«Такие разные фрукты»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казакевич Оксана Владимировна

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности     с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.

 «Такие разные фрукты»

Формирование  у детей представлений о фруктах посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности     с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.

Тема: «Такие разные фрукты»

Цель: Формирование  у детей представлений о фруктах посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей о фруктах;

- Продолжать закреплять представление детей об исследовании, о способах получения информации, её фиксирование;

- Продолжать учить детей выдвигать гипотезы;

- Расширять словарный запас детей: кожура, мякоть, кислота, сладость, пипетка, лакмусовая бумага.

Развивающие:

- Продолжать развивать связную речь детей, умение составлять сообщения, используя схематическое изображение;

- Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- Воспитывать культуру поведения детей в коллективе: доброжелательность, умение выслушивать ответы других людей.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Основной вид детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая.

Методы и приёмы: игровая ситуация, наглядный, словесный, вопросы к детям, исследовательская деятельность,  

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий по теме.

Материал:

  • фрукты (лимон, яблоко, банан), фруктовый сок;
  • лакмусовая бумага, емкости для сока;
  • бумажные салфетки.

Ход ООД

1. Организационный момент.

Условный сигнал (Звук колокольчика)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей в группе. Давайте с ними поздороваемся!

А теперь давайте поприветствуем друг друга,

Приветствие:

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг. 

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день»

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Осень

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете?

Дети: Опадают листья, птицы улетают в теплые края, становится холоднее, люди надевают теплую одежду, собирают урожай.

Воспитатель: Да, все верно. Осенью люди собирают урожай.

Посмотрите, что у меня есть (выносится корзина с муляжами овощей и фруктов)

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать?

Дети: Урожай.

Воспитатель: А урожай чего? Давайте каждый из вас возьмёт по одному. Рассмотрите и скажите, что же у вас в руках.

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Давайте его разделим на фрукты и овощи.

Проводится игра «Раздели урожай»

После игры дети садятся на свои места.

II. Основная часть

Воспитатель: У нас в гостях воспитатели из других групп, они хотят, чтобы вы рассказали им о фруктах. Вы теперь учёные, наша задача – получить как можно больше информации о фруктах и подготовить о них сообщение – небольшой доклад.

Как и с помощью чего мы можем получить информацию? Нам помогут картинки-символы.

Ставиться мольберт, где размещены картинки-символы с методами получения информации.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим и подумаем вместе, что обозначает каждая картинка.

Дети: Подумать, посмотреть в книге, спросить у кого-нибудь. 

Воспитатель:  С чего начнём, наше исследование?

(Помочь детям поместить картинки-символы в нужном

 порядке).

Воспитатель: Первое, что мы сделаем, подумаем и вспомним,

что мы знаем о фруктах?

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: На дереве, в саду.

Воспитатель: Как называются деревья, которые растут в саду?

Дети: Фруктовые деревья.

Воспитатель: Фрукты растут на деревьях и созревают к осени.

Воспитатель показывает, как схематично зарисовать ответы на доске (рисуют дерево и листочек падающий), дети повторяют рисунок

 и размещают его в свой портфолио исследователя. 

Воспитатель: Следующая наша подсказка картинка-символ «Получить информацию из книг»

Воспитатель: У меня как раз есть книга о фруктах, давайте рассмотрим её. Посмотрите, чем они друг от друга отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать?

1. Посмотрите, отличаются ли они по форме (круглые, овальные)

2. по размеру (большие и маленькие)

3. по цвету (красные, зелёные, жёлтые …)

4. по запаху

5. по вкусу (сладкие, кислые)

Проводится игра «Угадай на вкус».

Детям предлагается определить фрукт и какой он на вкус.

Делаем вывод, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, запаху и вкусу.

(Зарисовать схематично, полученную информацию)

Воспитатель: А как вы думаете, что общего у всех фруктов?

Ответы детей….

Воспитатель: Как нам это узнать? Следующая картинка-символ «Спроси у другого» А давайте спросим у наших гостей.

Гости: Надо фрукты разрезать пополам и  посмотреть.

Рассматриваются фрукты в разрезе и выясняется,

что у всех фруктов есть кожура, мякоть и косточки

(большие или маленькие)

(Зарисовать схематично, полученную информацию)

Физкульминутка ««Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками) 

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Воспитатель: А вы знаете, чем полезны овощи и фрукты?

Где мы это можем узнать?

 Наша подсказка картинка-символ «Посмотреть по телевизору» 

Дети: Посмотреть видео по телевизору.

Дети просматривают видеоролик и зарисовывают схематично, полученную информацию.

Воспитатель: А как вы думаете, что делают учёные, чтобы узнать что-то новое? (обращает внимание детей на картинки-символы)

Дети: можно провести эксперимент.

Воспитатель: Да, так делают настоящие ученые.

Исследовательская деятельность.

Воспитатель: Давайте с вами установим, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?

Воспитатель: Ранее мы с вами рассматривали фрукты:

яблоко, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид.

Мы их оставили лежать в группе. Давайте посмотрим на них сейчас.

Они как-то изменились? (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура –

она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, яблоко стало немного

 портиться, а банан почернел и совсем испортился.

Почему же это произошло?

(Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Воспитатель: Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, которая называется «лакмусовая бумага», она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, яблока и банана.) 

Воспитатель: Теперь сравните цвет бумаги.

Что с ней произошло?

(Ответы детей.)

 Где больше всего изменился цвет бумаги?

(Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) 

А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)

(Зарисовать схематично, полученную информацию)

Воспитатель: Мы с вами собрали достаточно информации о фруктах. Теперь давайте поделимся ею друг с другом и расскажем, что мы сегодня узнали. Кто из учёных, хотел бы сегодня сделать доклад, используя наши картинки подсказки?

(Выступающему надеть академическую шапочку,

после доклада попросить задать вопросы докладчику)

Воспитатель: Спасибо, вам уважаемые ученые.

Сегодня вы потрудились на славу и сделали важные открытия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"

Программное содержание:Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложн...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме: «Такие разные фрукты »

Данный материал поможет обогатить и закрепить знания детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в саду....

Познавательное занятие с детьми старшей группы "Такие разные овощи и фрукты"

Познавательное занятие с детьми старшей группы "Такие разные овощи и фрукты" ·         Мищенко Ольга Викторовна, воспитательПрезентация к уроку «Овощи...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группы по теме: «Такие разные фрукты »

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: продолжать знакомить детей с фруктами.Программное содержание:- продолжать обогащать и закреплять знания детей о фруктах, ф...

Тема НОД: «Такие разные фрукты »

Тема: «Такие разные фрукты »Приоритетная образовательная область: познавательное и речевое развитие.Цель: продолжать знакомить детей с фруктами их пользой, развивать связную речь.Обучающие...

"Такие разные фрукты"

Непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы Компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по познавательному развитию...

Конспект совместной деятельности в старшей группе по теме "Такие разные фрукты"

Конспект совместной деятельности в старшей группе по теме "Такие разные фрукты"...