Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» (Беседа о домашних животных)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развитию живых существ. Именно  пэтому в основе моего зантяи лежит дальнейшее расширение и обобщение знаний о жизнедеятельности домашних животных, в частности домашних животных Оренбургского края, их зависимости от деятельности человека, беседа о пользе, которую приносят животные человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_osennie_posidelki.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

 (Беседа о домашних животных)

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной

 категории Кузьминкина Н.В.

Оренбург, 2023 г.

Актуальность:

Педагог В.А.Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Мы должны  стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. В дошкольном возрасте формируются представления о связи  окружающего мира с деятельностью человека. Правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития живых существ. Именно поэтому  в основе моего занятия лежит дальнейшее расширение и обобщение знаний детей о жизнедеятельности  домашних животных, в частности домашних животных Оренбургского края, их зависимости от деятельности человека, беседа о пользе, которую приносят животные человеку. Многие из детей не имеют домашних животных из-за разных причин (состояние здоровья, жилищные условия, занятость родителей и др.), не могут увидеть их  в деревне, селе, так как не бывают там. Именно эти факторы и усугубление экологической проблемы в стране повлияли на мое решение в выборе темы данного занятия. Дошкольное детство –начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. И именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе и окружающему миру.

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Художественно-эстетическая

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Осенние посиделки (беседа о домашних животных)»

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

1.Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: беседа о домашних животных.

2.Приёмы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации.

4.Приём поддержание интереса у детей: физминутка, чередование детской деятельности, аудиозапись, фотографии домашних животных, материалы для дидактических игр.

5.Приемы оценки и самооценки: поощрение.

3.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей  направленности для детей  4-5лет

4.

Цель:

1.Обобщение и закрепление умений и навыков детей, их систематизация.

2.Формирование представлений о зависимости животных от деятельности человека.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

  1. закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, об изменениях в жизни животных с наступлением зимних холодов;
  2. дать представления о животных ближайшего окружения человека, путем расширения знаний детей о разных видах домашних животных, их детенышей  и их повадках;

6.2

Развивающие:

  1. развивать мышление, коммуникативные способности детей, логику, память.
  2. расширять представления детей о жизни домашних животных в зимнее время года;
  3. развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

6.3

Воспитательные:

  1. воспитывать желание заботиться о домашних животных;
  2. воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Дети должны знать и называть правильно животное, их детенышей.

Понимание  детьми как можно ухаживать за домашними животными.

Обогащение знаний детей о животном мире Оренбургского края.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Аудиозапись  голосов домашних животных;  материал для проведения  занимательного эксперимента с проявлением картинки маслом (картинки, тарелочки, кисточки, масло); картинки с изображением домашних животны и чем они помогают человеку, материал для дидактической игры «Кто чем питается?», мяч, картинки с изображением деревенского двора, хозяйственного двора с постройками для животных.

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Систематическое проведение образовательных занятий по всем областям, дидактические игры, картинки с изображением домашних животных для рассматривания

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Дети играют, и включается аудиозапись  деревенского двора с голосами разных животных.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель : «что это за звуки?»

Дети:  «это животные кричат.»

Воспитатель: а где можно  увидеть этих животных?

Дети: В деревне.

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: а каких животных вы услышали сейчас?

Дети: перечисляют животных, которых узнали по голосам.

Воспитатель: я предлагаю нам сегодня отправится в деревне к моей знакомой бабушке , и посмотреть как живут у нее животные.

Дети: мы согласны.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Дети вместе с воспитателем под веселую музыку змейкой делают круг по группе. Из-за домика выходит бабушка.

Бабушка: здравствуйте, мои хорошие. В гости, что ли пожаловали?

Дети и воспитатель здороваются.

Воспитатель: мы приехали, чтобы посмотреть  на ваших домашних животных, как вы за ними ухаживаете, где они живут.

Бабушка: Ой, да я вам все расскажу и покажу. Многие люди живут в городе, а мы с дедом живем в деревне. Мы очень любим свой дом. В нашем дворе много животных, за которыми мы ухаживаем. Это домашние животные, потому что живут они рядом с домом, а мы за ними ухаживаем: кормим, поим, убираем за ними, строим им жилища. Ну а вот какие животные живут у нас, это вы сейчас сами угадаете.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель:  присаживайтесь за столы; у вас лежат картинки на столе, на них изображены животные, которые живут у бабушки.                            (на каждого ребенка подготовлены картинки: они закрыты белыми карточками, кисточки и баночки с маслом; дети «разукрашивают» верхний белый лист маслом и силуэт животного проявляется

Бабушка: ну а теперь отгадайте мои загадки  (дети отгадывают загадки и показывают у кого такое животное):

1.Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце (поросенок)

2.В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (собака)

3.Я умею чисто мыться

Не водой, а языком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком. (кошка)

4.Голодная – мычит,

Сытая –жует,

Всем детям молоко дает. (корова)

5.Груз везет, сено жует,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает,

И-го-го-го, и-го-го,

Поскачу я далеко. (лошадь)

6.Ушки, хвост, а также рожки.

Хоть я блею, не пою-

Молоко тебе даю,

Я такая егоза!

И бодаюсь. Я –КОЗА.

Бабушка: вот такие домашние животные живут у меня. Все эти животные живут у человека во дворе, в деревне, в доме. Как их можно назвать одним словом?

Дети: домашние животные.

Воспитатель: а каких еще домашних животных вы еще знаете?

Дети отвечают.

За домашними животными ухаживают люди. Они живут рядом с домом или в доме, а люди за ними ухаживаем: кормят, поят, убирают за ними, строят им жилища.

Рассказ бабушки о пользе домашних животных.

Бабушка: А знаете ли вы, ребята, что все домашние животные приносят пользу. Как вы думаете, какую пользу приносит корова (показывает картинку)?

Ответы детей: дает молоко.

Воспитатель: Корова дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, кефир  и творог. А вы любите молоко, ребята?

Ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Молоко надо пить, оно очень полезно как взрослым, так и детям. Коровы умеют отличать съедобную траву от несъедобной. Летом коровы пасутся на лугу, кушают вкусную и сочную траву. А на зиму человек заготавливает для нее сено, которым кормит ее до весны.

Воспитатель:  а это - Коза (показывает картинку). Она тоже  дает молоко и пух. Из пуха прядут нитки и вяжут носки и варежки. А козье молоко кто-нибудь пробовал из вас?

Ответы детей: нет, да.

Воспитатель: А что же собачки? Какую пользу приносят собаки? (показывает картинку собачки)

Дети: собака сторожит дом и  хозяйство.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как собака предупреждает своих хозяев о приближении к дому чужого человека и предупреждает, что лучше к ней не подходить?

Ответы детей: лает, рычит, показывает клыки.

Воспитатель:  Правильно. Она лает, рычит, показывает клыки. Никогда не подходите к чужим собакам, не дразните их, а то они могут укусить.

Самое первое животное, которое приручил человек- это была собака. Собаки помогали человеку в охоте.

Воспитатель: Посмотрите, а это кто?

Дети: кошечка.

Воспитатель: как кошечка помогает человеку?

Дети: Она ловит мышей, чтобы те не грызли  продукты.

Воспитатель: правильно. Она ласковая кошка, уж очень она любит, когда ее гладят. Но кошки не всегда любят, когда их ласкают и берут на руки. Как вы думаете, ребята, что делает кошка, когда не хочет чтобы ее брали на руки?

Ответы детей: убегает, царапается, кусается.

Воспитатель:  Правильно. Поэтому мы должны чувствовать настроение животных.

А вы знаете, ребята, для чего в хозяйстве нужна лошадь (показывает  картинку)?

Ответы детей: кататься на ней.

Воспитатель: В деревне лошадь перевозит людей и грузы, а в городе, вы правильно отметили, лошади чаще всего катают людей.

        

        Какие вы молодцы, много знаете.

-какое животное сторожит дом? (собака)

-какое животное ловит мышей? (кошка)

-какие животные дают молоко? (корова, коза)

-из шерсти каких животных делают одежду? (кролики, коза, овца).

Физкультминутка «Лошадки»

Бабушка: Ой, ребята, что-то мы засиделись с вами. Давайте немного подвигаемся. Ведь в здоровом теле – здоровый дух.

Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)

Я лошадка – серый бок (повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост и грива (взмахи руками в одну и в другую стороны)

Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)

Я лошадка - серый бок (кружатся на месте).

Бабушка: Послушайте стихотворение «Домашние животные» (Р.Стеф)

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо – стрижем,

Их ласково гладим, всегда бережем,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

Собаки прилежно наш дом стерегут,

Все кошки, конечно, при доме живут.

И нашу еду от мышей стерегут.

Ой, я перепутала весь корм! Каждое животное любит свой корм. У меня есть зеленая травка, молоко, косточка и зерно (показывает картинки). Ребята, пожалуйста, помогите мне покормить животных.

        Давайте «покормим» животных: корову, козу, овцу – травой, кошку – молоком, собаку – косточкой, лошадь - сеном.

(Усложнение куры- зерно. Домашние птицы, которые тоже приносят людям пользу) 

 Воспитатель: ребята , я предлагаю вам поиграть в игру «Кто как кричит?».

Вы такие молодцы!  А знаете ли вы, ребята, какое домашнее животное как кричит? Сейчас и проверим.

        Воспитатель бросает мяч детям по очереди и называет животное, а дети имитируют звуки, которые издают эти животные (поросенок хрюкает «хрю-хрю» и т.п.).

Воспитатель: у нас с вами какое сейчас время года?

Дети: осень.

Воспитатель: а скоро наступит?

Дети: зима.

Воспитатель: как вы думаете, домашние животные на улице будут жить? Или у них есть специальные «домики»?

Дети: у них есть сарай, у собачки –будка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поселить наших животных.  (Дидактическая игра «Посели животного»).(детям раздаются картинки с сараем, будкой, печка с местом для кошечки; также картинки животных (корова, коза, собачка, кошечка, лошадь)

Дети размещают животных .Объясняют свой выбор.

Усложнение : курятник и куры.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Домашние животные зависят от деятельности человека, от условий содержания в зависимости от времени года.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Игра с макетом деревенского двора с карточками домашних животных.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Бабушка: какие вы молодцы! Все-то вы знаете! До свидания, ребята, мне пора кормить своих животных.

Дети и воспитатель: до свидания.

Воспитатель: спасибо Вам за ваш рассказ.

- О каких животных вы узнали сегодня?

Ребята, давайте мы с вами сейчас построим из конструктора деревенский двор и поселим туда домашних животных, и поиграем с ними.

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Создание альбома для рассматривания о домашних животных; беседа об условиях жизни в разное время года.

4.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме: «Что нужно растению для жизни?», для детей старшей группы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:"Кисонька-мурысенька"

Экологическое воспитание важное звено в развитии современных детей. Это актуальная проблема нашего времени....

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: "прошла зима холодная"

Уточнить и обобщить представления детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало све...

Конспект занятия по Экологическому воспитанию на тему "О чем шепчет ручеек?"

Занятие имеет цели заложить основы нравственного отношения к природе, дать  элементарные знания о её представителях, закрепить имеющиеся у детей знания о природе; воспитывать любовь и бережное от...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Целевая прогулка в природу осенью"

Воспитывать бережное отношение к природе, не ломать ветки кустов, деревьев.Любовь к животным, желание ухаживать за ними, откармливать птиц....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Что нам осень принесла»

laquo;Что нам осень принесла?»Задачи:Познакомить детей с фруктами и овощами. Уточнить представление о вкусе, цвете, запахе. Формировать представление о некоторых способах употребления в пи...

«Педагогическая находка» Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Дикие и домашние животные» старшая группа.

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему "Дикие и домашние животные" старшая группа....