«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Михальченко Анна  Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

               Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный  и прочее).

В  дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:

1. выделение и постановка проблемы;

2.поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

3.сбор материала;

4.обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Актуальность .

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

1.изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

2.создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

3.поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

4.развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

5.развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

6.развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Принципы работы:

1.работа небольшими группами;

2.создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

3.включение игровых упражнений;

4.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

5.выполнение нетрадиционных заданий;

6.решение проблемных ситуаций;

7.моделирование и анализ заданных ситуаций;

8.показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

9.инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

10.пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

11.вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

1.представления о свойствах веществ;

2.умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

3.навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

4.расширять знания об объектах и их свойствах.

План реализации самообразования по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Информационно - аналитический

педагогический мониторинг развития детей по экспериментально – исследовательской деятельности;

 - изучение научно – методической литературы по проблеме, опыты работы;

ежегодно

 

 

 

 

 

ежегодно

Планово – прогностический

- разработка этапов работы и систематизация методического и наглядного материала по по экспериментально – исследовательской деятельности в соответствии с возрастной группой;

 -пополнение уголков экспериментирования - разработка картотеки экспериментов и опытов по возрастам;

- подбор диагностического инструментария по исследовательско – экспериментальной деятельности;

 -составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

- подбор и оформление информации для родительского уголка;

 - анкетирование родителей по проблеме;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

 

 

 

 

 

ежегодно

ежегодно

 

 

 

 

 ежегодно

 

 

ежегодно

 

 

ежегодно

 

ежегодно

Контрольнодиагностический

- проведение мониторинга с целью выявления знаний, умений и навыков по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

 

 

 

 

 

ежегодно

Коррекционно-регулятивный

- коррекция диагностического инструментария;

 - корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

 - внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

 

ежегодно

 

 

ежегодно

Обобщающий этап

- обобщение опыта работы по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

- оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

 

 

 

 

ежегодно

 

 

 

ежегодно

План работы на 2022-2023 учебный год

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Работа с родителями

I этап

Подготовительный  

 

Сентябрь

 

 

 

 

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

 

 

 

 

Дыбина О. В    Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

 

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию.

Наличие плана работы по самообразованию.

 

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Проведение анкетирования

родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

 

Октябрь

Проведение экспериментов с детьми:  «Волшебница вода»:  - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”,

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

 

II этап

Основной

 

Ноябрь

 

 

 

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.   

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.                                                              Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.:

Предложить родителям изготовить  книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

 

Формирование картотеки.

Наличие  картотеки.

 

 

Проведение экспериментов с детьми:                                                 «Есть ли у воды вкус?»,                       «Тонет,

не тонет»,                                      «Чудесные спички».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

 

Декабрь

Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха».

Наличие конспекта  и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультации для родителей  «Экспериментирование

путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

«Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

 

Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

Изготовление и пополнение  атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема;  набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

 

 

Проведение экспериментов с детьми: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?»,

« Может ли воздух быть сильным?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Оформление папки «Мои открытия».

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

Январь

Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой).

Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

 

 

Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка».

Наличие конспекта и атрибутов для  детского экспериментирования.

 

 

Проведение экспериментов с детьми:                                                             «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать».                                  «Узнай все о себе, воздушный шарик»,                                                           «Бывает   ли   воздуху           холодно»,                                                          «Упрямый воздух».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

 

Февраль

Проведение экспериментов с детьми: «Мир  бумаги, её свойства», «Можно   ли  склеить  бумагу  водой», « Цветы лотоса»

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома». Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений».

 

Обновление уголка детского экспериментирования.

 

Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент».

Март

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — Сбп.: «Детство -Пресс».

 

 

Проведение экспериментов с детьми: «В мире стекла», «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики.

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

 

Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм»

(Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения).

 

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

Консультация для родителей.

Проведение консультации для родителей.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

«Мы – фокусник». (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); «Почему все падает на землю?».                                             «В мире пластмассы»,                                            «Могут ли животные жить в земле?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

III этап

Итоговый (Практический выход).

Май

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Изготовление картотеки.

 

Май

Отчет  по теме самообразования «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира».

 

Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список литературы.

1.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

4.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

5.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

6.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

7.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).

8.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).

9. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

10.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

11.«Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

12.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

13.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.

14.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ «ДСОВ «Солнышко»

от 01 сентября 2022 года № 0109-07-од»

 ___________Е.В. Давыдова

         

Самообразование

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО  6 ЛЕТ

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Выполнила воспитатель:

1 квалификационной категории

Михальченко А.Г.

пгт. Октябрьское,

2022  год.

ВВЕДЕНИЕ

               Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).        

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный  и прочее).

В  дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).

Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:

1. выделение и постановка проблемы;

2.поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);

3.сбор материала;

4.обобщение полученных данных, формулировка выводов.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Актуальность .

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования:

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

1.изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

2.создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

3.поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

4.развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

5.развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

6.развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Принципы работы:

1.работа небольшими группами;

2.создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

3.включение игровых упражнений;

4.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

5.выполнение нетрадиционных заданий;

6.решение проблемных ситуаций;

7.моделирование и анализ заданных ситуаций;

8.показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

9.инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

10.пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

11.вопросы к детям.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

1.представления о свойствах веществ;

2.умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

3.навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

4.расширять знания об объектах и их свойствах.

План реализации самообразования по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Информационно - аналитический

педагогический мониторинг развития детей по экспериментально – исследовательской деятельности;

 - изучение научно – методической литературы по проблеме, опыты работы;

ежегодно

ежегодно

Планово – прогностический

- разработка этапов работы и систематизация методического и наглядного материала по по экспериментально – исследовательской деятельности в соответствии с возрастной группой;

 -пополнение уголков экспериментирования - разработка картотеки экспериментов и опытов по возрастам;

- подбор диагностического инструментария по исследовательско – экспериментальной деятельности;

 -составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

- подбор и оформление информации для родительского уголка;

 - анкетирование родителей по проблеме;

 - взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

ежегодно 

ежегодно

 ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Контрольнодиагностический

- проведение мониторинга с целью выявления знаний, умений и навыков по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

ежегодно

Коррекционно-регулятивный

- коррекция диагностического инструментария;

 - корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

 - внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Обобщающий этап

- обобщение опыта работы по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников;

- обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

- оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

План работы на 2022-2023 учебный год

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Работа с родителями

I этап

Подготовительный  

Сентябрь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Дыбина О. В    Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Сентябрь

Составление плана работы по самообразованию.

Наличие плана работы по самообразованию.

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Проведение анкетирования

родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Октябрь

Проведение экспериментов с детьми:  «Волшебница вода»:  - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”,

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования

Дополнение  развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов.

II этап

Основной

Ноябрь

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.    

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.                                                              Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.:

Предложить родителям изготовить  книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты».

Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Формирование картотеки.

Наличие  картотеки.

Проведение экспериментов с детьми:                                                 «Есть ли у воды вкус?»,                       «Тонет,

не тонет»,                                      «Чудесные спички».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Декабрь

Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха».

Наличие конспекта  и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультации для родителей  «Экспериментирование

путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

«Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово!»

Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

Изготовление и пополнение  атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема;  набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

Проведение экспериментов с детьми: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?»,

« Может ли воздух быть сильным?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Оформление папки «Мои открытия».

Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников.

Январь

Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой).

Пополнение  «Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка».

Наличие конспекта и атрибутов для  детского экспериментирования.

Проведение экспериментов с детьми:                                                             «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать».                                  «Узнай все о себе, воздушный шарик»,                                                           «Бывает   ли   воздуху           холодно»,                                                          «Упрямый воздух».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Февраль

Проведение экспериментов с детьми: «Мир  бумаги, её свойства», «Можно   ли  склеить  бумагу  водой», « Цветы лотоса»

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми  дома». Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений».

Обновление уголка детского экспериментирования.

Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент».

Март

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Изучение пособия Е. В. Лосевой:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников».

Изучение пособия Тугушевой  Г. П., Чистяковой  А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».  Методическое пособие. — Сбп.: «Детство -Пресс».

Проведение экспериментов с детьми: «В мире стекла», «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики.

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию).

Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм»

(Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений;

уточнить представление о строении боба (фасоль, горох);

определить алгоритм деятельности по посадке растения;

установить, как растение ищет свет;

выявить потребность растения в воздухе,  дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растения).

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

Консультация для родителей.

Проведение консультации для родителей.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Апрель

«Мы – фокусник». (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); «Почему все падает на землю?».                                             «В мире пластмассы»,                                            «Могут ли животные жить в земле?».

Наличие конспектов и атрибутов для  детского экспериментирования.

Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской  деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

«Адвент – календаря» по теме:

 «Твори добро» с «Домашними заданиями»  для родителей.

III этап

Итоговый (Практический выход).

Май

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Изготовление картотеки.

Май

Отчет  по теме самообразования «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира».

Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы».

Список литературы.

1.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».

4.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез»,  2003 год.

5.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».

6.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».

7.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).

8.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).

9. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

10.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

11.«Ребенок в мире поиска»  Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.

12.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.

13.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности  дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.

14.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы № 15 на 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы № 15 на 2022-2023 учебный год...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка«Пластилиновая живопись»                            ...

Перспективный план культурно-досуговой деятельности с детьми в старшей группе «Кристаллики» на 2022-2023 учебный год

Перспективный план культурно-досуговой деятельности с детьмив старшей группе «Кристаллики»на 2022-2023 учебный год МесяцМероприятиеДата проведенияОтветственныйСентябрь1.Тематиче...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...