НОД Бабочки
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

НОД Бабочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бабочки25.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» Г. САФОНОВО, СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ д/с № 12)

Непосредственная организованная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

 Тема: «Бабочки».

Воспитатель первой категории Евстафьева И.А.

МБДОУ д/с №12 « Улыбка»

Цель: расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях бабочек.

Задачи:

  • обучать приемам исследовательской деятельности при ознакомлении с бабочкой
  • активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
  • обогащать словарный запас: пыльца, нектар, чешуекрылые.
  • развивать связную речь, зрительное восприятие.
  • воспитывать бережное отношение к насекомым.

Оборудование

Слайды, маски бабочек, бабочки из бумаги разной толщины (калька, альбомная, картон), бабочки из коллекции, лупы, цветные силуэты бабочек и цветов на ковролин, картина с изображением капусты, мнемокарта (цикл развития бабочки), бумажная спираль, стаканчики с водой, графин, чайная ложка сахарного песка, цветы с пыльцой (тюльпаны).

Непосредственная организованная деятельность

Воспитатель. Ребята, недавно мы ходили на экскурсию в парк. Кого Дима поймал в парке? Правильно , бабочку. Дима держал ее за крылья, показывал всем нам, мы ее рассмотрели, трогали, любовались. Эту бабочку подержал в руках и Тимофей, и Танюша в ладошках спрятала. А потом что мы сделали? Мы решили ее отпустить. Танюша раскрыла ладошки, а бабочка не летит. Подбросила ее вверх, а она упала и беспомощно билась о землю. Что тогда мы сделали?

Дети. Посадили бабочку на траву и ушли в садик.

Воспитатель. Почему же бабочка не улетела, когда мы ее выпустили? Сегодня мы об этом узнаем. А каких  бабочек вы знаете?

Дети. Крапивница, павлиний глаз, голубянка, капустница, лимонница.

Воспитатель. Почему их так назвали, вы сейчас узнаете, девочки подготовили сюрприз. Девочки в масках бабочек инсценируют рассказ Н.Романова «Крапивница и Лимонница».

Первая девочка. Терпеть не могу терпеть непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву – аппетит. Я – Крапивница.

Вторая девочка. А у меня на капусту аппетит. Я – Капустница! Просто все и понятно. Третья девочка. А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам этого не понять…

Воспитатель. Бабочек называют не только за то, где они живут, что едят, но и просто за красоту. А откуда же  появляются бабочки? Сейчас вы это узнаете. Бабочки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Летом, когда тепло, бабочки откладывают яйца. Как вы думаете, куда бабочки откладывают яйца?

Дети. На листок, на растение, в почву.

Воспитатель. А белянка- капустница откладывает в капусту. Может, кто-нибудь знает, кто из них вылупится (ответы детей). Да, из них выйдут личинки-гусеницы. Они очень прожорливые, только и делают, что едят и растут. Что гусеницы едят?

Дети. Они грызут листья, стебли растений, сочные плоды.

Воспитатель. Да, правильно. Белянка-капустница – это огромный вредитель. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста, останетесь без урожая. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Сами бабочки безвредные. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной, нить застывает, и гусеница превращается  в куколку. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения. Потом зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет – и появится бабочка, расправит крылья и полетит. Кто расскажет, как появляется бабочка?

Ребенок рассказывает с помощью мнемокарты. Воспитатель показывает слайды.

Воспитатель. Больше всего бабочек бывает в начале лета. Как выдумаете, в какую погоду можно увидеть бабочек?(ответы детей). Да, правильно, бабочки летают в солнечную, теплую погоду. Бабочки летают  на лугу, и от них появляется тень. Найдите тень каждой бабочки, подберите черный силуэт к контору. (дети выполняют)

Почему вы смогли быстро и правильно найти тени бабочек?

Дети. Потому, что у них разной формы крылья.

Физминутка с музыкальным сопровождением

Дети имитируют движения бабочек согласно тексту.

Спал  цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется-

Бабочка кружит и вьется.

Воспитатель. В каких бабочек вы превратились? (ответы детей). А на что похожи бабочки?

Дети. Бабочки похожи на летающие цветы.

Воспитатель. Почему?

Дети. Бабочки и  цветы разноцветные.

Воспитатель. Для чего нужна окраска бабочкам?

Дети. Маскироваться.

Воспитатель. На этой поляне бабочки спрятались в траве, но они заметны. Посадите бабочек так, чтобы они были почти не заметны. (Работа на фланелеграфе).

Я бабочка -  красавица,

Похожа на цветок.

Когда за мною гонятся,

Лечу я на лужок.

От врагов спасаюсь --

В цветочек превращаюсь.

Зачем еще садятся бабочки на цветы?

Дети. Бабочки пьют сладкий цветочный нектар, сок растений. Это их пища.

Воспитатель. Они достают нектар хоботком – длинным, тонким, изогнутым. Это их рот. В полете хоботок свернут спиралью. Когда надо пить нектар, бабочка раскручивает его и опускает в цветок, а потом опять сворачивает в спираль(показывает бумажную спираль и слайды). А еще бабочка переносит пыльцу на своих лапках с цветка на цветок, опыляет цветы, чтобы появились и выросли новые растения. Давайте рассмотрим пыльцу у цветка. (Дети рассматривают  вместе с воспитателем пыльцу цветов с помощью лупы.)

Гимнастика для глаз после работы с лупой.

Бабочка легко летит

Дети следят за движениями бабочки вверх – вниз

И усами шевелит

Вправо – влево

Глазками моргает

Моргают 30 секунд.

Нектар собирает

Закрывают и открывают  широко глаза 5-6 раз.

Воспитатель.  У бабочек очень сильно развиты вкусовые ощущения. Проведем опыт. В одном стакане вода простая, а в другом мы растворим чайную ложку сахара. Угадаете. Почувствуете, где сладкая вода?  Не может человек это узнать. А бабочка прилетит сразу на сладкую водичку, для нее она сладкая- пресладкая, а чувствует она вкус лапками. А еще бабочки хорошо чувствуют запахи. Нос  у них на усиках. Бабочка, которая летает возле дома, где вы живете, по запаху найдет свою бабочку, которая летает возле детского сада. А ведь многие из вас на автобусе. Машине добираются до садика, так как далеко живут. Представляете, на каком большом расстоянии бабочки чувствуют запахи?! Вот какие удивительные бабочки! А сколько крыльев у бабочки?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Да .Два больших передних крыла и поменьше два задних крыла. (Показ слайда)

Зачем нужны крылья?(Ответы детей).

Эксперимент

На столе лежат бабочки из бумаги разной толщины.

Воспитатель. Давайте запустим бабочек и посмотрим, какая бабочка легче всех, красивее полетит.(Выполняют). Вот видите, бабочка с тонкими крыльями легче всех. Крылья у бабочки легкие, хрупкие, поэтому легко повреждаются. Они имеют красивую яркую окраску. Это потому, что на крылышках есть мелкая пыльца, которая разрисовывает  крылья  удивительным узором.  Им можно любоваться без конца. Я попросила у знакомого ученого, чтобы мы могли рассмотреть пыльцу. Давайте рассмотрим пыльцу бабочек через лупу.(Выполняют). Пыльца это особые чешуйки, поэтому бабочек называют чешуекрылыми.  Повторим хором это слово. Пыльца стирается даже при легком прикосновении. Если бабочка побывает в руках у людей, что случится? Крылья станут прозрачными как стекло, бабочка уже не сможет летать, и, значит, жить.

Теперь скажите, так почему же пойманная бабочка не улетела, когда ее выпустили? (Ответы детей).  Да , крылья обтрепались, может даже поломались , с них слетела пыльца, а без нее бабочка не может летать.

Итог

Воспитатель.  Давайте посмотрим на все символы и вспомним, что мы узнали о бабочках. (Ответы детей)

В конце непосредственной организованной деятельности воспитатель показывает слайды с изображением  разных бабочек и рассказывает о них – о самых маленьких,  с ноготок мизинчика, и самой большой – как большой бант на голове девочки.

                                                     Литература

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию   умственных  способностей  для детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 11989.
  2. Все обо всем: Энциклопедия для детей. -  М.: 1999.
  3. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо – всюду: мир животных и растений. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  4. Шорыгина Т.А. Насекомые, какие они? – М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Познавательно-творческий проект "Бабочки, летают бабочки"

Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г. Салавата организовать и провести познавате...

Конспект родительского клуба по ознакомлению детей с окружающим миром «Удивительный мир бабочек» с мастер-классом в технике объёмная аппликация «Бабочка» в старшей группе.

Осенью, моей воспитанице, на день рождение, подарили необычный подарок. Самый настоящий "Бабочкарий", ферма по разведению бабочек в домашних условиях. Маша каждый день рассказывала детям о с...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

НОД Художественно-эстетическая деятельность. Младший дошкольный возраст. Нетрадиционная техника рисования с элементами аппликации «Бабочки летают бабочки!»

НОД Художественно-эстетическая деятельность.Младший дошкольный возраст.Нетрадиционная техника рисования с элементами аппликации«Бабочки летают бабочки!»...

Рисуем бабочку в технике монотипия «Бабочка – красавица»

Цель: Научить детей рисовать выразительные образы насекомых с использованием нетрадиционной техники рисования – монотипия.Задачи: Обучающая : - познакомить детей с новой техникой рисов...

Рассказываем детям о бабочках.Удивительный мир бабочек.

Как помочь ребенку узнать больше о мире бабочек.(Через познавательную и продуктивную деятельность)...