Картотека по экспериментальной деятельности
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Шульгина Мария Александровна

Картотека по экспериментальной деятельности в средней группе. Поможет педагогам провести увлекательные занятия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыты и эксперименты234.5 КБ

Предварительный просмотр:

 


Картотека игр, экспериментов (средняя группа)

  1.  « Какая бывает вода?».

Цель. Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки.

Материалы. Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, песочные часы, клеёнка, ведёрки небольшие.

Описание. Воспитатель предлагает детям налить воду в стаканчики, рассмотреть её. - Какая вода? Детям предлагаются подсказки – схемы способов обследования (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачная, не имеет запаха, без вкуса. - Имеет ли вес вода? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой. Вода имеет вес. -  Имеет ли вода форму? Дети берут, разные сосуды  наливают в них из ведёрка по одной банке воды (банки по 0,2 ил 0,5литра).

- Чем можно воспользоваться, чтобы  не пролить воду? (Воронкой.) Дети сначала наливают воду из таза в ведёрки, а из него – в сосуды. - Какой формы вода? Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Дети зарисовывают сосуды с водой.

- В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в ведро. Так они убеждаются, что в каждом сосуде было одинаковое количество воды, по одной банке. – Как можно убедиться, что вода прозрачная? Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная. Затем воспитатель предлагает детям узнать, можно ли с  помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой.  Выставляются картинки – подсказки и дети выполняют действия: ставят два стакана – один с водой, другой пустой, опускают соломинки в воду, зажимают указательным пальцем соломинку сверху и переносят к пустому стакану, снимают палец с соломинки – вода вытекает в пустой стакан. Дети проделывают это несколько  раз, перенося воду из одного стакана в другой. – Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? (пипетка).

* Игра « Кто больше перенесёт воды пипеткой и соломинкой».  

     2. «Невидимка – воздух».     

Цель. Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Материалы. Салфетка, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи,  чеснок, воздушные шарики, миска, пластмассовая бутылка, насос.

Описание. Воспитатель загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Дети отгадывают её и объясняют, почему они догадались.

- Для чего нам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмём салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?

. Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, чеснока) – что вы чувствовали? (Запах вещества, которое дали понюхать). Воспитатель говорит,  что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что – то ещё, то воздух имеет запах вещества ил продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

Воспитатель показывает детям воздушный шарик. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (Воздух.) А в сдутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Почему? (Воздух имеет вес).

- Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как ещё можно надувать шарики? Воспитатель достаёт охлаждённую заранее пластмассовую бутылку, надевает на её горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с  горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется.) Как можно теперь сдуть шарик? Давайте поместим его в таз с холодной водой. (Можно поставить в холодильник). Что произошло с шариком? Почему? (При охлаждении воздух сжимается.) Чем ещё можно надувать шары? (Насосом.) Детям предоставляется возможность надуть шары насосом.

3. «Барханы».

Цель. Расширять представления детей о воздухе и песке, стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

Материалы. Блюдо с песком, резиновый шланг, палочка.

Описание. Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). Поставьте перед  детьми стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Затем  спросите у детей, как они думают, почему в пустыне не растут растения. Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти, засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

4.«Уличные тени».

Цель.  Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Материалы. Иллюстрации с  изображением тени.

Описание.  Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов; в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Воспитатель обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света), что такое тень, почему она образуется (это темное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее). При рассматривании теней дети выясняют:

 - от одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);

- чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером);

- по мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким;

- очертание предмета и тени схожи;

- чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

5. «Помощница вода».

Цель. Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Материалы.  Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

Описание.  Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Воспитатель  предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода,  заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

6. «Могут ли животные жить в земле?».

Цель.  Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы. Почва, спиртовка (сухое горючее), металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.

Описание. Воспитатель предлагает детям выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Дети выполняют следующие действия: погружают почву в воду (наблюдают выделение пузырьков воздуха); нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлаждённое стекло (на нём появляются капельки воды); нагревают почву (по запаху выясняют наличие органических остатков). Дети делают вывод, что животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, влага.

7. «Мы – фокусники».

Цель. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

Материалы.  Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.

Описание. Дети рассматривают иголку, определяют материал, которого она сделана. Воспитатель  уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой (утонет, так как она металлическая). Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду (иголка плавает), проводят рукавичкой по стакану — она тонет. Воспитатель  предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки ( вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану). Объясняют, опираясь на опыты, проводимые в средней группе. Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный парик в стакан с водой (будет плавать). Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул (вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри). Воспитатель предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его и делают вывод: магнит притянул шарик, потому что в нем находится металлическая пластина.

8. «Где теплее?».

Цель.  Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Материалы.  Два термометра, чайник с горячей водой.

Описание. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее — на полу или на диване, т.е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).

9. « Волшебный шарик».

Цель. Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы. Воздушные шары, шерстяная ткань, расческа.

Описание. - Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте и  их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену). Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей) А давайте наши шарики  сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Затем воспитатель предлагает детям потереть шарик о ткань, одежду. Что произошло? Как вы их сделали такими?

Вывод. В наших волосах (ткани, одежде) живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

Что происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

10. «Почему все падает на землю?».

Цель. Понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материалы. Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух). Емкость с водой, песком, металлические шарики.

Описание. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность в воздухе, держатся дольше). Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускает с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление). Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большей высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов (удар о землю будет сильнее).

11. «Подводная лодка».

Цель. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Материалы.  Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Описание.  Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

12. «Разные отражения».

Цель. Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Материалы. Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

Описание.  Воспитатель загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Воспитатель предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Делают вывод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше,

13. «Какие свойства?».

Цель. Сравнить свойства четче отражение.

воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы. Емкости со снегом, водой, льдом.

Описание. Воспитатель  предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяется в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

14. «Воздух может звучать».

Цель. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха; понять, как распространяется звук.

Материалы.  Пакет, лист бумаги.

Описание. Воспитатель: - А вы знаете, что воздух можно услышать? Вдохните воздух носом посильнее и выдохните.  А теперь хлопните ладошкой по пакету. Что произошло? Что вы услышали? (Звук.) - Вы услышали звук выходящего воздуха. Он вырвался наружу. - Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать.) - Воздух может звучать по-разному. Возьмите бутылочки, приставьте их к нижней губе и подуйте в горлышко. Что возникает? (Звук.) - А теперь приложите к губам край листа бумаги и подуйте вдоль него так, чтобы получился звук. А теперь приложите пальцы к горлу, произнесите несколько слов, почувствуйте дрожание во время разговора. Вывод: звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.

15. «Притягиваются – не притягиваются».

Цель. Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Материалы. Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнит.

Описание. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту). Воспитатель предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы) и проверяя их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом (не все; медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются).

16. «Волшебные предметы».

Цель. Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы. Расчёска, полоски бумаги, пластмассовые шарики, линейки, пёрышки.

Описание. Воспитатель предлагает детям сделать предметы  волшебными.

1. Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют) Поднесите расческу к бумаге. С бумагой что-то происходит? (нет). Как заставить бумагу притянутся к расческе? Как шарики притянулись к стене? (натирали о волосы, ловили электричество в волосах). Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о волосы).Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая). Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах). Молодцы! Вы  поймали электричество.

2.Электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линейки. Прикоснитесь к перышкам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линейками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли). Какие стали предметы? (Электрическими). Как они стали электрическими? Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

17.«Твердые — жидкие».

Цель. Понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Материалы. Пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка; пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.

Описание. Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит (твердых — чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие). Рассуждают, что надо сделать, чтобы из него было удобно лепить (согреть, он станет мягче) как можно согреть (на солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках и т.д.). Дети помещают кусочек пластилина в металлическую тарелку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином (от тепла он расплавился, растекся по тарелке, из твердого вещества он превратился в жидкое вещество). Оставляют пластилин на 5—10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему (он затвердевает; жидким он становится, если его нагревать). Дети утверждают, что можно встретиться с такими же превращениями в природе (снег — »  вода — »  лед). Только тепла для этих превращений надо меньше, чем для пластилина.

18.«Родственники стекла».

Цель. Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Материалы. Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Описание. Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют: качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность).  Воспитатель рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

19. «Холодная и теплая вода».

Цель. Установить, что холодная вода тяжелее тёплой.

Материалы. Прозрачная миска, стакан, чернила или другой краситель.

Описание. Воспитатель предлагает детям взять прозрачную миску с теплой водой и стакан с ледяной водой, слегка подкрашенной чернилами, и осторожно влить  холодную воду в чашу. Потрогайте воду. Что вы заметили? (Холодная вода опустилась  на дно, значит она тяжелее тёплой воды).

20.«Как сделать звук громче?».

Цель. Выявить причины усиления звука.

Материалы. Пластмассовая расческа, рупор из картона.

Описание.  Воспитатель предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют,  почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время — легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Воспитатель предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

21. «Две пробки».

Цель. Выяснить, как действуют сила притяжения.

Материалы.  Емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Описание. Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло (пробки притянулись одна к другой). Подталкивают одну из пробок к стенке емкости (с небольшого расстояния пробка притягивается к ней). Делают вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.

22.  «На орбите».

Цель. Установить, что удерживает спутники на орбите.

Материалы. Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра. Описание.  Дети кладут шарик в ведро. Выясняют с помощью действий, что произойдет, если ведро перевернуть (шарик выпадет), почему (действует земное притяжение). Воспитатель  демонстрирует вращение ведра за веревочку (шарик не выпадает). Дети приходят к выводу: когда предметы крутятся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

23. «Тающий лед».

Цель. Установить, что замёрзшая вода занимает больше объёма.

Материалы. Несколько кубиков льда; большая, широкая стеклянная миска; линейка.

Описание. Воспитатель рассказывает о том, что ледяной покров Арктики плавает по поверхности моря. Если он растает, это мало скажется на общем уровне моря. И предлагает детям,  наполнить миску водой до половины; бросить в нее десять кубиков льда и отметить уровень воды, и  убедиться, что все кубики плавают на поверхности. Затем дождаться пока весь лед растает и ещё раз измерить уровень воды. Уровень воды должен оказаться ниже, чем с плавающими кубиками льда. Дело в том, что замерзшая вода в виде кубиков занимала больший объем. Теперь, когда кубики растаяли, объем содержащейся в них воды стал меньше.

24.  «Мир бумаги».

Цель. Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

Материалы. Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Описание. Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт, горит, намокает, мнется, рвется, режется. Воспитатель выясняет у детей, чем же тогда  отличаются свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее.

25. «Весёлая полоска».

Цель.  Продолжать знакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

Материалы. Полоска бумаги.

Описание.

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять

Раз, два, три – посмотри!

- Полоску бумаги  держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она легкая)

- Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – не неё действует сила воздуха).

- Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).

- Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).

Вывод: полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

26. «Фокус».

Цель. Установить причину возникновения статического электричества.

Материалы. Разноцветные шарики из бумаги, оргстекло,  варежка, влажная ткань.

Описание. Воспитатель: - А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Воспитатель устанавливает оргстекло на подставку, под которым лежат разноцветные шарики из бумаги.) - Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики) - Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим). - Чем удобнее натереть? (одеждой). - У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. - Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…). - Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным? (Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.) Затем воспитатель предлагает детям протереть влажной тканью стекло и посмотреть, что произойдёт с шариками. (Шарики упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.)

27.«Темный космос».

Цель. Узнать, почему в космосе темно.

Материалы. Фонарик, стол, линейка,

Описание.  Дети выясняют с помощью опыта, почему в космосе темно. Кладут фонарик на край стола, затемняют комнату, оставив только включенный фонарь. Находят луч света и пытаются проследить его, подносят руки на расстоянии примерно 30 см от фонаря. Видят, что на руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясняют почему (рука отражает лучи света, и тогда их видно). Дети делают вывод: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами

28.«Необычная скрепка».

Цель. Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Материалы. Магнит, скрепки, мелкие металлические предметы.

Описание. Воспитатель предлагает детям поднести магнит к скрепке, рассказать, что с ней произошло (притянулась), почему (на неё действуют магнитные силы). Осторожно поднести скрепку к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит, они потянулись к более мелким металлическим предметам, выяснить, что с ними происходит (они притянулись к скрепке), почему (скрепка стала «магнитной»). Осторожно отсоединяют первую скрепку от магнита, вторая держится, выясняют почему (скрепка намагнитилась). Дети составляют цепочку из мелких предметов, осторожно поднося их по одному к ранее намагниченному предмету.

29. «Откуда берется вода?».

Цель.  Познакомиться с процессом конденсации.

Материалы. Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

Описание. Воспитатель  предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и обсели на крышке). Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

30. «Сухой из воды».

Цель. Определить, что воздух занимает место.

Материалы. Ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.

Описание. Воспитатель предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Воспитатель предлагает определить, намокла ли салфетка (не намокла), и объяснить, что помешало воде намочить её (воздух в стакане) и что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

31. «Коробочка с секретом».

Цель. Выявить причины ослабления звука.

Материалы. Коробочки с мелкими предметами с разными материалами или крупами; одна коробочка с «секретом»: внутри полностью обложена поролоном.

Описание. Воспитатель предлагает детям отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук. И сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий – металл; звук шуршащий – крупа). Воспитатель, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Затем воспитатель предлагает детям подумать и  ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных (накрыть будильник чем – нибудь мягким – подушкой, одеялом и т.п.)

32. « Шарики поссорились».

Цель. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

Материалы. Воздушные шары, вода.

Описание.  – В волшебной стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стене висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются). Вывод. Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что вам предлагают сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу). Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его). Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему? Вывод. Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.

33. «Вода – растворитель. Очищение воды».

Цель. Выявить вещества, которые растворяются в воде;  познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

Материалы. Сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, воронки.

Описание. Воспитатель предлагает детям выявить, что произойдёт с водой при взаимодействии с веществами. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. - Что произошло с водой после смешивания? (соль и  сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной; мука растворяется в воде, но вода становится мутной; растительное масло не растворяется в воде, оно  растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек). – Можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Можно её отфильтровать. Из чего можно сделать фильтр? (ответы детей). Воспитатель показывает способ фильтрования  с помощью марли, фильтрованной бумаги. Что произошло после фильтрования воды с разными веществами? Масло отфильтровалось быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде.

34.  «Яйцо - подводная лодка».

Цель.  Подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; познакомить со свойствами солёной воды. Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

Материалы. Два стакана с водой, два яйца, поваренная соль, ложка. Описание. Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдают, что оно тонет. Во втором стакане дети растворяют соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускают второе яйцо. Наблюдают, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности. Вывод: солёная вода тяжелее, чем пресная.

35. «Мир ткани».

Цель. Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материалы. Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Описание. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам — »   опустить в емкость с водой и определить скорость намокания - » сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

36.  «Почему не выливается».

Цель. Обнаружить атмосферное давление.

Материалы. Стаканы с водой, картон.

Описание. Воспитатель предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем воспитатель наполняет стакан водой до краёв, покрывает его картоном и, слегка придерживая его пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку – картон не падает, вода не выливается (если только бумага прижата к краям). Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает  к стакану лист и не даёт воде вылиться, т.е. причина – воздушное давление).

37. « Плавающий апельсин».

Цель. Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Материалы. 2 апельсина, большая  миска с водой.

Описание. Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод.  Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

38. «Помоги Золушке».

Цель.  Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материалы.  2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Описание.  Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

39. «Радуга».

Цель.  Развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.

Материалы. Тазик с водой, картон черный, бесцветный лак для ногтей.

Описание. Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...

Картотека по экспериментальной деятельности

Ребенок растет, развивается, его всё интересует, так как для него это новое, необычное и незнакомое, он исследует мир, проводит первые для себя опыты.   Современная педаго...

КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время

Картотека опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в зимнее время...

Картотека "Опытно-экспериментальная деятельность по теме "Космос"

В данной картотеке представлено около 20 различных опытов и экспериментов, которые помогут детям наглядно понять как устроен космос, почему сменяются день и ночь, времена года. Для проведения опытов д...

Картотека опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Мы с детьми проводим различные опыты, и поэтому я решила поделиться с Вами!...