"Животный мир полярных районов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_polyarnyh_rayonov.doc345.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   «Животный мир полярных районов»

Цель:

-формирование представлений о диких животных  полярных районов;

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с климатическими условиями разных материков, с животным миром полярных районов;

-развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

-формировать понимание того, что для сохранения природы ее нужно беречь;               -активизировать речь детей;

Развивающие:

-развивать любознательность;

-развивать двигательную активность;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать ее

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктикы.

Материал:  глобус, картинки из серии « Животный мир Арктики и Антарктики», ёмкость с водой, жирный детский крем, тесто, зубочистки, карандаши, обручи.

Этапы деятельности

Методы и приемы

1

Мотивация детей к деятельности

  Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы.(солнце светит, но не греет; длинные ночи и короткие дни; сильные морозы; земля покрыта снегом, реки и озёра покрыты льдом; бывают метели;)

 Ребята, а как вы думаете, есть ли такие места  на земле где всегда лето? А  где всегда бывает много снега, холодно, морозно? (ответы детей)

Всё правильно, есть на нашей планете места где круглый год лето, а есть места где почти всегда лежит снег, там очень холодно  Эти места называются Арктика и Антарктика.  Интересно, кто может жить в  таких суровых условиях? ( ответы детей).

2

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать кто ещё может жить в таких условиях?  

Откуда мы можем узнать об этом?( посмотреть в интернете, в энциклопедии, спросить у родителей и т.д)

3

Совместная работа с детьми по нахождению средств  деятельности

Молодцы, всё правильно.Всё это вы обязательно сделаете в свободное время, а сейчас  я предлагаю вам отправиться в путешествие   в Арктику и Антарктику и узнать кто же  не боится снега, стужи и может там жить. Хотите?  Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится эти необыкновенные места. А поможет нам в этом наш глобус ,  уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Воспитатель: рассматриваем глобус 

 Ребята, Арктика находится на северном полюсе (объяснение сопровождается показом полярных областей на глобусе), это зона островов, лежащая около Северного полюса, омываемая Северным Ледовитым океаном.Часть суши, которая прилегает Северному Ледовитому океану, называются тундрой. Здесь холодная и долгая зима  и холодное, короткое лето. Летом снег и лед в тундре тают, появляются растения: низкорослые кустарники карликовой березы,  полярной ивы  

Правда, у них очень короткие корни, т.к. под верхним слоем оттаявшей почвы земля еще остаётся замороженной и называется вечной мерзлотой.  

А сейчас глобус мы перевернем и  на Южный полюс попадём.  На Южном полюсе находится Антарктида. Антарктида и прилегающие участки океанов образуют Антарктику - самое суровое место нашей планеты, несмотря на то, что оно находится на южном полюсе. Из-за  суровых климатических условий в Антарктике летом, которое наступает на очень короткое время растут только мхи и лишайники.

И в Арктике и в Антарктике день и ночь не чередуются, как происходит это у нас, там солнце скрывается за горизонтом на полгода, и тогда наступает полярная ночь, а затем также долго не сходит с неба - полярный день.

В.: Где находится  Арктика? Антарктика

Дети: Арктика находится в верхней части глобуса. На Северном полюсе, а Антарктика в  нижней части глобуса . На Южном полюсе.

4

Самостоятельная работа по апробации способов деятельности

Воспитатель: Правильно. Где находятся Арктика и Антарктика мы с вами узнали теперь можем отправляться  в путешествие. На чём можно отправиться в путешествие (снегоход, самолёт, на оленях)

   На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (на самолёте)                                                                               Итак, надеваем на себя тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания).

Физкультминутка

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт.

 Ну, вот мы и на месте. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях?

В.: Давайте отгадаем загадку

Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые….  (медведи) (картинка белого медведя)

Дети: белый медведь!

Воспитатель: Правильно, это белый медведь - Главный житель северных просторов. Ребята, а что мы знаем  о белом медведе ?                                                                                                Воспитатель: Белый медведь - это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая белая  шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается.                  

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете - почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём эксперимент.                                    

Но сначала разделимся на команды (мешочек с кружочками разного цвета). Вам необходимо пройти за столы, на которых находится кружок того же цвета, что и в вашей руке.

Опыт.

В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно, какая теперь рука?  Она мокрая. А если бы ударил мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их кремом. Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили?

Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Воспитатель: А теперь встряхните руку. Что произошло?        Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лёд.

Теперь  давайте попробуем  объяснить случай с белым медведем.  Почему же он , выйдя из воды в мороз   не покрывается корочкой льда                                                     Дети: Шерсть белых медведей пропитана жиром, поэтому вода там не собирается                                                      

В.:  Правильно, толстый слой жира, который помогает спасаться от холода, ещё помогает не промокнуть, когда животное находится в воде.                  

В.: Дальше будем передвигаться на лыжах. (Дети имитируют ходьбу на лыжах.)                                                                                                  В.: А вот животное, которое питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень)

 Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Тюленям не даёт замерзнуть толстый слой подкожного жира. Они  приспособлены к жизни в воде, поэтому у них удлинённое обтекаемое тело, покрытое мехом, удобное для плавания, а все четыре конечности превращены в ласты. Эти животные быстро и проворно плавают в воде, а на суше неуклюже передвигаются, ползая на брюхе.

 В.: Как вы думаете, чем питаются тюлени? (рыбой  )                                                                 Кто охотится на тюленей? (белые медведи)                        В.: Правильноони большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – белькипрячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин .

В.: Двигаемся дальше!

Дети «прыгают « с льдины на льдину                                              Ребята, а что это за птицы на льдинах? (картинка пингвин)

В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же ….. (пингвин)

Дети: Пингвин.

В.: Правильно, а что вы знаете о пингвинах?

Воспитатель: Пингвины - это птицы. Но они не летают, зато очень хорошо плавают и ныряют. Все пингвины разные. Самые большие пингвины – это императорские пингвины. Голова и ноги маленькие. Пингвины должны быть толстенькими, чтобы жир защитил их от холода.Едят пингвины рыбу, а пьют морскую воду. Плавая под водой, пингвины молчат, а когда находятся на земле, разговаривают между собой, издавая звуки, похожие на звуки трубы. .

 Правильно пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды. Живут пингвины большими семьями – стаями. Самые многочисленные и любопытные - пингвины Адели. Они часто приходят "в гости" к полярникам на научные станции.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке.

В.: Наше путешествие подходит к концу и я предлагаю, послушать стихотворение и отгадать кто же нам поможет вернуться в детский сад

"Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей 

Свистят по дороге полозья саней, 

Поземка скользит и струится по ней.
И ветер с веселою песней моей бег врассыпную
Летит над просторами
Снежных полей.
Летит за оленями песня — мой друг, 

И стадо само собирается в круг.
Ой, хэй-хэй".

В.: Вот мы и в детском саду. Кто же нам помог добраться?

Дети: Олени

В.: Да, дети, это благородные   олени.Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы.

В.: Для чего оленю такие копыта?

- Чтобы выяснить это, проведем опыт.

Опыт

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него   лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного  проваливаются в снег.

 Края копыт оленя ещё  крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Ребята, животные о которых мы с  вами говорили занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться, т.к. их осталось очень мало, и они могут совсем исчезнуть. Для того чтобы эти животные совсем не исчезли и их стало больше в России создаются природные заповедники. Там животных охраняют, изучают их особенности, создают условия для жизни и размножения.

5

Рефлексия

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Вопрос - ответ». Для этого нам надо разделиться на пары. Вы должны придумать вопросы по теме нашего путешествия и задать эти вопросы друг другу.

Дети придумывают вопросы, задают их друг другу и отвечают на них.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня есть смайлики весёлый и грустный. Весёлый смайлик означает, что вам путешествие  понравилось  и вы теперь знаете кто же может жить на Северном и Южном полюсах, как эти животные приспособились к таким не простым условиям и можете поделиться этими знаниями с кем нибудь.

Грустный смайлик означает, что вы что то не совсем поняли или не запомнили.

Выберите  смайлики.

Воспитатель: Сегодня нам грустный смайлик не понадобился, все выбрали весёлый. Очень хорошо.  Аня почему ты выбрала весёлый смайлик?

Ваня, а ты почему выбрал этот смайлик?

Рома, расскажи почему ты выбрал весёлый смайлик.....

Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня работали. Молодцы!

Полина очень хорошо рассказала про белого медведя и сможет рассказать об этом животном кому нибудь ещё.

Аня, ты молодец , была очень внимательна во время путешествия и  придумала очень интересный вопрос. Умница!

Мне очень понравилось, что Рома строго выполнял мои указания, когда проводили эксперименты, я думаю что он сможет показать чему научился своим друзьям.

Ваня, тоже  был внимательным и поэтому правильно определил почему медведь не покрывается корочкой льда выходя из воды.

Молодцы! Я думаю вы обязательно поделитесь своими знаниями. Всем спасибо.

1614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-401614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-40

1614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-401614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-401614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-401614531221_38-p-smailik-na-belom-fone-40

img_522907      img_522907

img_522907    img_522907

img_522907    img_522907


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД « Животный мир полярных районов Земли. Белый медведь – царь Северного Ледовитого океана»

Задачи:Познавательные:1.Расширить  представления  о белом медведе (внешнем виде, образе жизни и повадках)2.Учить устанавливать связи между явлениями  живой и неживой природыРазвивающие1...

Конспект НОД « Животный мир полярных районов Земли. Белый медведь – царь Северного Ледовитого океана»

Задачи:Познавательные:1.Расширить  представления  о белом медведе (внешнем виде, образе жизни и повадках)2.Учить устанавливать связи между явлениями  живой и неживой природыРазвивающие1...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Животный мир полярных районов»

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприя...

Рекомендации для родителей на тему: Животный мир полярных районов Земли.

Данный материал поможет родителям закрепить с детьми старшего дошкольного  возраста знания по теме: Животный мир полярных районов Земли....

Планирование тематической недели "Мир вокруг нас" («Животный мир жарких стран», «Животный мир полярных районов Земли») в подготовительной группе

В плане отражена совместная деятельность взрослого и детей,  организация РППС для самостоятельной  деятельности детей,  запланирована организация работы по взаимодействию...