Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.
Задачи:
Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешние
особенности, образ жизни), показать связь изменении в жизни животных с сезонными
изменениями в природе, закрепить правила поведения в природе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, диалогическую речь,
наблюдательность, внимание, память; развивать двигательные навыки, общую
моторику, ловкость.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание приходить на помощь в трудную минуту.
Словарь: солнце светит редко, птицы улетели на юг, животные впадают в спячку,
дупло, берлога, линяют.
Материалы: звуковое письмо, корзинки с шишками, игрушка ёжик, искусственные ёлки, модули, презентация.
Технические средства: проектор, ноутбук, аудиозапись «шуршание листьев».
Игровая мотивация: звуковое письмо.
Приёмы: игровая мотивация, отгадывание загадок, беседа, рассматривание картинок
животных, подвижная игра.
Методы: словесный, наглядный, практический.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, какое я необычное голосовое сообщение из леса. Хотите послушать и узнать от кого оно?
«Дорогие ребята здравствуйте, это ёжик. Скоро зима, а лесные жители ещё не успели подготовиться! Помогите пожалуйста нам».
Воспитатель: ну что, ребята, поможем животным подготовиться к зиме?
Дети: Да.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
Воспитатель: чтобы помочь им, мы должны отправиться в путешествие в осенний лес. Нам надо спешить, нас ждет нелегкий путь. А скажите на чём можно путешествовать?
Дети: (на поезде, на самолёте, на машине).
Воспитатель: молодцы, а мы с вами отправимся в лес по волшебству.
Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
1, 2, 3 вокруг себя повернись, и в осеннем лесу окажись.
Дети вместе с воспитателем подходят к импровизированному «лесу».
Воспитатель: вот мы и оказались с вами в осеннем лесу. Слайд Осенний лес.
А давайте вспомним как правильно вести себя в лесу?
Дети: в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот послушайте стихотворение.
Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
Воспитатель: о чем стихотворение? (об осени). Сейчас к нам пришла поздняя осень, скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса — это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные,
которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
А каких животных можно встретить в лесу?
Дети: Белки, волки, зайцы, медведи…
Воспитатель: а как одним словом можно назвать их
Дети: дикие животные.
Воспитатель: да дикие животные, они с человеком не живут, постоянной помощи
от него не ждут. А живут они в лесах,горах, в лугах, степях, сами пищу добывают, сами деток охраняют, строят жилище.
Воспитатель: давайте с вами присядем на полянку и посмотрим кому мы можем подсказать, как подготовиться к зиме. (садятся возле экрана проектора)
Для того, чтобы помочь, нам надо отгадать загадку.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Слайд рыжая Белка.
Воспитатель: у белки блестящий мех рыжего цвета, длинные кисточки на ушах и
очень пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку. А вы знаете, какого цвета у белки будет шубка зимой?
Дети: серенькая.
Воспитатель: правильно, осенью белки меняют рыжий мех на теплый светло-серый. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Она заберётся в дупло, укроется своим пушистым хвостиком, как одеялом. Слайд серая белка в дупле.
Воспитатель: ещё осенью белка делает запасы. Что запасает белка?
Дети: орехи, грибы, шишки.
Воспитатель: правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. Много запасов нужно сделать белочке к зиме. Поможем белке собрать
шишки в корзинки? Пройдем к елочкам, соберем в лесу шишки.
Динамическая пауза. (Сбор шишек в корзину).
Воспитатель: Молодцы! Оставим корзинку под елочкой, белка потом заберет. Не
страшен белке теперь голод зимой.
Воспитатель: помогли мы белочке, нам надо спешить на помощь другому животному. (садятся)
Неуклюжий, косолапый
Он сосёт в берлоге лапу
Кто таков? скорей ответь!
Ну, конечно же …. (медведь) Слайд медведь.
Воспитатель: а как вы думаете, что делает медведь зимой?
Дети: спит в берлоге.
Воспитатель: правильно медведь строит себе берлогу и в ней спит. Мех медведя к зиме становиться густым и тёплым, поэтому он не мёрзнет. Летом и осенью медведь много ест, запасается пищей до весны – наращивает жир.
Ребята, наш медведь очень хочет спать ложиться, но он неуспел построить себе берлогу. Подскажем ему, что для этого нужно?
Дети: вырыть ноу, нанести веточки, бревнышки (Слайд медведь в берлоге)
Воспитатель: молодцы, спасибо. Вот и у медведя есть берлога. Он уже ложиться спать. Не будем шуметь и поспешим на помощь другому животному. Отгадайте, кто же это?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? (заяц) (Слайд Заяц в серой шубке.)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем и подскажем зайцу, как подготовиться к зиме.
Дети: Поменять серый мех, на белый мех.
Воспитатель: а для чего зайцу нужно поменять серый мех на белый мех?
Дети: чтобы в снегу не было видно.
Воспитатель: правильно, ребята, у зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее –
веточками деревьев, корой с их стеблей.
Воспитатель: а кто мне скажет какие звери являются врагами зайца?.
Дети: Лисы и волки.
Воспитатель: Это хищные звери (хором повторили). Они спят зимой?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, у них меняется мех на более теплый, а под снегом они добывают себе пищу - различных грызунов.
- Посмотрите, и наш заяц сменил шубу. (Слайд зайчик беленький)
Значит, мы правильно подсказали ему. Теперь он будет защищен от волка и лисы.
- А чтобы зайчику не было холодно зимой давайте научим его греться. Поиграем игру «Зайка беленький». Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка – прыг – и ускакал! (прыгают).
(Звучит шелест листьев, пыхтит ежик – кукла би -ба-бо)
Воспитатель: ой, кто там? Да это же ёжик! Это ты нам прислал звуковое письмо?
Ёж: да, это я. Спасибо ребята, вы помогли всем животным подготовиться к зиме. Теперь и я могу спокойно спать в своей норке, под листиками всю зиму. А в подарочек от меня примите корзинку яблок!
Дети: спасибо.
Воспитатель: спасибо тебе ёжик, а нам, пора возвращаться в группу.
Повторяем волшебные слова:
Раз, два, три вокруг себя повернись,
и снова в группе окажись.
Ну вот мы и в группе.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, понравилось вам наше путешествие в лес?
Что запомнилось? Кому мы с вами помогли?
Все были молодцы!
А сейчас я предлагаю вам стать портными, давайте пройдём в наше лесное ателье, утеплим шубки и подарим их животным из нашего путешествия. В них им будет не холодно зимой.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Выбирайте, кому вы будете помогать.
Дети выбирают силуэты животных.
Индивидуальные вопросы:
- Какая цветом шубка у медведя? (коричневого цвета)
- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
- Какого цвета шубка у белочки? (серого цвета)
- У волка? (серого цвета)
Воспитатель: берите кисточку, набирайте на нее клей, намазывайте фигурку животного и посыпайте крупой.
Практическая работа: изготовление аппликации. На картонные силуэты животных дети намазывают клей и посыпают соответствующей по цвету крупой.
(Музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверятам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.
Задачи:
Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешние
особенности, образ жизни), показать связь изменении в жизни животных с сезонными
изменениями в природе, закрепить правила поведения в природе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, диалогическую речь,
наблюдательность, внимание, память; развивать двигательные навыки, общую
моторику, ловкость.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание приходить на помощь в трудную минуту.
Словарь: солнце светит редко, птицы улетели на юг, животные впадают в спячку,
дупло, берлога, линяют.
Материалы: звуковое письмо, корзинки с шишками, игрушка ёжик, искусственные ёлки, модули, презентация.
Технические средства: проектор, ноутбук, аудиозапись «шуршание листьев».
Игровая мотивация: звуковое письмо.
Приёмы: игровая мотивация, отгадывание загадок, беседа, рассматривание картинок
животных, подвижная игра.
Методы: словесный, наглядный, практический.
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, какое я необычное голосовое сообщение из леса. Хотите послушать и узнать от кого оно?
«Дорогие ребята здравствуйте, это ёжик. Скоро зима, а лесные жители ещё не успели подготовиться! Помогите пожалуйста нам».
Воспитатель: ну что, ребята, поможем животным подготовиться к зиме?
Дети: Да.
2.Основная часть. Работа по теме занятия.
Воспитатель: чтобы помочь им, мы должны отправиться в путешествие в осенний лес. Нам надо спешить, нас ждет нелегкий путь. А скажите на чём можно путешествовать?
Дети: (на поезде, на самолёте, на машине).
Воспитатель: молодцы, а мы с вами отправимся в лес по волшебству.
Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова:
1, 2, 3 вокруг себя повернись, и в осеннем лесу окажись.
Дети вместе с воспитателем подходят к импровизированному «лесу».
Воспитатель: вот мы и оказались с вами в осеннем лесу. Слайд Осенний лес.
А давайте вспомним как правильно вести себя в лесу?
Дети: в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот послушайте стихотворение.
Поздняя осень
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г. Ладонщиков
Воспитатель: о чем стихотворение? (об осени). Сейчас к нам пришла поздняя осень, скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса — это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные,
которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
А каких животных можно встретить в лесу?
Дети: Белки, волки, зайцы, медведи…
Воспитатель: а как одним словом можно назвать их
Дети: дикие животные.
Воспитатель: да дикие животные, они с человеком не живут, постоянной помощи
от него не ждут. А живут они в лесах,горах, в лугах, степях, сами пищу добывают, сами деток охраняют, строят жилище.
Воспитатель: давайте с вами присядем на полянку и посмотрим кому мы можем подсказать, как подготовиться к зиме. (садятся возле экрана проектора)
Для того, чтобы помочь, нам надо отгадать загадку.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Слайд рыжая Белка.
Воспитатель: у белки блестящий мех рыжего цвета, длинные кисточки на ушах и
очень пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку. А вы знаете, какого цвета у белки будет шубка зимой?
Дети: серенькая.
Воспитатель: правильно, осенью белки меняют рыжий мех на теплый светло-серый. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Она заберётся в дупло, укроется своим пушистым хвостиком, как одеялом. Слайд серая белка в дупле.
Воспитатель: ещё осенью белка делает запасы. Что запасает белка?
Дети: орехи, грибы, шишки.
Воспитатель: правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. Много запасов нужно сделать белочке к зиме. Поможем белке собрать
шишки в корзинки? Пройдем к елочкам, соберем в лесу шишки.
Динамическая пауза. (Сбор шишек в корзину).
Воспитатель: Молодцы! Оставим корзинку под елочкой, белка потом заберет. Не
страшен белке теперь голод зимой.
Воспитатель: помогли мы белочке, нам надо спешить на помощь другому животному. (садятся)
Неуклюжий, косолапый
Он сосёт в берлоге лапу
Кто таков? скорей ответь!
Ну, конечно же …. (медведь) Слайд медведь.
Воспитатель: а как вы думаете, что делает медведь зимой?
Дети: спит в берлоге.
Воспитатель: правильно медведь строит себе берлогу и в ней спит. Мех медведя к зиме становиться густым и тёплым, поэтому он не мёрзнет. Летом и осенью медведь много ест, запасается пищей до весны – наращивает жир.
Ребята, наш медведь очень хочет спать ложиться, но он неуспел построить себе берлогу. Подскажем ему, что для этого нужно?
Дети: вырыть ноу, нанести веточки, бревнышки (Слайд медведь в берлоге)
Воспитатель: молодцы, спасибо. Вот и у медведя есть берлога. Он уже ложиться спать. Не будем шуметь и поспешим на помощь другому животному. Отгадайте, кто же это?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? (заяц) (Слайд Заяц в серой шубке.)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем и подскажем зайцу, как подготовиться к зиме.
Дети: Поменять серый мех, на белый мех.
Воспитатель: а для чего зайцу нужно поменять серый мех на белый мех?
Дети: чтобы в снегу не было видно.
Воспитатель: правильно, ребята, у зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее –
веточками деревьев, корой с их стеблей.
Воспитатель: а кто мне скажет какие звери являются врагами зайца?.
Дети: Лисы и волки.
Воспитатель: Это хищные звери (хором повторили). Они спят зимой?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, у них меняется мех на более теплый, а под снегом они добывают себе пищу - различных грызунов.
- Посмотрите, и наш заяц сменил шубу. (Слайд зайчик беленький)
Значит, мы правильно подсказали ему. Теперь он будет защищен от волка и лисы.
- А чтобы зайчику не было холодно зимой давайте научим его греться. Поиграем игру «Зайка беленький». Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка – прыг – и ускакал! (прыгают).
(Звучит шелест листьев, пыхтит ежик – кукла би -ба-бо)
Воспитатель: ой, кто там? Да это же ёжик! Это ты нам прислал звуковое письмо?
Ёж: да, это я. Спасибо ребята, вы помогли всем животным подготовиться к зиме. Теперь и я могу спокойно спать в своей норке, под листиками всю зиму. А в подарочек от меня примите корзинку яблок!
Дети: спасибо.
Воспитатель: спасибо тебе ёжик, а нам, пора возвращаться в группу.
Повторяем волшебные слова:
Раз, два, три вокруг себя повернись,
и снова в группе окажись.
Ну вот мы и в группе.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, понравилось вам наше путешествие в лес?
Что запомнилось? Кому мы с вами помогли?
Все были молодцы!
А сейчас я предлагаю вам стать портными, давайте пройдём в наше лесное ателье, утеплим шубки и подарим их животным из нашего путешествия. В них им будет не холодно зимой.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Выбирайте, кому вы будете помогать.
Дети выбирают силуэты животных.
Индивидуальные вопросы:
- Какая цветом шубка у медведя? (коричневого цвета)
- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)
- Какого цвета шубка у белочки? (серого цвета)
- У волка? (серого цвета)
Воспитатель: берите кисточку, набирайте на нее клей, намазывайте фигурку животного и посыпайте крупой.
Практическая работа: изготовление аппликации. На картонные силуэты животных дети намазывают клей и посыпают соответствующей по цвету крупой.
(Музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверятам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятия по ознакомлению с окружающим, лексическая тема "Дикие животные"
Представлены 4 занятия для детей разных возрастов по одной теме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме: Дикие животные -волки.
Занятие для разновозрастной группы детей от 5-7 лет. Используется слайды о жизни диких животных-волки....
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов"
Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «К нам весна шагает быстрыми шагами» для детей средней группы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «К нам весна шагает быстрыми шагами» для детей средней группы...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему :"Дикие животные".
Задачи: систематизировать и расширять знания детей о диких животных, их детенышах, об условиях жизни, о пользе. расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения зна...
Формат #Сидимдома. Занятие по ознакомлению с окружающим по теме: «Дикие животные и их детёныши» для детей младшего дошкольного возраста (20 -24 апреля)
Закрепление знаний детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей. Уточнить представление детей о внешнем виде дик...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром тема: «Дикие животные наших лесов».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромтема: «Дикие животные наших лесов»....