Занятие по ознакомлению с природой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

На данном занятии мы изучаем с детьми характерные признаки зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnoe_okruzhenie.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                                             ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

                                                 Занятие в старшей группе по ознакомлению с природой

                                         Подготовила:

                                                                                            Илюхина Анастасия Александровна,

                                     г.о. Серпухов, 2023г.

Технологическая карта занятия

Образовательные области: познавательное развитие

Тема занятия:«Идет волшебница зима»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: изучение характерных признаков зимы.

Задачи занятия:

Обучающая:

- уметь самостоятельно находить характерные признаки зимы;

- узнать природные особенности зимних месяцев.

Развивающая:

- понять, как устанавливаются связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

Воспитательная:

- внимательно слушать педагога и не перебивать его во время беседы

Словарная работа: лютень, студень, стужайло, просинец, вьюга, метель, поземка, ветродуй, вьюговец и бокогрей.

Планируемый результат занятия: дети сумели самостоятельно найти характерные признаки зимы. Узнали природные особенности зимних месяцев. Поняли, как устанавливаются связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Внимательно слушали педагога и не перебивали его.

Подготовительная работа: разработка презентации

Материалы и оборудование: презентация, флэшка

№ п/п

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, приёмы, формы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1  

Организационно-мотивационный

этап.

1-2 мин.

Привлечь внимание детей и вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Ребята, мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.

- Где мы были в прошлый раз?

- Ой ребята, посмотрите, что это?

-  Смотрите какая красивая снежинка к нам прилетела, но она не простая, а с загадкой, хотите отгадать?

- Ну тогда слушайте.

Запорошила дорожки,

разукрасила окошки,

радость детям подарила

и на санках прокатила.

- Правильно, зима посмотрите какая она красивая.

- Как вы думаете, чем пахнет зима?

- Что можно делать зимой на улице?

- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

-Правильно, молодцы.

Метод:
словесный
Приём:
вопросы, художественное слово

Метод: наглядный

Прием: рассматривание иллюстрации

-  В прошлый раз мы были в смешанном лесу.

- Снежинка.

- Да.

- Это зима.

- Зима пахнет снегом, холодом, елками.

- Играть в снежки, кататься с горки.

- Нет, потому что нет снега и на улице тепло.

У детей привлечено внимание и вызван интерес к предстоящей деятельности.

2

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.  

Создать у детей мотивацию к решению проблемы.

- Ребята, смотрите, какой у меня есть цветок-годовик.

- Как думаете, что с ним не так?

- Верно, а каких не хватает лепестков?

- Правильно, ребята, но цветок волшебный, дополнить его сможем только тогда, когда узнаем все о зимних месяцах.

- Узнаем о трех братцах, чтобы дополнить наш цветок-годовик?

- Ребята, слушаем внимательно и не перебиваем. Отвечаем по вытянутой руке.

Метод: словесный

Прием: вопросы

Метод: наглядный

Прием: рассматривание иллюстрации

- Не хватает лепестков.

- Не хватает зимы.

- Да.

Дети настроены на последующую деятельность.

2.2

Этап ознакомления

с материалом.

Познакомить детей с месяцами зимы, провести физ.минутку.

 - Первый братец – Декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло.

- Почему их так называли?

- Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит,

за ухо морозом колет».

- Как вы думаете, почему люди так говорили?

В декабре наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

- Молодцы. Как называется второй месяц зимы? Второй братец – Январь. В народе называют январь - просинец. Как вы думаете, почему? Не знаете? Хотите узнать? Ставится больше солнца и холод начинает спадать.

- В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.  А греет ли январское солнце?

- С конца декабря деньначинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.

- Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит»?

- А теперь давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Ты смотри, зима настала!

Снега выпало немало.

Ну, скорей беги за мной,

Поиграй в снежки и … стой!

- Молодцы, садимся.

Какой третий месяц зимы?

- Какая погода будет в феврале? Как вы думаете? В феврале зима с весной встретится. В феврале ещё стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны.

В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко.

- Русская пословица говорит: «В феврале два

друга - мороз да вьюга».

Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт как метлой.

- Что это? Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…» Так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днём кажется, что наступили сумерки. Это пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле.

- Как может называться такая метель? Позёмка.

А сейчас отгадайте загадку:

Одеяло бело, всю землю одело. Что это?

- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

- Зачем человек зимой надевает шубу?

- Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?

Метод: словесный

Прием: вопросы, беседа, рассказ

Метод: наглядный
Прием: показ иллюстраций

- Это означало, что месяц морозный, холодный.

- В декабре снег только начинает землю покрывать, а мороз землю морозит на всю зиму.

- Январь.

- Да.

- Январское солнце светит очень ярко, но не греет.

- Потому что на улице очень холодно и пригодится двигаться.

- Третий месяц зимы – февраль.

- Становится теплее, тает снег немного.

- Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко.

- Метель.

- Сильный ветер со снегом.

-Снег.

- Снег не пропускает холод.

- Чтобы согреться.

- Шуба не пропускает тепло человека.

Дети ознакомлены с месяцами зимы, выполнили физ.минутку, готовы к дальнейшей практической деятельности.

2.3

Этап практического решения проблемы.

Закрепить знания, приобретенные на занятии.

- Ребята, теперь открываем тетрадки. Нам нужно выполнить задания, чтобы наш цветок-годовик был со всеми лепестками.

1. Ребята, в какую погоду Таня и Ваня заполняли свой календарь погоды? Проведите стрелки.

Почему вы так решили?

2. Ребята, посмотрите на картинку, как вы думаете, сильный ли был мороз?

3. Ребята, переверните страницу. Как вы думает, что общего между этими картинками?

- Почему его называют одеялом?

4. Ребята, а какой снеговик растает быстрее, если начнет припекать солнце? Почему?

- Молодцы. А теперь смотрите, какой лепесток появился у цветка? Как вы поняли?

- Верно, смотрите, еще один появился, какой? Почему вы так решили?

- Остался последний братец.

Метод: словесный

Прием: совет, указания

Метод: практический

Прием: помощь в работе

Метод: наглядный

Прием:

показ

С интересом выполняют работу.

- Декабрь – это самый темный месяц года.

Январь – это самый холодный месяц года.

Февраль – это самый ветреный месяц года.

- Да, светило солнце, было много снега. Это январь, самый холодный месяц.

- Все покрыто снежным одеялом.

- Снег не пропускает холод

- Снеговик без одежды растает быстрее. Шуба не пропустила солнечное тепло к снеговику.

Дети показали свои знания и умения.

3

Заключительный

этап.  

Подвести итоги занятия (провести рефлексию).

Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?

- Почему под снегом теплее?

-Почему зимой медведь в берлоге не замерзает?

- Молодцы, правильно.

- Какое задание для вас было труднее всего? Почему?

- Вы хорошо справились, молодцы

Метод: словесный

Прием: беседа

Рассматривают и оценивают работы друг друга.

Дети изучили характерные признаки зимы.

Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

Идет волшебница зима.

Цель интегрированного занятия

Изучение характерных признаков зимы.

Задачи для родителей по теме

интегрированного занятия

Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.

Закрепление и расширение знаний детей о характерных признаках зимы.

Мероприятия и активности, которые могут

провести родители с детьми по теме

интегрированного занятия дома

Опытно-экспериментальная деятельность.

Наполнить две баночки снегом, одну из них завернуть в шарф. Наблюдать, где снег растает быстрее и сделать выводы.

Продукты, которые дети могут

продемонстрировать в группе ДОО по

теме интегрированного занятия

Рисунки зимних месяцев. Аппликации «Зимнее одеяло».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"

Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощами

Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощамиТема занятия «Знакомство со свеклой и картофелем»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...