Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефимова Наталья Анатольенва

Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при организации занятий по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Аннотация. Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при организации занятий по патриотическому воспитанию.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, основы воспитания, нравственное поведение, дошкольная образовательная организация.

Основы формирования личности, не только в сфере патриотического воспитания, но и в целом, закладываются в раннем возрасте. Именно поэтому, многие авторы в патриотическом воспитании выделяют такие важные моменты, как создание психолого-педагогических условий для развития патриотизма в ребенке [1].

К психолого-педагогическим условиям, на основе которых формируется чувство патриотизма, можно отнести следующие [3, с. 157]:

- уважение ребенка как личности и его достоинства, формирование положительной самооценки, веры в себя;

- применение соответствующих возрастных форм и методов при патриотическом воспитании;

- формирование единой стратегии поведения у родителей и воспитателей;

- поддержка инициативы детей, формирование доброжелательного отношения детей по отношению друг к другу;

- формирование психологически и физически безопасной среды воспитания и развития;

- формирование оптимальных, соответствующих возрасту режимных моментов, поддержание их и в образовательном учреждении, и дома;

- создание благоприятной атмосферы дома и в детском саду.

Таким образом, можно говорить о том, что созданные вокруг ребенка условия развития, напрямую влияют на формирование патриотического поведения.

При определении цели патриотического воспитания дошкольников, указывают на такие аспекты, как: формирование любви к своей Родине, гордость за исторические события, за страну, формирование уважения к своей культуре, и культуре народов России, толерантное отношение к культуре и вере других народов.

Для развития таких чувств у детей, необходимо выполнять следующие задачи [4, с.205]:

- способствовать развитию осознанного отношения к патриотическим ценностям;

- способствовать формированию механизма обеспечения эффективного патриотического воспитания;

- использование различных видов детско-педагогической деятельности, согласно возрасту ребенка.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста будет иметь эффективность в том случае, если в работе воспитателя сочетается три компонента [2, с. 110]:

  1. организационный;
  2. образовательный;
  3. материально-технический.

К организационному компоненту относят учет возрастных и психолого-педагогических условий развития детей, соответствие потребностей и возможностей детей, родителей и педагогов, применение различных методов в работе со стороны педагогов и родителей, организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

К образовательному компоненту относят различные направления и проекты, используемые для формирования патриотического поведения. Это могут быть игры, беседы, экскурсии, инсценировки, экспериментальная деятельность, привлечение активности в социальных сетях и др.

Наиболее популярным способом предоставления информации о патриотизме выступает создание патриотических зон в дошкольных образовательных учреждениях.

Зона патриотического воспитания может включать в себя, в зависимости от возраста:

- игрушки ручной работы, игрушка для пальчикового театра;

- предметы быта и интерьера;

- тексты стихотворений, песен, гимна;

- фотографии родственников детей – участников войн, специальных военных операций, военных конфликтов и т.п.;

- элементы одежды;

- музыкальные инструменты разных народов России;

- государственные символы;

- творческие работы дошкольников, их родителей и др.

Совместные работы детей, родителей и педагогов способствуют формированию познавательного интереса детей.

Так, совместным проектом при формировании патриотического воспитания дошкольников, можно рассматривать клубную работу АНО ДЮЦ «Молодежная дружина», включающая в себя дошкольную дружину, который проводит комплексные духовно-нравственные, творческие, общефизические и патриотические занятия для детей от 3-х до 7 лет.

При организации занятий по патриотическому воспитанию детей проходят встречи с интересными людьми, круглые столы с родителями, семейные выезды и пр. [5].

Материально-технический компонент при организации занятий по патриотическому воспитанию носит не менее важный характер, т.к. наглядные пособия активно дополняют любую образовательную деятельность, а также формируют интерес детей к творчеству.

Таким образом, при организации патриотических занятий дошкольников, важным условием выступает психолого-педагогический аспект: формирование позитивной атмосферы в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения, разнообразные виды занятий и способы преподнесения информации, вовлечение родителей в развитие патриотических чувств ребенка. Сочетание описанных в статье направлений работы приводит к воспитанию чувства долга и уважения перед родиной, к уважительному отношению к героям, взрослым и сверстникам.

Библиографический список

  1. Георгян А.Р. Психолого-педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум. - Екатеринбург, 2021. - С. 263-268.
  2. Калинич В.С., Верпатова О.Ю. Патриотическое воспитание в современном российском обществе: особенности и проблемы развития // Социология. 2022. №4. С. 110-118.
  3. Тельнова Ж.Н., Малашенкова В.Л., Мякишева М.В., Намсинк Е.В. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. №4. С. 156-166.
  4. Филипьева Е.С., Дмитриева У.М. Система патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №1-4 (76). С. 205-207.
  5. АНО ДЮЦ «Молодежная дружина». Официальный сайт. Режим доступа: https://moldruzhina.ru/, (Дата обращения 12.11.2023).

Автор статьи: Ефимова Н.А.

воспитатель ГБОУ – Школа №1883 «Бутово»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Курочкина Татьяна Владимировна         С поступлением ребенка 3-4-летнего возра...

Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

В данной презентации  рассказывается  об особенностях детей с ОВЗ и  создания оптимальных психолого-педагогических условий для  их полноценного речевого развития....

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современном мире часто возникает вопрос, необходимо ли какое-то особенное гендерное воспитание дошкольникам. В последнее время педагоги часто говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены...

Экологическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это «целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования сис...