, глина – наши помощник

Закрепить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость, плотность, вязкость0

Уточнять представления: о свойствах песка и глины; различиях между песком и глиной;

правилах безопасности при работе с песком и глиной.

Апрель

1

Малахитовая шкатулка (камни)

Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

2

Ветер – невидимка

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

3

«Комнатные растения – спутники нашей жизни»

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Закреплять знания детей о строении растений, о вегетативном размножении комнатных растений, воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Учить доказательности суждений и речи

4

Посадка   комнатных растений

Май

1 - 2

«Путешествие маленькой семечки»

(Огород на подоконнике)

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, обобщить знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению; развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

33-4

Подготовка и проведение экологического вечера развлечений:

«Земля наш общий дом»

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

Литература:

1. О.А. Воронкевич.  Добро пожаловать в экологию.

2. Т.М. Бондаренко.  Экологические занятия с детьми 6-7 лет.

 3. Л.Г. Горькова.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

4. М.Д. Маханева. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5.  Г.П. Тугушева. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

6. А.И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.

7.  Н.А.Рыжова. Наш дом – природа.

8. Статьи из интернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Почемучка" по познавательно-речевому развитию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)         ...

Программа факультатива "Семицветик"

Значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М.М. Кольцо...

Рабочая программа факультатива "Шашки"

Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа факультатива «Умники и умницы»

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Рабочая программа факультатива «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста

Программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности является авторской разработкой и реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Программы факультатива для 2 класса "Математика и конструирование"

Факультатив «Математика и конструирование» использован как дополнение к курсу «Математика»....

Программа факультатива 2 класса по внеклассному чтению

Рабочая программа факультативного курса «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чт...