Конспект занятия по экологии в средней группе «Юные защитники леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чекменева Ольга Валентиновна

Расширять знания и представления у детей о лесе, о значении деревьев в жизни человека; об охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_yunye_zashchitniki_lesa.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Юные защитники леса»

Программное содержание:

– расширять знания и представления у детей о лесе, о значении деревьев в жизни человека; об охране природы;  

     - закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

– обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

– воспитывать бережное отношение к лесу, желание самостоятельно посадить дерево, ухаживать за ним.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций на тему «Деревья», «Полевые цветы»; заучивание стихов, наблюдение живой и неживой природы на прогулках; разучивание детских игр.

Материалы и оборудование: макеты дуба и елки, искусственная сосна, цветы, мусор (пластиковые бутылки, фантики, пустые упаковки от чипсов и сухариков), аудиозапись звуков леса; карточки-картинки с изображением различных деревьев и их листьев; плоды дуба и сосны; торфяной горшок с землей.

        

Ход занятия:

       Дети входят в зал.

В. – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с нашими гостями поздороваемся.

       Дети здороваются.

В. – Ребята, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в волшебный лес. Вставайте в круг, беритесь за руки.

Дети вместе с воспитателем идут по кругу со словами:

- Ждет нас в гости друг зеленый, 

  Ждут березки, липы, клены, 

  Травы, птицы и цветы

  Небывалой красоты.

  Сосны, ели до небес,

  Друг зеленый, это лес.

Включают запись лесных звуков.

В.- Ребята, слышите – это шумят деревья. Слышны голоса птиц. Мы с вами оказались в волшебном лесу.

Р. -  Здравствуй, лес, волшебный лес!

        Разных полон ты чудес.

        Все открой! Не утаи!

        Ты же видишь, мы свои…

В. – Пойдемте, ребята, присядем.

Проходят и садятся на стульчики.

В. – Ребята, в лесу много разных деревьев. Скажите, почему мы должны беречь и охранять деревья? Почему деревья так важны для человека? 

Д. – Деревья делают воздух чище, из древесины делают мебель, игрушки, строят дома.

В. – Верно. Давайте сейчас вместе подберем листочек к каждому дереву.

Игра «Найди дереву листочек»:

На доске расположены изображения деревьев: дуба, клена, березы, рябины, сосны, осины. На столе перед детьми карточки с изображением листьев этих деревьев. Дети по очереди берут карточки. Называют, какому дереву принадлежит изображенный на ней лист. Находят данное дерево на доске и прикрепляют к нему лист.

За ширмой кто-то охает, ахает, приглушенно кричит: «Помогите! Кто-нибудь, отзовитесь! Помогите!». Появляется Лесовичок (кукла).

Л. – Здравствуйте, ребята! Как я рад, что встретил вас. Мои лесные жители попали в беду.     Загорелся дальний лес. Звери и птицы в панике, не знают, что им делать, кого звать на помощь. Подскажите!

В. – Нужно срочно позвонить пожарным. Кто знает номер телефона пожарной части. Правильно 01. Сейчас я позвоню.

Воспитатель звонит по телефону. Сообщает о пожаре в дальнем лесу.

В. – Не беспокойся, Лесовичок, пожарные уже выехали. Пожар они потушат и лес спасут. Твои лесные жители могут быть спокойны.

Л. – Спасибо вам, друзья.

В. -   Ребята, почему пожар опасен для леса?

Д. – В пожаре сгорают деревья и все растения. Звери, птицы, насекомые переселяются в другие места. На месте пожара долго ничего не вырастает.

 В.  – Пройдет несколько лет, прежде чем вырастет новый лес. Нужно чтобы семена растений попали в землю и проросли. Давайте с вами попробуем посадить дерево. Лесовичок, есть ли у тебя плоды лесных деревьев.

Л. – Конечно найдутся. Вот целый мешок.

Лесовичок передает воспитателю мешок. Воспитатель высыпает на стол перед детьми плоды ели и дуба. Показывает детям желудь и шишку, просит назвать их и какому дереву принадлежит каждый плод.

В. – А теперь, ребята, нужно под каждое дерево положить его плод.  

Игра «От какого дерева плод».

В. – Плоды разобрали. Предлагаю посадить в горшочек желудь.

Воспитатель вместе с детьми сажает в торфяной горшочек с землей желудь. Поливают водой. Воспитатель вручает горшочек Лесовичку.

В. – Возьми, Лесовичок, этот горшочек. Вырастет у тебя дубок.

Л. – Спасибо. Ребята, а знаете ли вы, почему лес называют домом?

Д. – Потому что в нём живут птицы, звери, деревья, разные растения.

Л. –  Верно, верно, ребята. Как в любом доме в лесу должен быть порядок, в лесу нельзя мусорить. Попрошу я вас, ребята, еще раз о помощи. Сходите на поляну, на ту, что возле елок, посмотрите, все ли там в порядке.

В. – Поможем Лесовичку. Проверим, все ли в порядке на поляне.

Дети с воспитателем отправляются на полянку. Обнаруживают там мусор: фантики от конфет, упаковка от чипсов, пластиковая бутылка из-под лимонада и пр. Собирают мусор в мешок.

В. -  Ребята, на этой лужайке растут цветы. Какие вы знаете луговые цветы?

Д. - Одуванчики, лютики, ромашки, колокольчики.

В. - А рвать можно луговые цветы?

Д. -  Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо, к ним прилетают бабочки, пчёлы. После цветения появляются семена, они попадают в землю и на этом месте вырастают новые растения.

В. - А если вы сорвёте цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет всё меньше и меньше.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеет вся планета

И не будет красоты.

Поэтому рвать цветы нельзя, ими можно любоваться.

Дети и воспитатель возвращаются к Лесовичку.

В. – Лесовичок, на поляне мы порядок навели. Там было много красивых цветов. Мы их не рвали, а только любовались.

Л. – Молодцы. Лес нужно оберегать. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, как нужно себя вести в лесу?  

В. -  Давайте посмотрим на знаки и скажем, как нужно вести себя на природе.

Д. - Не рвать цветы; не убивать насекомых; нельзя громко кричать и слушать громкую музыку; беречь деревья, не ломать ветки; не разводить костер; не разорять гнезда птиц, муравейники, ходить по тропинкам.

В. -  Что случится, если люди не будут выполнять эти правила?

Высказывания и рассуждения детей: исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери; лес будет унылым, некрасивым.

В. – Ребята, предлагаю эти знаки подарить Лесовичку. Он установит их на входе в лес, чтобы каждый знал и помнил, что нельзя делать в лесу.

Дарят Лесовичку знаки с правилами поведения в лесу.

Л. - Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Я решил вручить вам медали «Юные защитники природы». Думаю, вы будете беречь и охранять нашу природу, а она вас обязательно отблагодарить за это будет.

В. - Нам пора возвращаться домой.

Л. – Подождите. Посмотрите. В горшочке, куда вы посадили желудь, появился росток.

В. – Как же так? Не мог желудь так быстро прорасти.

Л. - Мы же с вами не в простом лесу, а в волшебном. Все, что здесь происходит, отличается от обычного леса:

Вы ведь желудь посадили? (Да).

Вы его водой полили? (Да).

Вот и вырос невысок

Ваш молоденький дубок.

Дни за днями пролетят

Листья дружно зашумят.

Вырастет и ваш дубок.

Станет он высок!

Оставлю-ка я дубок вам, ребята. Высадите его на своем участке. Будете любоваться им и меня вспоминать.  И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

   БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!   

                                             До свидания!

В. – Пора и нам возвращаться. Давайте попрощаемся с лесом.

Дети встают в круг, берутся за руки. Идут по кругу и произносят слова:

«Добрый наш волшебный лес!

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой с лесом дорожить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе "Как мы лесу помогали"

Это открытое интегрированное  занятие (экология, конструирование из природного материала) Поможет детям узнать правила поведения в лесу, сформирует представления о том, что лес живой и его надо л...

Конспект занятия по экологии в средней группе детского сада «В зимнем лесу».

Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность....

Конспект занятия по экологии в средней группе " Кто в лесу живет?"

Конспект занятия по экологии в среднй группе детского сада....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»

формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками....