Педагогический проект «Экологическая тропа»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Горина Наталья Владимировна

Актуальность, выбранной темы:

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта по теме «Экологическая тропа».

Подготовительная группа

Автор проекта: Жук Е.А., Горина Н.В.

Сроки реализации: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Актуальность, выбранной темы:

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы начал экологической культуры, грамотного поведения в природе посредством экологической тропы.

Задачи:

  1. Формировать знания о природе, основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  2. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  3. Развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
  4. Развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.
  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.

Формы и методы работы:

  • Чтение.
  • Беседа.
  • Познавательное развитие.
  • Дидактические игры.
  • Театрализованные игры.
  • Творческая деятельность детей.
  • Опытно-исследовательская деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
  • Знакомство родителей с программой и проектом.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • имеют представления о живой и неживой природе;
  • устанавливают причинно-следственные связи;
  • имеют навыки наблюдений за природными объектами;
  • бережно относятся к природе.

Родители:

  • активные участники проекта;
  • проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ.

Педагоги:

  • осуществляют инновационную деятельность;
  • повышают профессиональный уровень;
  • расширяют кругозор.

Этапы проекта:

1 этап - Подготовительно-проектировочный.

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Составление плана движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями.
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработка конспектов НОД экскурсий, целевых прогулок по маршруту экологической тропы.
  • Подбор художественной литературы, загадок, пословиц, поговорок о растениях, птицах, насекомых.
  • Создание картотеки опытно-экспериментальной деятельности.
  • Создание основных экологических объектов тропы.
  • Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (совместно с родителями).

2 этап - Практический этап.

Решение всех поставленных задач на практике.

Экологические объекты

Формы работы

Город мастеров

Закрепление знания об объектах живой и неживой природы (беседы, наблюдения и т. п.).

Чтение художественной литературы.

Творческая мастерская (лепка, рисование, аппликация и   т.п.).

Исследовательская деятельность (песок, вода, глина, снег и т. п.).

Проведение опытов и экспериментов (песок, вода, глины, снег и т. п.).

Коллекционная работа (гербарии, зарисовки и т.п.).

Коллективный труд.

Спортивная тропа

Подвижные игры: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне», «Раз, два, три к дереву беги».

Игры-эстафеты: «Собери урожай», «Репка», «Быстрые тройки».

Метеоплощадка

Беседа «Что такое погода и климат?»

Беседы «Что такое ветер? Как он возникает? Зачем он нужен? Как влияет на почву, растения, животных, человека?»

Художественное чтение А. Бехтерев «Ветер»

Беседы: «Как измерить температуру воздуха? Что такое термометр?

Беседы: «Что такое снег? Как он образуется» Что такое снежинки?

Художественное чтение З. Александрова «Снежок»

Беседы «Что такое лед, сосульки, иней, снежный град, морозные узоры». «Как создаются морозные узоры на стеклах?

Экспериментирование «Вода и лед».

Знакомство с прибором. Барометр–прибор для измерения атмосферного давления.

Поговорки и пословицы о погоде.

Беседа «Облака - белогривые лошадки»

Беседа «Пробуждение природы» как мы понимаем, что пришла весна?

Художественное чтение А. Л. Барто «Весна идет»

Беседы «Человек и природа»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Жизнь муравьев

Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).

Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».

Дидактические и настольные игры «Насекомые».

Беседа: «Кто самый сильный из насекомых?».

Сюжетно-ролевая игра «Музей насекомых»

Беседа на тему: «Осы, пчелы, муравьи».

Сюжетно-ролевая  игра «Муха-цокотуха».

Просмотр презентации «Муравей в муравейнике».

Птичий городок

Объекты для наблюдений: кормушки и скворечники на участке.

Наблюдение за птицами (строение, зимующие и перелётные, и т.п.).

Слушание голосов птиц; слушание писка птенцов.

Рассматривание домика для птиц.

Выработка правил поведения.

Формирование первичных ценностных представлений.

Загадки, стихи, песенки.

Цветочная поляна

Поливка клумбы.

Посадка рассады цветов.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т. п.).

Сбор семян.

Игры, беседы (Если бы ты был цветком).

Составление рассказов о цветах,

 сочинение стихов, загадок.

Словесные игры (описывать

растения, части растения).

Пальчиковые игры («Наши алые «Цветы»).

Деревья

Рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года.

Использование луп для наблюдений.

Проведение исследований (измерение высоты, толщины).

Связь с животными.

Беседы (о хвойных и лиственных деревьях и т. п.).

План работы с родителями направленный на реализацию проекта:

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».

3 этап - Обобщающе-результативный этап

  • Были созданы конспекты НОД, экскурсий, целевых прогулок по маршруту экологической тропы.
  • Была создана картотека опытно-экспериментальной деятельности.
  • Была составлена картосхема экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Анализ результатов работы.
  • Подведение итогов реализации проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Руководители: Воспитатель выс . кат. Горина Н. В. Воспитатель выс . кат Жук. А. Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Экологическая тропа

Слайд 2

«Человек был и всегда остается сыном природы, и, то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Слайд 4

ЦЕЛЬ: создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы начал экологической культуры, грамотного поведения в природе посредством экологической тропы.

Слайд 5

формировать знания о природе, основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе ; развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности. развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение; воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле; ЗАДАЧИ:

Слайд 6

Деревья Город мастеров Пернатый мир Цветочная поляна Спортивная Жизнь муравьев Метеоплощадка Детский сад Схема станций

Слайд 7

Город мастеров Закрепление знания об объектах живой и неживой природы (беседы, наблюдения и т. п.) . Чтение художественной литературы. Творческая мастерская ( лепка, рисование, аппликация и т.п.). Исследовательская деятельность (песок, вода, глина ,снег и т. п.). Проведение опытов и экспериментов (песок, вода, глины, снег и т. п.). Коллекционная работа (гербарии, зарисовки и т.п.). Коллективный труд.

Слайд 8

Спортивная Дети играют в подвижные игры, беседуют о здоровье, здоровом образе жизни, знакомятся с летними видами спорта. Здесь проводятся соревнования, эстафеты, спортивные праздники. Подвижные игры: «Садовник», «Найди свой цвет», «Такой цветок беги ко мне», «Раз, два, три к дереву беги». Игры-эстафеты: «Собери урожай», «Репка», «Быстрые тройки».

Слайд 9

Метеоплощадка Площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.

Слайд 10

Метеоплощадка Беседа «Что такое погода и климат?» Беседы «Что такое ветер? Как он возникает? Зачем он нужен? Как влияет на почву, растения, животных, человека?» Художественное чтение А. Бехтерев «Ветер» Беседы : «Как измерить температуру воздуха? Что такое термометр? Беседы : «Что такое снег? Как он образуется» Что такое снежинки? Художественное чтение З. Александрова «Снежок» Беседы «Что такое лед, сосульки, иней, снежный град, морозные узоры». «Как создаются морозные узоры на стеклах? Экспериментирование «Вода и лед». Знакомство с прибором. Барометр–прибор для измерения атмосферного давления. Поговорки и пословицы о погоде. Беседа «Облака - белогривые лошадки » Беседа «Пробуждение природы» как мы понимаем, что пришла весна? Художественное чтение А. Л. Барто «Весна идет» Беседы «Человек и природа» Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Слайд 11

Жизнь муравьев Прогулка «Наблюдение за муравьями» . Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Дидактические и настольные игры «Насекомые». Беседа: «Кто самый сильный из насекомых?». Сюжетно-ролевая игра «Музей насекомых» Беседа на тему: «Осы, пчелы, муравьи». Сюжетно-ролевая игра «Муха-цокотуха». Просмотр презентации «Муравей в муравейнике».

Слайд 12

Птичий городок Объекты для наблюдений: кормушки и скворечники на участке. 1. Наблюдение за птицами ( строение, зимующие и перелётные, и т.п.). 2. Слушание голосов птиц; слушание писка птенцов. 3. Рассматривание домика для птиц. 4. Выработка правил поведения. 5. Формирование первичных ценностных представлений. 6. Загадки, стихи, песенки. 7. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.

Слайд 13

Цветочная поляна 1. Поливка клумбы. 2. Посадка рассады цветов. 3. Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т. п.). 4. Сбор семян. 5. Игры, беседы (Если бы ты был цветком). 6. Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок. 7. Словесные игры (описывать растения, части растения). 8. Пальчиковые игры («Наши алые «Цветы»).

Слайд 14

Деревья Объекты для наблюдений : береза, рябина, ель. 1. Рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года. 2. Забота человека о деревьях. 3. Использование луп для наблюдений. 4. Проведение исследований ( измерение высоты, толщины). 5. Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. 6. Связь с животными. 7. Беседы ( о хвойных и лиственных деревьях и т. п.).

Слайд 15

Предполагаемые результаты Дети: Имеют представления о живой и неживой природе. Устанавливают причинно-следственные связи. Имеют навыки наблюдений за природными объектами. Бережно относятся к природе. Родители: Активные участники проекта. Проявляют интерес к образовательному процессу в ДОУ. Педагоги: Осуществляют инновационную деятельность. Повышают профессиональный уровень. Расширяют кругозор.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект «Экологическая тропа здоровья»

        Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека  - это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие ...

Педагогический проект экологической направленности « Мы на одной живем планете»

Педагогический  проект экологической направленности «Мы на одной живем планете»...

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...

Педагогический проект «Экологическая тропа»

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в дет...

Педагогический проект : " Экологическая тропа"

üЭкологически -грамотное  отношение к природе.ü«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все меропр...

Педагогический проект экологическая тропа Смоленщины

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день....

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе в рамках проекта "Эколята- дошколята"

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА»  НАПРАВЛЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ....