Беседы о деревьях
план-конспект занятия по окружающему миру

Рядинская Елизавета Васильевна

Беседы о деревьях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_derevo.docx54.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы в старшей группе

«Как люди используют кожу и дерево?»

Цель: познакомить с некоторыми свойствами дерева и кожи на основе сравнения; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из дерева и из кожи; развивать логическое мышление, активизировать словарь: деревянный, кожаный, мягкий, твердый, гладкий, шероховатый, легкий и пр.; развивать любознательность.

Оборудование: лоскут кожи, брусок дерева, презентация, иллюстрации

Ход занятия

Вступительная беседа с показом иллюстраций.

- Жил-был на свете человек. Не сейчас, а очень-очень давно, когда еще не проносились по небу огромные самолеты и не плавали по морям корабли. Не бегали по дорогам на резиновых шинах автомобили. Не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, ни искусственных спутников. Древние люди пользовались только тем, что давала им сама природа: домом была пещера, еду находили в лесу - корешки, ягоды, плоды, яйца птиц. Позже люди стали делать себе одежду и орудия труда. А из какого материала? (Воспитатель предлагает иллюстрации: орудия труда из дерева, одежда из кожи.)

- Где использовали дерево? Что из него люди научились делать? (Орудия труда — палки, топоры, мотыги, удочки, стрелы, копья, ловушки, лодки, плот и т. д. Из стволов, веток строили жилища, из дерева делали стулья, столы, кровати. Выстругивали детям игрушки, обтачивали украшения, выдалбливали посуду.)

Где использовалась кожа? Что научились делать из кожи? (Одежду, подстилки на кровать, занавески в пещеру, обувь, сумки, украшения.)

- Так почему же именно дерево и кожу использовали древние люди в своей жизни, в быту? (Эти материалы давала сама природа и их легко было добывать.)

- Возьмите в руки деревянный брусок и кожаный лоскут. Давайте рассмотрим их и сравним. Как вы думаете, это прочные материалы или нет? (И да, и нет.)

- С одной стороны, это прочные материалы, невозможно разорвать руками, разломить. Но, с другой стороны, дерево можно распилить, а кожу - разрезать, это очень удобно.

- Давайте приложим дерево и кожу к щеке. Что вы чувствуете?

- Значит, дерево и кожа хорошо удерживают тепло и не пропускают холод. Что еще можно сказать о деревянном брусочке и кожаном лоскутке, если провести по ним рукой, потрогать их? (Дерево шершавое, твердое, а кожа - гладкая, мягкая, ее можно мять.)

- А если мы опустим их в воду, что будет? (Они плавают.)

- Значит, они тяжелые или легкие? (Легкие.)

- А можно по запаху различить дерево и кожу? (Дети нюхают, определяют по запаху, где дерево, а где кожа.)

- Вот сколько интересного мы сегодня узнали о дереве и о коже. Благодаря их чудесным свойствам человек стал использовать дерево и кожу в своей жизни. Назовем еще раз все свойства кожи и дерева.

Дети закрепляют свойства материалов.

- Ребята, а современный человек использует эти материалы в своей жизни, в быту? (Использует.)

- Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы сделаны из дерева, а какие из кожи. (Дети перечисляют.)

- Рабочие, которые обрабатывают дерево, называются столяры и плотники. В нашей стране много народных умельцев, которые искусно вырезают из дерева красивые игрушки, фигурки, посуду, украшения. Это художники - резчики по дереву. Есть люди, которые специально занимаются кожей. Кожемяка - тот, кто выделывает кожу. Скорняк - тот, кто шьет одежду и головные уборы. Сапожник - тот, кто шьет из кожи обувь.

- А теперь представьте себе, что мы с вами - люди этих профессий. Давайте разделимся на две команды. Одни у нас будут работать с деревом, другие - с кожей. У нас будут два современных предприятия, каждое предприятие придумывает себе название. Одно предприятие будет работать с деревом (строить мебель из деревянных брусков). Другое предприятие будет работать с кожей (изготавливать украшения для дома).

Дети выбирают себе необходимый материал и приступают к работе самостоятельно под руководством воспитателя. После работы коллекция мебели и украшений остается на выставке, обыгрывается в сюжетно-ролевых играх.


Конспект беседы в подготовительной группе

«Что сделано из дерева»

 

Цель: познакомить детей с происхождением, свойствами, использованием древесины. Актуализировать словарь по лексическим темам «Деревья», «Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Игрушки». Обогатить словарь прилагательными. Развивать фонематический слух, графические навыки, внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям.

Оборудование: Деревянный сундук и предметы в нем, связанные с древесиной: бумага, карандаши, линейка, коробка, игрушка и др. Демонстрационная картинка «Части дерева». Деревянные дощечки, вода, ванночки для воды. Предметные картинки деревянной мебели и посуды. Предметные картинки деревянных инструментов, музыкантов. Предметная картинка «Корабельные сосны», «Кораблестроение». По две деревянных ложки на ребенка. Демонстрационная картинка «Рамочки». Картонные трубочки от туалетной бумаги, фломастеры. Аудиозапись «Шум леса».

Предварительная работа: рассматривание различных видов деревьев, их распознавание на участке.

ХОД БЕСЕДЫ

1. Организационный момент.

На столе стоит деревянный сундук с предметами из дерева.

В.: Здравствуйте, ребята! Рассмотрите предметы в моем сундуке. Что их связывает?

Дети рассматривают предметы и высказывают предположения.

В.: Ребята, мы поговорим о древесине. Как вы думаете, где берет ее человек? (ответы детей). Послушайте стихотворение.

Вдали от города большого

Где шум заводов, суета,

Ветвями слившись в хороводе,

Леса дремучие стоят.

Березок длинные сережки,

Колючих елок длинный строй,

Высоких сосен запах дивный

Мы вдруг почувствуем с тобой.

Мы любим лес! Но что же делать,

Когда для жизни нам нужны

Такие разные предметы…

Раз так – рубить его должны,

Чтоб получилась древесина

Для лодок, кораблей, плотов,

Для дров, пылающих в камине,

И для строительства домов.

Но знай: нельзя рубить деревья,

Которым слишком мало лет!

Они ведь вырасти могли бы.

От тонких даже пользы нет!

Или такие, что столетия

В лесу нетронуты стоят,

Ведь их другие поколения

Еще увидеть захотят.

Шумят вершинами деревья…

И ввысь и в толщину растут,

Годами кольца набирая,

Всем людям красоту несут.

В.: Да, ребята, древесина – это природный материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола больших растений – деревьев. Кстати, какие деревья вы знаете? (дети называют). Из каких частей состоит дерево?

От названия дерева образуется название древесины: у березы - (березовая, у дуба - (дубовая, у ели -(еловая, у сосны - (сосновая, у кедра – (кедровая, у клена - (кленовая, у липы -(липовая, у ясеня -(ясеневая, у орешника - (ореховая).

В.: Древесину люди научились использовать еще в стародавние времена, отметив ее свойства. Какие же? Сейчас узнаем. Рассмотрите образцы. Какого цвета древесина?

Дети определяют, что цветовая гамма разнообразна: от почти белого до темно-коричневого.

В.: Это свойство древесины всегда использовалось при создании мебели и предметов обихода. Какую мебель вы знаете? Если мебель из дуба, то она темная, а из березы – светлая. Однако важную роль здесь играет не просто красота, а и прочность и долговечность материала. Попробуйте сломать деревянную дощечку. Не получится! Но зато ее можно разрубить и распилить. Именно поэтому в старину избы «рубили» из дерева: материал доступный, долговечный, крепкий, прочный. А с помощью специальных инструментов древесину можно виртуозно обработать – так появились наличники, коньки, деревянные ложки.

В. А пропускает ли дерево воду? (эксперимент – налить на дощечку воду).

Д.: Древесина воду не пропускает, т. е. она водонепроницаемая.

В.: Правильно, но со временем древесина от воды начинает набухать, темнеть, гнить, так как это натуральный природный материал, и постепенно воду пропускать. И все-таки это качество водонепроницаемости использовали для изготовления деревянной посуды, особенно в древности. Скажите, а такую посуду можно ставить на плиту или в печь? Почему? Что произойдет? (ответы детей). Да, в деревянной посуде хранят продукты или едят из нее, но варить и жарить в ней нельзя.

В.: А еще древесина обладает замечательным свойством плавучести. Что произойдет с бруском, если его поместить в воду (дети экспериментируют). Да, действительно, она не тонет в воде. Где же применяется это свойство?

Д.: Изготавливают лодки, корабли.

В. Правильно! Но для изготовления плавучих средств использовали древесину сосен. Сосны вырастают очень высокими и, самое главное для кораблестроения, прямыми (показать картинки). Именно из их стволов получаются длинные прямые доски. Такие сосны носят название «корабельные», а лес – «мачтовый».

В. Древесина обладает еще одним бесценным качеством: способностью резонировать, то есть усиливать колебания звуковых волн. Это используется при создании музыкальных инструментов (показать картинки) – скрипки, виолончели, гитары, фортепьяно, альта, флейты, кларнета, контрабаса и др. Лучше всего подходит древесина хвойных пород (ель, пихта, кедр, а также древесина ольхи, груши, клена. Вспомните, как называют музыкантов, играющих на этих музыкальных инструментах?

Д. Скрипач, виолончелист, контрабасист, гитарист и т. д.

В. А как звучат русская трещетка и ложки! Давайте поиграем на ложках и станем ложкарями!

Детям раздают ложки. Воспитатель называет слова, а дети отстукивают ложками столько раз, сколько слогов в слове. Слова – дерево, дуб, сосна, осина, дровосек, деревяшка, липа, орешник, дощечка.

В. И конечно же, из древесины делают и игрушки (показать картинки). Этот промысел на Руси существовал издревле. Какие национальные русские деревянные игрушки вы знаете?

Д. Матрешки.

В. Правильно, ребята! Матрешку считают символом России. Рассмотрите матрешек и найдите отличия, образуя слова наоборот.

Д. Высокая – низкая, толстая – тонкая, большая – маленькая, волосы темные- светлые, низкая матрешка веселая – высокая грустная, у одной корзинка маленькая – у другой большая, у одной яблоки мелкие – у другой крупные.

В. Отлично, а сейчас матрешки предлагают поиграть (проводится физминутка):

Мы веселые матрешки.

поиграть пришли немножко.

Дети маршируют в такт.

Есть у нас платки, сережки и нарядные сапожки.

Показывают, как надет платок, немного массажируют мочки ушей, показывая сережки, нагибаются, показывая сапожки.

Щеки красные, тугие.

Надувают щеки.

Губки бантиком большие.

Вытягивают губы трубочкой.

Длинный яркий сарафанчик.

На рубашке одуванчик.

Показывают на себе сарафан, нагибаются, показывая одуванчик и на подоле цветы на фартуке.

Так давайте же, подружки,

Мы покружимся немножко.

Кружатся на месте.

Руки на бочок клади,

На носочках походи.

Ставят руки на пояс и кружатся на носочках.

В. Из древесины изготавливают рамы для картин и фотографий. Если вы посещали музей, то видели, что многие картины написаны художниками написаны художниками много веков назад, а деревянные рамы сохранились. О каком свойстве древесины это напоминает? На карточках найдите рамочки НЕ квадратные, НЕ овальные Какие же они по форме? Найдите и назовите форму рамки в правом верхнем углу. А теперь форму рамки в левом верхнем углу. Затем в правом нижнем углу.

В. Дерево растет в ширину и высоту. Его возраст можно определить по годовым кольцам. Дело в том, что дерево зимой спит, а весной, оживая растет в высоту, а главное, в ширину. Появляется прирос на стволе, или годовое кольцо, которое видно на срезе.

Давайте нарисуем такие кольца. Кстати, карандаши, которыми вы пользуетесь, вернее их корпус, тоже из древесины.

Детям показывают, как выглядят кольца на срезе и просят нарисовать их, раздав карандаши.

В. А знаете, какие деревья являются долгожителями? В нашем климате – это дуб и сосна, они могут прожить несколько сотен лет. Как вы поняли, деревья растут долго и медленно. Срубить их - быстрое дело, а вот вырастить… Что, по вашему мнению, случится на Земле, если срубить все деревья? (ответы детей).

Известно, что древесина хорошо горит. С одной стороны, это помогает людям – развести костер, приготовить пищу, согреться, но это и большая опасность: иногда пожар уничтожает тысячи га леса, который рос несколько столетий. Значит, от чего нужно беречь лес?

Д. От пожара, от вырубки, от насекомых-вредителей.


НОД для старшей группы

«Дерево и его свойства»

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева.  Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.

Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающая: Воспитывать у детей познавательный  интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.

Материалы: 2 кружки (деревянная и стеклянная), бумага, ткань, металлические изделия, емкость с водой,  карандаши, точилка, иллюстрации по теме «Огонь», кукла – «Дед Знай».


Ход образовательной деятельности

Воспитатель:  Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.

Воспитатель:

Про все на свете знает он,

Советы всем дает,

Детей он очень любит

И каждый день их ждет.

Живет в лаборатории

Мудрый, старый дед.

Кто же это, дети?

Прошу вас дать ответ.

Ответы детей: Дедушка «Знай»

Звучит песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», музыка В. Шаинского (один куплет).Появляется кукла «Дед Знай».

Дед Знай: Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями.  Хотите быть исследователями?

Дети: Да.

А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети:  Лес.

Дед Знай: правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.

Ребята, а  какие предметы делают из дерева?

Дети: мебель, стулья, игрушки.

Дед Знай: Правильно.Деревья нужно беречь, из них можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. Хотите поиграть со мной в игру «Доскажи словечко»?

Дети: Да.

Игра: «Доскажи словечко»

Дети называют правильные ответы и показывают соответствующую картинку.

Ход игры:

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …

Дети:  (кровать)

Как приятно нашей Ане

Поваляться на …

Дети:  (диване)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …

Дети:  (стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном …

Дети:  (кресле)

С пирогами чай попьем

За обеденным …

Дети:  (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …

Дети:  (шкаф).

Дед Знай:  Молодцы, вы очень внимательны и поэтому назвали правильно все предметы. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать  из дерева. А  теперь давайте нашим глазкам дадим немного отдохнуть.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.

Опыт 1.  Дерево  легкое, не тонет.

Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе  емкости с водой и предметы на   подносе. Возьмите металлический предмет  и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

Дети:он  утонул.

А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

Дети:Она намокла и тоже утонула.

А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети:Она намокла и тоже утонула.

А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?

Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?

Дети:Стали строить лодки и корабли.

Итак, первое свойство дерева мы выяснили.  Кто его может назвать?

Дети:Оно легкое и не тонет.

Опыт 2.  Дерево горит, дает тепло и свет.

Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный.  Этот эксперимент я  покажу по картинке. Если поджечь дерево, то  оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный.  Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

Дети: Да, может.

Дед Знай:  А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

Дед Знай:  Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

Дед Знай:  А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

Дед Знай: А когда? От чего может произойти пожар?

Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу,  оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар.  Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

Дед Знай:  Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.

Дети:  дерево горит, дает тепло и свет.

Опыт 3.  Дерево сохраняет тепло.

Дед Знай: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой

Какая кружка долго сохраняет тепло?

Дети: деревянная. В ней  вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.

Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.

Дети:  дерево сохраняет тепло.

Опыт 4.   Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай:  Нам предстоит провести еще один опыт.

Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?

Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.

Дед  Знай: Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева.  Какое?

Дети:   древесина легко поддается обработке.

Дед  Знай:Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1.     Дерево  легкое, не тонет.

2.     Дерево горит, дает тепло и свет.

3.     Дерево сохраняет тепло.

4.     Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай: Таким образом,  дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.

Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно приду к вам в детский сад.  До свидания.  До новых встреч!


Конспект НОД во второй младшей группе

«Дерево дуб»

Задачи:

Образовательные

Учить определять свойства дерева на основе простейших опытов.

Учить находить в окружающей обстановке деревянные предметы.

Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту.

Закреплять умение работать по образцу в процессе конструирования.

Обогащать активный словарь детей словами: деревянный, гладкий, шершавый; способствовать развитию связной речи.

Развивающие

Развивать мыслительную активность, умение делать несложные выводы, внимание.

Воспитательные 

Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение.

Раздаточный материал:

деревянные кубики (по количеству детей), 1 большой кубик, строительный конструктор для работы со схемой, ёмкость с водой, деревянные предметы, камни по количеству детей для сравнения по весу.

Демонстрационный материал: презентация, сапожный нож.

Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Деревянные предметы», обследование предметов, простейшие опыты, карточки результата опытов, подведение итогов.


Ход НОД

На столе стоит посылка от домовёнка.

– Кузя прислал посылку. Он нашел эти предметы, но что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать он не знает. Кузя просит помочь рассказать ему всё об этих предметах.

– Как вы думаете, что здесь лежит? (кубики).

– Из чего они сделаны? (из дерева).

– Кубики, сделанные из дерева, называют (деревянными).

– А кто их сделал? (Человек). Рисунок

– Я поставлю изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что кубики эти сделаны из дерева и их сделал человек.

– Какие кубики на ощупь? (Гладкие, шершавые) Рисунок

– Лёгкий или тяжёлый? Нужно сравнить с камнем (лёгкий). Рисунок

– Попробуем их сломать, уронить. (Они прочные, не бьются) Рисунок

– Давайте постучим. Что мы слышим? (стук)

– Что произойдет, если опустить кубики в воду? (Не тонут)

– Опустим большой кубик в воду.

– Как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный кубик ножом?

– Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи?

– Срезаю ножом тонкую лучину от деревянного кубика. Подтверждается гипотеза, что деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие.

– Что мы можем делать с этими кубиками? (стучать, играть, строить…)

– Где люди используют деревянные предметы?  (стройка, рамы на окна, двери, карандаши, линейки, мебель, посуда, башмаки)

Игра «Принеси деревянный предмет». Теперь посмотрите внимательно вокруг и принесите мне деревянные предметы.

Гимнастика для глаз

– А кто из сказочных героев жил в деревянных домах? (заяц, три медведя, коза с козлятами, животные в теремке).

– Давайте построим героям сказки «Теремок» новые домики по схеме.

Вспомним детали конструктора

– Что же мы узнали о деревянном кубике? Для этого посмотрим на  схемы.

Несколько детей составляют рассказ:

– Этот кубик сделан из дерева человеком. Он гладкий; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.

– Мы пошлём Домовёнку Кузе письмо с нашими схемами, и он узнает всё о деревянных кубиках и предметах. И сможет сам смастерить из дерева посуду, мебель, игрушки.

Воспитатель хвалит детей за работу.


Расскажите детям

о деревьях

 

БЕРЁЗА

 

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

Именно березу считают символом нашей страны. С давних времен об этом дереве слагали песни, стихи:

Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин)

Береза неприхотлива, растет и на сухих песках, и на заболоченных почвах. Ее можно встретить и в лесу, и в поле, и в парках.

Ранней весной, когда на деревьях набухают почки, на березе появляются цветы — малоприметные сережки. Летом они заметно увеличиваются, становятся коричневыми. В каждой созревшей сережке содержится несколько сотен мелких семян. А на целом взрослом дереве в урожайные годы их может созревать до нескольких миллионов. Мельчайшие плодики, похожие на очень маленькую бабочку с распахнутыми крыльями, разносятся ветром на большие расстояния и следующей весной прорастают на подходящих почвах. Вот почему береза одной из первых занимает свободные участки земли.

Белая кора березы — береста — отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

С давних времен бересту использовали для изготовления бытовых изделий. Сырье заготавливали весной. В это время «береста линяет», то есть свободно отделяется от древесины. Сырье сушили в тени и разглаживали под прессом. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Из внутренней части коры березы — лыка — плели лапти, корзины, баулы.

Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, которым 700-800 лет, сохранились до наших дней.

Береза и в наши дни приносит пользу. Из ее древесины изготавливают мебель. Березовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

ЗАГАДКА

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

(Береза)

ДУБ

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Я стою зеленый.

Значит, я выносливый,

Значит, закаленный.

Дуб — мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств — богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома — Перуну.

Дуб — деревьев всех король,

У него большая роль. (И. Горюнова)

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400-500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст — около 1400 лет.

Дуб — дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.

Цветут дубы в мае. Плоды — желуди — созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная, с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.

ЗАГАДКИ

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. . .

(Желудь)

ЕЛЬ

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(А. Рождественская)

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-

научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.

У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская — самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.

Ели на опушке — до небес макушки —

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, —лиственница.

В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири — ель сибирская, на Дальнем Востоке — ель корейская, на Кавказе — ель восточная, в Карелии — ель финская. Вот сколько видов!

На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина — Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.

Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

ЗАГАДКИ

Зимой и летом одним цветом.

(Ель)

У нее одежки колки —

Всё иголки да иголки.

Звери шутят: «Дядя Еж

На нее слегка похож!»

(Елка)

ИВА

Сядем здесь у этой ивы

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла. (А. Фет)

Разные виды ивы получили в народе собственные, запоминающиеся названия: верба, ракита, ветла, чернотал, белотал.

Ива встречается повсюду: от пустынной полярной тундры до степной Средней Азии. На севере она достигает всего нескольких сантиметров, а на юге — это огромные 30-метровые деревья.

Возле речки у обрыва Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

(И. Токмакова)

У ивы длинные корни, поэтому ее высаживают для закрепления сыпучих песков, укрепления берегов, каналов, откосов, плотин, для создания лесополос. Очень красиво выглядят плакучие ивы, которые высаживают в парках и по берегам водоемов.

Если вы увидите дерево ивы, то знайте — где-то совсем рядом есть вода — пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз — значит, глубоко в земле есть водоносный слой, здесь и надо колодец копать. Людей, которые с ивовым прутиком воду искали, прозвали лозоходцами.

Весной ива зацветает, и ее ветки покрываются сережками. Созревшие плоды раскрываются, выпуская на волю легкие, как пух, семена. Ветер разносит их далеко от родительского дерева.

Семена ивы обладают удивительной способностью. Упав на землю, они начинают прорастать уже через час! Через сутки семечко обзаводится хвостиком — корешком, а вверх поднимается стебелек.

Молодыми побегами ивы питаются многиеживотные. В тундре в зарослях ивняка кормятся олени, в лесной зоне — лоси. Ивовые прутья идут на плетение корзин и изготовление плетеной мебели. Из древесины ивы белой изготавливают различные поделки.

ЗАГАДКА

Почки — серебряные,

Цветки — золоченые,

А кожа на ветке —

Красной расцветки.

(Верба)

КАШТАН

Солнце встало рано,

Заглянуло в дом.

Зацвели каштаны

За моим окном.

Птица распевает

Близко-близко где-то,

Значит наступает

Золотое лето.

(Г. Бойко)

Конский каштан — величественное дерево с раскидистой, плотной, равномерной высокосводчатой кроной. Ствол у взрослых деревьев очень мощный, обычно прямой. В высоту это дерево достигает 25-30 метров.

Конский каштан заслуженно пользуется славой одного из красивейших парковых деревьев. Его часто высаживают в парках и садах, близ домов и дач. Ранней весной на каштане возникают крупные клейкие зеленовато-розовые почки. Спустя несколько дней из них появляются оригинальные большие листья, разделенные на 5-7 листочков.

В начале мая каштан цветет. Цветочки у него очень красивые — пирамидальные метелки высотой до 30 сантиметров, состоящие из крупных белых цветков с желтоватыми или красноватыми капельками сока. Цветы, напоминающие свечи на новогодней елке, придают дереву неповторимый облик. Привлекательно выглядят и плоды каштана: зеленые, с многочисленными шипами, шаровидные коробочки, в каждой их которых содержится 1-3 блестящих, темно-коричневых семени.

В южных районах растет каштан посевной благородный. Он так сильно отличается от каштана конского, что ученые относят их к разным семействам. Похожи они только внешне, у обоих видов блестящие, коричневые, словно отполированные орешки, заключенные в почти одинаковые оболочки, только у съедобного она бурая с шипами, а у конского каштана — ярко-зеленая с бугорками. Точно сказать, почему каштан стали называть конским, сложно. Существуют две версии. По одной из них, после опадения листа на месте прикрепления черешка к ветке остается рубец, напоминающий след лошадиной подковы. Согласно второй, на темно-коричневой поверхности плода есть серое пятно, похожее на отпечаток конского копыта.

Древесину конского каштана используют в мебельном производстве для изготовления высококачественных бочек. Экстракт, приготовленный из коры, используют для дубления кожи, окраски хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей в темно-коричневый и оливковый цвет. Из молодых ветвей плетут корзины.

 

КЕДР

Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые  орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.

Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.

Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1,5-2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых — раскидистая.

Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.

В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике — трудиться, в березняке — веселиться, в кедровнике — Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры — деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет.

Сибирский кедр — настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства.

В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000-1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.

ЗАГАДКИ

Есть в тайге сибирской кедры,

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в… (шишке)

КЛЕН

В густой синеве,

Апельсиново-ал,

Кленовый листок

Надо мною летал.

Я следом бегу:

Он, как будто дразня,

Куда-то манил

За собою меня.

Листок,

Утомившись кружить в вышине,

Доверчиво сел

На ладошку ко мне.

(Г. Осинова)

Клён легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево преображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.

Клен встречает самым первым

Осени приход.

Кружит в воздухе веселый

Листьев хоровод,

Землю быстро укрывает

Золотым ковром —

Пусть родная засыпает

Долгим зимним сном.

Весной клен пробуждается одним из первых. Как только начинает таять снег, корни клена впитывают влагу из земли и гонят ее по стволу к веткам. Если в это время сделать на дереве надрез, из него потечет сок. Кленовый сок сладкий, содержит 2-3 процента сахара.

В конце апреля клен начинает цвести. Цветочки у него малозаметные: мелкие, желтовато-зеленые, но у них сильный привлекательный запах. К тому же в это время не так много цветущих растений, поэтому пчелы и другие насекомые устремляются к клену, собирают сладкий нектар и опыляют растение.

Плоды клена похожи на маленькие пропеллеры. Осенью они отрываются от веток, и ветер разносит их по окрестностям.

Клен — дерево быстрорастущее. Молодые побеги, которые получают достаточно влаги, тепла и света, за год подрастают примерно на метр.

Древесина у клена белая, с красно-бурым или желтоватым оттенком. Она прекрасно строгается и сохраняет форму. Древесину клена можно легко гнуть, поэтому с давних времен ее использовали для изготовления музыкальных инструментов. Еще в IX веке славяне делали из клена гусли. В Средние века клен стал широко применяться в изготовлении струнных, смычковых и других музыкальных инструментов. Сейчас из клена изготавливают звонкие скрипки, гитары. А еще из клена изготавливают лыжи, быстрые и легкие.

ЛИПА

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой —

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом —

Береги меня.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя —

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою —

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый,

Наберемся силы —

Ты люби меня.

А дождешься срока,

Выйдешь в мир широкий —

Не забудь меня!

Липа — стройное дерево с густой кроной. В жаркий летний день в ее тени всегда прохладно,

поэтому липу сажали в парках старинных дворянских усадеб.

В отличие от многих деревьев липа цветет довольно поздно — в конце июня — начале июля. Цветочки у нее желтовато-белые, собраны в небольшие гроздья. Выглядят они малопривлекательно, зато выделяют большое количество нектара. Липа — лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар.

За день цветок липы выделяет 2-3 миллиграмма нектара. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.

Зимой липа привлекает соек, дятлов, белок — липовые плоды остаются зимовать на дереве. Вот и спешат лесные обитатели полакомиться.

Липа — хорошая соседка для других деревьев. Под липой никогда не бывает старых опавших листьев, они быстро перегнивают и возвращают в почву питательные вещества, в том числе необходимый растениям кальций.

Древесина у липы — однотонная, белая, без оттенков, и мягкая. Издавна из нее вырезали наличники для окон, делали резную кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты.

Из коры молодых лип раньше драли лыко, из которого плели лапти.

ЗАГАДКА

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую снимают.

(Липа)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Сосна кормит, липа одевает.

ОЛЬХА

Научилась ольха понемножку

Надевать за сережкой сережку,

А когда совсем подросла,

Две сережки тебе поднесла.

И вовсе она не модница,

Да так уж на свете водится:

Каждому хочется подрасти,

Каждому хочется расцвести.

(Е. Серова)

Ольха — дерево невысокое, с тонким, часто кривым стволом. Кора у него серо-зеленоватая, всегда гладкая, даже у старых деревьев.

Цветет ольха ранней весной, еще до появления листьев на ветках распускаются длинные сережки. По давнему обычаю выходили девушки смотреть, как ольха цветет. С красотой ольхи сравнивали красоту девушки. Расцветает она пышным цветом, как и девушка-красавица. На цветущую ольху пчелы собираются, на красивых девушек парни засматриваются. Пчеловоды старались ко времени цветения ольхи пчел из ульев выпустить, чтобы они с клейких листочков собирали себе пищу.

Листья у ольхи сверху матово-зеленые, снизу серозеленые. Даже осенью они не изменяют цвет, так и падают на землю зелеными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Этот элемент необходим для нормального развития растений. Листья ольхи перегнивают достаточно быстро и обогащают почву азотом.

Корни ольхи живут в тесном симбиозе с определенными почвенными бактериями. Для этого они образуют специальные клубеньки, как у бобовых культур. Но в отличие от бобовых в них поселяются не бактерии, а так называемые лучистые грибы. Они усваивают из воздуха азот и возвращают его в почву. Там, где растет ольха, значительно улучшается почва. Это дерево очень полезно для леса.

Корни у ольхи располагаются на небольшой глубине, и на них часто вырастают главные побеги. Ольха растет очень быстро и поэтому первой заселяет вырубку, заброшенные пашни. Ольху  высаживают для укрепления грунта на отвалах или свеженасыпанных почвах.

Древесина у ольхи имеет оранжевый оттенок. Свежий ольховый пень ярко-оранжевого, почти апельсинового цвета.

Ольховая древесина, вымоченная в воде, прочная, не поддается гниению. Издавна на Руси из нее делали колодезные срубы. И сейчас ее используют для строительства подводных сооружений.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Ольха зацвела — сей гречиху.

• Запылила серая ольха, распустила золотисто-зеленые барашки ива-бредина, запел жаворонок — пора выходить на пашню.

• Коль бабье лето ненастно — осень суха, суха, как черная ольха.

ОСИНА

Осинку

Окрасила

Осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль —

Облетает.

(В. Лунин)

Даже в безветренную погоду в осиновом лесу листьев, словно они постоянно о чем-то перешептываются. Если же подует ветерок, осиновые листочки начинают раскачиваться и шелестеть.

Вам, наверное, приходилось слышать выражение: «дрожит как осиновый лист». Так говорят о человеке трусливом или охваченном страхом. Возникло это выражение не случайно. С давних пор люди подметили, что при малейшем дуновении ветерка листья осины начинают шелестеть — «дрожать». Почему так происходит? Листья у осины округлой формы, сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударяться друг о друга и шуметь. Интересно, что у молодых побегов листья совершенно не похожи на листья взрослого дерева. Они крупнее, мягче, слегка опушены, с заостренной верхушкой. Черешки молодых листьев короткие и круглые в сечении, и «дрожать» они не могут.

Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными мохнатыми сережками. Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных.

Плоды у осины созревают осенью. Семена у нее легкие, мелкие. Благодаря пушистому хохолку разлетаются на большие расстояния. Молодые осинки отличаются быстрым ростом. Молодые деревца (до 30 лет) ежегодно вырастают на 1,5-2 метра. Продолжительность жизни у осины 60-80 лет.

С давних времен древесину осины использовали как отделочный материал при постройке деревянных церквей. Из нее резали лемех — узорчатую дрань, которой покрывали купола. Правильно высушенная древесина по прочности уступает лишь дубу и сосне, поэтому она пригодна для изготовления лодок и лыж.

ЗАГАДКА

Что за дерево стоит —

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Осина в сережках — урожай на овес.

• Как осина задрожит, так и скот в поле сыт.

• Осенью одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина.

СОСНА

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосны — деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны — растения светолюбивые, любят простор и солнце. Посмотришь на сосновый бор и кажется, что сосны так и тянутся вверх, поближе к солнышку.

Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям.

Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности.

Сосны — самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300-500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст — 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет.

ЗАГАДКА

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке.

(Сосна)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

• Много шишек на соснах и елях — к доброму году: и рожь, и жито — все придет.

• На бурю сосна, если внимательно прислушаться, звенит, а дуб — стонет.

ТОПОЛЬ

Тополь — это знают все —

Чемпион по росту.

И достать мою макушку

Вам совсем не просто,

Потому что я за лето

Вырастаю на два метра.

Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он

в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5-2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.

Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.

Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу — светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия — становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку.

Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды — коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками — в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель». Тополиный пух, словно снег, покрывает землю и деревья.

— Признавайся нам, петух,

Почему повсюду пух?

Ты — известный забияка!

Здесь была, наверно, драка?

— Не дерусь я восемь дней!

Пух летит от тополей!

(М. Дружинина)

Тополиный пух быстро впитывает влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян. Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется корешок.

Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревья и кустарники в осенний период года (беседа на участке ДОУ)

Деревья и кустарники в осенний период года(беседа на участке ДОУ) З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умен...

«Беседа о деревьях. Рисование Листьев»

Имеет большую практическую значимость для педагогов ДОУ...

Беседа: "Как зимуют деревья?"

Беседа: "Как зимуют деревья?"...

Беседа про деревья

Сохрани планету в чистоте! Начни с деревьев!...

Беседа «Шелестящее дерево»

Знакомство детей с деревом - ива, значении для человека и животного мира. Воспитывать доброе отношение к природе....

Беседа «Какие деревья растут на участке?»

Беседа «Какие деревья растут на участке?»...

Беседа о деревьях

Цель: Закрепить название деревьев, уточнить характерные признаки деревьев, закрепить название частей. Учить сравнивать деревья друг с другом.Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к пр...