Проект "Бумага, её свойства и качества"
проект по окружающему миру (средняя группа)

 Цель проекта: Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx205.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение Бажинская основная общеобразовательная школа Маслянинского района Новосибирской  

ПРОЕКТ

    «Бумага, ее качества и свойства»

                                          средняя группа

Volshebnaya-bumaga

Руководитель:                 воспитатель Меновщикова Нина Николаевна              

                                                  с. Бажинск                                                                                        

                                                    2021 год

                                          Содержание

1. Паспорт проектной работы

2. Этапы реализации проекта

3. Актуальность проекта

4.Цели и задачи проекта

5.Список используемой литературы

6. Заключение

 Приложение

        

                       Паспорт проектной деятельности

 Название проекта

" Бумага, её качества и свойства"

Образовательные области

  Речевое развитие,                

познавательное развитие,

 художественно-эстетическое развитие,

социально-коммуникативное развитие

Тип проекта

 познавательно-исследовательский,

творческий, групповой, краткосрочный.

Продолжительность проекта

         Январь-февраль 2021 года

Состав проектной деятельности

Воспитатель, дети средней группы, родители

Руководитель проекта

Меновщикова Нина Николаевна

Цель проекта

Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

 

Задачи проекта

  1. 1. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. 2.Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. 3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

 

        

Продукт проектной деятельности

 

1. Разработка и проведение непосредственно образовательной деятельности.               2.Сотрудничество с семьёй.                             3.Проведение опытно–исследовательской деятельности 4.Художественно-эстетическое развитие.

5. Изготовление лэпбука.

6. Организация выставки детских работ.

 

Планируемые результаты

 

  Дети должны:

1. Получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении; различать виды бумаги.

2. Уметь проводить опыты с бумагой.

3. Овладеть техническими навыками работы с бумагой.

4.Развитие мелкой моторики рук.

5. Развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.

 

                           

                                Этапы реализации проекта

             1 этап Подготовительный

 

-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

 - оформление родительского уголка: размещение консультаций;

-составление альбома" Виды бумаги;                                                                                                                              - составление картотеки опытов с бумагой;

- подбор литературы по изготовлению поделок из бумаги;

-подбор игр и игровых упражнений с бумагой;

-составление альбома со стихами, с загадками, поговорками и пословицами о бумаге.

             2 этап

        Основной

Работа с детьми

Реализация плана проекта:

-рассматривание альбома "Виды бумаги;

-просмотр фильма об изготовлении бумаги;

-чтение стихов о бумаге;

- беседа "Как бумага в наш дом пришла";

- чтение пословиц и поговорок о бумаге;

- игры с бумагой;

 -проведение опытов с бумагой;

- НОД "Мы- исследователи";

 -НОД конструирование из бумаги в технике оригами  " Собачка;"

 - НОД обрывная аппликация "Кошка";

-работа с бумагой в кружке "Умелые ручки".

Работа с родителями

 

-консультация для родителей " Волшебный мир бумаги"; -консультация " Организация детского экспериментирования в домашних условиях";

-домашнее задание: чтение сказок, стихов о бумаге с детьми дома;  

-помощь в пополнении   предметно-развивающей  среды( изготовление книжек-малышек).

             3 этап

  Заключительный

-подведение итогов проектной деятельности;

-выставка детских работ из бумаги;

-оформление  лэпбука.

                                  Актуальность проекта

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка.                                 Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её

многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать

окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное

отношение к нему – актуальная проблема современности. А бумага –

предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный

материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах,

истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека.

Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы

сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя

письмо, читая книги и журналы, альбомы и т.д.

 В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у

ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно

больше нового.

Познавательная активность является одним из важных качеств,

характеризующих психическое развитие детей.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию

предметов и явлений окружающего мира.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Поэтому, учитывая интерес детей к данной теме, актуальность поднятой тематики был разработан проект   «Бумага, её качества и свойства». Считаю, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для наших детей, для нашего общества в целом.

 

                              Цели и задачи проекта

Цель проекта:

 Формировать и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

Задачи:

  1.  1. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги.
  2. 2.Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно–следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду), заинтересовать работой с бумагой.
  3. 3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

  Продукт проекта:

  Оформление лэпбука.

  Выставка детских работ.

             

                                   

                          Список используемой литературы

1  Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

 2. Агапова И.А, Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. М.: ОООИКТЦ "Лада", 2006г.

3. Тарловская Н.Ф, Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М.: Просвещение; Владос, 1994г.

4. Долженко Г.И; 100 лучших моделей оригами. М.: ООО "Т.Д"Издательство Мир книги", 2005г.

5 . Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика- Синтез 2011г.

                                           Заключение

   Проведенная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.

В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.

Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.

 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

История бумаги

Каждый день мы пользуемся бумагой и даже не задумываемся, откуда она вообще появилась.

Еще на заре человечества люди старались придумать такой материал, на котором можно было бы записывать важные сообщения. По началу использовали кожу животных- пергамент. Некоторые экземпляры таких рукописей дошли и до нашего времени.

Одновременно с пергаментом был изобретен папирус. Это прессованные волокна одноименного растения, которое росло на болотах и берегах рек. Впоследствии папирус получил большое распространение из-за дороговизны пергамента. Однако он был не таким долговечным, и несколько хрупким. Но, некоторые папирусные рукописи все же дошли и до наших дней.

Еще одним популярным материалом для письма в древности была береста. Это верхний слой березовой коры, который так легко отслаивается достаточно большими ломтями. Писали на бересте острой палочкой, а потом посыпали пеплом. 

Появлению бумаги мы должны быть обязаны Китайским умельцам, которые и научились ее изготавливать в далекой древности.

Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
   Формой для отливки служила им рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревянным прессом.
   Таким ручным способом китайцы делали бумагу.

№2

Беседа на тему «Как бумага в наш дом пришла»

Задачи:

  • познакомить детей с производством бумаги
  • воспитывать уважение к работникам бумажного дела
  • воспитывать у детей желание беречь природу и деревья.

Начиная производство бумаги, лесорубы спиливают деревья и везут на машинах или сплавляют по рекам (слайд№1)

Везут на бумажные фабрики .Если раньше делали всё вручную то сейчас

Выполняют машины. Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах рек. Специальные машины очищают дерево от сучков, веток, коры (слайд№2)

Потом промывают водой, пилят и измельчают в щепу или опилки.

Помещают в огромные, огромные  металлические котлы  при очень высокой температуре варят эту щепу(слайд№3). Полученную  кашицу распределяют в бумагоделательную машину, после этой машины, после отжима и отутюживания, отглаженная бумага отправляется в типографию для печатания книг, газет, журналов, а потом развозят в магазины и киоски.(слайд№4)

Ежегодно для производства бумаги в мире вырубают миллионы деревьев.

Наша страна богата лесами, но это не говорит о том, что лес не надо беречь. Лес это наше богатство, его надо очень беречь.

№3

 Загадки о бумаге

Склеите корабль солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная …..  (Бумага)

Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет,

Тот разумеет      (бумага и письмо)

 

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов …… (цветной бумаги)

Без языка, без голоса,

А все расскажет.     (книга)

Голубочка бела

В избу влетела,

Что на свете видала,

Все рассказала.       (газета)

Я белая, как снег,

Дружу с карандашом,

Где он пройдет,

Там заметку кладет.    (бумага)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам

На одном таком листе

Много разных новостей.

                                   (газета)

Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

альбомом, книгой, упаковкой,

письмом, газетой и листовкой,

салфеткой, веером, талоном,

неувядающим пионом.

она бывает и деньгами

а что же это? Догадайтесь сами!

                                     (бумага)

 №4

Стихи про бумагу

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

 

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

 

***

 

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная бумага.

***

Твой бумажный самолет
Отправляется в полет…
Ничего, что он пока
Долетит до потолка
И оттуда упадет.
Ты в душе – уже пилот!
А еще ты, мальчуган,
В луже видишь океан.
Что КОРАБЛИК твой всегда
Из газеты – не беда!
Станешь, может быть, потом
Настоящим моряком.

***

Мамин праздник – на подходе!
Что же маме смастерить?
Из бумаги пароходик
Я попробую сложить.

Мы корабль-оригами
Будем вместе запускать,
У ручья скажу я маме:
Дай тебя расцеловать!

Посмотри, плывёт КОРАБЛИК
И спокойно, и легко –
В водном небе, как журавлик,
Что взлетает высоко

Так и мне, с твоей любовью,
Жизнь счастливее – в сто крат!
Я люблю тебя, не скрою,
Ты – весна, а я – твой март!

***

Я сдал в пункт приёма
Бумажный пакет,
В нём восемь журналов
И десять газет,
А также картинка
«Фонарь под луной»,
Резная снежинка
И фантик цветной,
Блокнотик в полоску
И ценник на квас.
Ура! Я берёзку
От вырубки спас!

***

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.

Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…

Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье -
Чудесная страна!

Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.

Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!

***

Школьные тетради,
В клеточку листы,
Спрятались загадки,
Бумажные внутри.
Вот кораблик смело
Пляшет на волнах.
Он ветров напевы
Носит в парусах.
Словно гость из книжки,
Прилетел дракон.
-Где мои ириски?
Спрашивает он.
Разогнали облака
Крылья самолёта.
Тянут на себя штурвал
Смелые пилоты.
Забавляясь, по столу,
Прыгает лягушка.
Для Иванушки стрелу
Принесла подружка.
Из обычного листа,
Чудеса бумажные,
Вылепляет детвора,
Оригами разные.

№5

 Пословицы и поговорки для детей про бумагу

 Без бумажки ты букашка.

Бумага все стерпит.

Бумага терпелива: от стыда не краснеет.

Бумага терпит, перо пишет.

Перо скрипит, бумага терпит.

Белая бумага марается, молодой человек попадается.

Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.

На деле прав, на бумаге виноват.

Не на бумаге сказано, а делом показано.

В чернилах крещен, гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен (бюрократ).

Меди рубль, да бумажек с пуд.

Подсунуть барашка в бумажке (взятка).

Бумажки клочок в суд волочет.

Без бумажки ты букашка, а бумажкой – человек.

Жалеть писцу бумажки – не нажить ему рубашки.

Чернильное море, бумажные берега.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Огонь в бумагу не завернёшь

№6

Опыты с бумагой

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

 

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага».

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8.

«Бумага гнется»

Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

 

 

 

Опыт № 9

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

 

                                                        

Опыт №10

«Летающая бумага»

Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

 

Опыт №11

«Бумага горит»

Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.

Вывод: Бумага горит.

 

После проведения опытов дети сделали выводы:

 

Выводы исследований:

  • бумагу можно использовать для рисования.
  • бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
  • картон толще чем бумага.
  • ткань прочнее чем бумага
  • бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
  • при смятии, трении – бумага издаёт звук.
  • бумажные предметы можно склеивать.
  • при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
  •  бумага легко рвётся.
  • полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
  • Бумага горит.

№7

Консультация для родителей

«Волшебный мир бумаги»

Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Г. А. Флерина

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогики. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Для многих педагогов - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты, А главное, постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их в реальной жизни.

Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта. Но не только педагоги заинтересованы в этом. Как развивается ребенок, каков его кругозор и интеллект - это те вопросы, которые должны волновать и родителей. А поэтому родители должны постоянно заботиться о том, как помочь своим детям не растерять те знания, которые дают их малышам педагоги. Проще говоря, родители должны уметь то, что умеют делать их дети. Дети очень эмоциональны, они с большим желанием занимаются всем необычным и интересным, а интересно им все: и рисовать, и лепить, и конструировать, и апплицировать. И главный помощник родителям в этом - бумага. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Известно, что бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Дети очень любят заниматься с бумагой, создавать что то необычное, интересное.

Работа с бумагой развивает:

Внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер.

Работа с бумагой способствует эстетическому развитию:

дети правильно учатся:

подбирать цветные сочетания,

грамотно составлять композицию,

выбирать форму;

привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага - это тот материал, с которым ребёнок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка.

№8

 Консультация для родителей

 "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать в домашних условиях.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например:

Ванная комната – во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами попытаются ответить на эти вопросы. Если ребенок не умеет говорить, помогите ему сделать вывод. Важно, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности

Например, ребёнок рисует – у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Когда занимаетесь посадкой или уходом за растениями, старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Камни можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. Их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно делать различные картины, поделки.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Несколько несложных опытов для детей.

«Что плавает а, что тонет?»

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов.

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

«Что происходит с солью и сахаром?»

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

«Какого цвета вода?»

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получиться зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

«Куда девалась вода?»

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы: Прозрачная ёмкость с водой, губка или ткань.

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

В процессе исследовательской деятельности у ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок – исследователь найдет поддержку у родителей – дома, у педагога - в детском саду, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

№9

 Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Знакомство со свойствами бумаги»


Цели: Расширять и закреплять кругозор детей по теме «Знакомство с бумагой». Развивать внимание, мышление, память. Формировать представление у детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять представление детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека.
  • Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий: бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется, впитывает воду и расползается в воде.
  • Научить детей с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; непрочная.
  • Заинтересовывать детей работой с бумагой.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережное отношение к вещам, сделанным из бумаги.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас глаголами (шуршит, рвется, режется, мнется, расползается, не распрямляется), прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, мятая, непрочная). Продолжать развивать умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – антонимов, подборе определений, образных выражений и сравнений.

Связанная речь: учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением. Развивать фразовую речь.

Материал: кукла, листы бумаги разных видов на каждого ребенка (салфетка, цветная бумага, белая для рисования, картон и калька), емкость с водой, поднос, кукольные платья (одно из бумаги, другое из ткани). Заранее подготовленные бумажные изделия, расставленные в разных местах группы (стаканчик, конверт, пакет, игрушка, коробка, цветок, открытка, бумажный кораблик и самолетик), «чудесный сундучок» - сделанный из картонной коробки, шаблоны цветочков. Иллюстрации с изображением папируса, глиняных дощечек, кожи животных, бересты.

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Что принесла нам кукла Маша? Она принесла нам «чудесный сундучок». Как вы думаете, что лежит в «чудесном сундучке»? А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет. 
(Бумага)

- Правильно ребята, это бумага. А как вы догадались? Какие слова вам подсказали, что это бумага? (Бумага белая. Можно писать карандашом)

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Сегодня мы поговорим о разных видах бумаги, их свойствах. Но сначала я хочу рассказать об истории ее происхождения. В древние времена, когда не было бумаги, одни люди писали на глиняных плитках, другие на дощечках. Египтяне придумали писать на папирусе, который делали из болотного тростника. Потом другие народы стали писать на коже животных. На Руси писали на бересте, сделанной из березовой коры. (Свой рассказ сопровождаю демонстрацией иллюстраций).

Хитроумнее всех оказались китайцы. Они раньше других придумали бумагу и никому не рассказывали секрет ее изготовления, поэтому бумага стоила очень дорого. Только спустя многие годы они раскрыли свой секрет. Они делали бумагу из коры деревьев и щепок.

- А вы знаете, из чего делают бумагу в наши дни? (Ответы детей)

- Сейчас бумагу делают из древесного материала. Раньше, ребята, был один вид бумаги – для письма. Теперь их много. О разных видах бумаги мы сегодня и поговорим. Садитесь за столы.

Вынимаю из сундучка и раскладываю перед каждым ребенком листы бумаги, разных видов (1 – салфетка, 1 – белая для рисования, 1 – картон, 1 – желтая глянцевая).

- Перед вами лежат разные виды бумаги. Возьмите в руки белый лист бумаги. Что можете сказать об этой бумаге? Какая она?
(Плотная, белая, гладкая, непрозрачная, на ней можно писать, рисовать, ее можно сгибать)

- А раз на ней можно рисовать, давайте порисуем. Попробуйте провести линию карандашом, затем ручкой(Дети выполняют задания)

- А можно рисовать красками? (Да) Нарисуйте. Какие рисунки получились? (Яркие, четкие)

- Почему эту бумагу называют для рисования? (Ответы детей)

- Есть другая бумага. Возьмите следующий лист. Может вы знаете, как она называется? (Калька)

- Какая она? (Тонкая, белая, легко мнется)

- А рисовать на ней можно? (Да) Давайте попробуем на ней порисовать сначала ручкой, затем карандашом. (Дети рисуют) Яркий получился рисунок. (Нет)

- Как вы думаете, почему рисунок плохо видно на этой бумаге? (Она тонкая, может порваться, если сильно надавить на нее)

- А краской можно на ней рисовать? (Нет, если много раз провести по ней кисточкой – она размокнет)

- Но все же эта бумага немного волшебная. Переверните листы, на которых рисовали. Что вы увидели? (На бумаге для рисования не видно рисунка, а на кальке видно, она прозрачная)

- Это еще одно качество бумаги калька. Посмотрите, рисунок сквозь нее просвечивает и его можно обвести по контуру.

У вас на столе лежат цветочки. Давайте обведем их на кальку. (Дети выполняют задание)

- Для чего нужна бумага калька? (Ответы детей)

- Посмотрите у вас на столе лежат другие виды бумаги. Кто знает, как они называется? (Картон, салфетка)

- Расскажите мне про картон. Какой он? (Толстый, шероховатый, трудно мнется)

- Теперь расскажите про салфетку. Какая она? (Мягкая, тонкая, легко мнется)

- А на такой бумаге можно рисовать? (Нет)

- Зачем тогда нужна такая бумага, как вы думаете? (Салфеткой вытирают руки, из картона делают картонные коробки)

- Ребята, мы узнали, что бумага бывает разных видов. Как я сказала про бумагу? Она бывает…? (Разных видов)

Назовите какие виды бумаги лежат у вас на столе. (Салфетка, белая бумага для рисования, картон и калька)

Правильно, еще раз потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она. (Гладкая и шершавая, твердая и мягкая, не прозрачная и прозрачная).

Правильно, молодцы, ребята.

- Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (Шуршит). А что вы еще заметили? (Мнется). Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая.

Распрямите смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была? (Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась). Итак, бумага легко мнется и … что? (Не распрямляется, не разглаживается)

А какую бумагу легче было мять? (Тонкую)Правильно тонкую бумагу легче смять, толстую сложнее.

- А сейчас давайте сделаем из белый бумаги самолетик. (Делаем самолетики)

Молодцы, ребята, какие красивые самолетики.

- Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру.

Физкультминутка «Кораблик и самолет»

Вот кораблик плывет,
У него отличный ход.
По волнам вперед идет,
Громко песенку поет: «Ы-ы-ы!

Дети изображают движение корабля, раскачивающегося на волнах, произносят протяжно на выдохе: «Ы-ы-ы!»

Самолет летит, как птица,
В синем небе серебрится.
А мотор гудит: «У-у-у,
Я пилоту помогу!»

Дети изображают летящий самолет, подняв «руки-крылья», произнося протяжно на выдохе: «У-у-у».

- Кукле Маше понравилось, как вы изображали корабли и самолеты.

- Ребята, посмотрите, у меня есть еще один вид бумаги. Кто знает, как она называется? (Цветная бумага)

Еще можно сказать она разноцветная. Как я сказала про бумагу? (Она разноцветная)

- А зачем нужна цветная бумага? (Из нее можно делать красивые поделки, аппликации). Молодцы, правильно.

- Посмотрите на цветной бумаге нарисовано платье. Посмотрите, что я сделаю. (Вырезаю платье ножницами)

- Ребята, что я сделала? (Вырезала платье ножницами)

- Правильно, значить бумагу можно разрезать. Это еще одно свойство бумаги.

- А сейчас оторвите по кусочку от каждого листочка. Что вы заметили? (Бумагу можно оторвать)

Вся бумага легко рвется? (Нет)

От какого листа бумаги, было легче оторвать кусочек? (От салфетки)

Почему? (Она тонкая и мягкая)

Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага рвется. Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она? (Она рвется, непрочная)

Почему мы говорим, что бумага непрочная?

Ставлю на стол таз с водой.

- Возьмите кусочки бумаги, которые вы оторвали и опустите его в воду, затем возвращайтесь за столы. Кто мне скажет, что произошло с бумагой? (Она впитала воду и стала мокрой)

- Маша, ты что-то хочешь мне сказать? Кукла что-то шепчет мне. Маша хочет загадать вам загадку. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать. (Из бумаги нельзя стирать, стирать можно из ткани)

- Да красное платье из цветной бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а… Посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду. Кладу в таз с водой салфетку и картон. Достаю и выкладываю на поднос мокрую бумагу, затем приглашаю детей взглянуть, потрогать, отжать бумагу.

- Вы видите, что бумага в воде расползлась. Какая бумага больше расползлась? (Салфетка)

Правильно салфетка расползлась больше и быстрее. Почему? (Она тоньше)

А картон расползается меньше. Почему? (Он толще)

Правильно он толще и поэтому прочнее.

- Итак, мы с вами узнали, что бумага бывает разных видов. Какая еще раз назовите? (Картон, бумага для рисования, калька, салфетка, цветная бумага)

- А с какими свойствами бумаги вы сегодня познакомились? (Бумага бывает белая и разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и толстая; прозрачная и не прозрачная; бумага шуршит, легко мнется; смятую бумагу трудно распрямить; ее можно разрезать; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная; тонкая бумага легче мнется, рвется, в воде расползается быстрее; толстая бумага прочнее)

Кукла снова, что-то шепчет мне.

- Маша мне сказала, что ей очень понравилось, как вы рассказали про бумагу. Она хочет еще спросить у вас: как же нужно обращаться с бумагой, чтобы она была красивой и не испортилась? (С бумагой нужно обращаться бережно: ее нельзя рвать, резать, мять, мочить в воде)

- А чтобы мы могли рисовать на бумаге или делать из нее разные поделки, наши пальчики должны быть ловкими и умелыми. Покажите Маше, какие у вас умелые пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мои умелые пальчики».

Мои пальчики расскажут,   (хлопают в ладоши)
Что умеют – все покажут.
Их по пять на каждой ручке. (одноименные пальцы обеих рук
Все сделать смогут, всегда помогут.  (соприкасаются друг с другом)
Они на дудочке играют, (выполнять действия
Мячик бросают,  в соответствии с текстом)
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков.  (показать пальцы обеих рук)

Хвалю детей за игру.

Игра «Найди бумажный предмет»

- А теперь пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги. (Дети приносят бумажные поделки, называют их и ставят на стол: «Я принес бумажный стаканчик»; «Я принесла бумажный цветок»», «Я принес бумажную коробочку» и т.д.)

- Ребята, Маше понравилось, как вы занимались. Мне тоже очень понравилось как вы занимались, и что вы смогли найти все бумажные предметы.

Спасибо вам.

Дети прощаются с куклой, приглашают ее еще приходить в гости.

№10

Непрерывная

 непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Мы — исследователи»

Задачи:

  • развитие познавательных способностей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
  • развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы;
  • учить детей делать выводы по окончании опыта;
  • воспитывать аккуратность;
  • знать правила безопасности при работе с бумагой;
  • учить детей наблюдать.

Материал: ёмкости с водой, бумага разного вида, фактуры, ножницы, дидактическое пособие «Виды бумаг» ватные палочки, тарелочки с растительным маслом, карточки-схемы.  

Ход занятия: Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это?

Загадка: «Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет - там след кладёт».

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии). И еще много другого.

Происхождение бумаги. А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать. И делали они это, высекая рисунки на камне. Но камень очень твёрдый, тяжелый и это делать было трудно.  Потом люди придумали глиняные дощечки, на которых  царапали буквы и картинки острыми палочками. А уже потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре.  И только потом, через много лет люди научились делать бумагу.

В:  А почему из бумаги не делают одежду, мебель, транспорт?

О: Да потому что она непрочная, ненадежная, тонкая. И сейчас мы это проверим.

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыт 1

Возьмем емкость с водой и положим туда салфетку. Что мы заметили?

Вывод: бумага размокает. Она тонкая.

Опыт 2

Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой.

Вывод: бумага хорошо мнется и сама не распрямляется.

Опыт 3

Попробуйте порвать картон (это же тоже бумага?), а теперь бумагу.

Вывод: картон плотный и его порвать не просто. А бумага? давайте порвём её на мелкие кусочки. Чем плотнее бумага, тем она крепче.

Опыт 4

А теперь возьмите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Она летит. Вывод: бумага лёгкая.

    Опыт 5

Ватной палочкой, обмокнув её в растительное масло, проведите по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

Опыт 6

Возьмем бумагу со стола и будем выполнять движение «Стирка белья». Что мы услышим?

Вывод: бумага издает звук, шуршит, скрипит.

Игра «Бывает — не бывает»

В: « Я называю предметы, если они из бумаги  — хлопните в ладоши, а если нет  — нужно присесть (книга, газета, лампочка, обои, стул, фотография, кукла, открытка)».

Рефлексия

Повторить всё, что дети узнали, используя карточки-схемы.

Бумага — материал непрочный, поэтому надо бережно и аккуратно относиться к вещам из бумаги.

№11

 Занятие по конструированию в технике оригами в средней группе

                                     Тема : «Собачка»
Задачи.
1. Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, внимание, способность легко ориентироваться на листе бумаги.
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к бумаге.
3. Способствовать формирование добрых чувств.
4. Закреплять умение складывать фигурку из базовой формы-заготовки «Треугольник».
                                             Ход занятия.
Организационный момент
(Дети за столами)
Педагог:
Плечи вверх, назад, вниз.
* * *
Ладошки вверх, вниз, на бочок, в кулачок
Кулачки раскрыли, ручки полочкой сложили.
* * *
Ребята, сегодня я пригласила к нам в гости…
Кот: Мяу-у-у!
Педагог: Кажется кто-то сказал мяу-у-у? (Из-за домика появляется котёнок)
Так это же наш кот Мурзик.
Посмотрите как он вырос.
Здравствуй, Мурзик! Что привело тебя к нам?
Кот: Мяу-у-у! Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
Дети отгадывают.
Кот: Дело в том, ребята, что я каждый день слышу, как на улице лают собаки. Выбегаю, а там никого нет. А я так хотел бы подружиться с ними. Ведь они такие смелые, отважные, а самое главное верные друзья.
Педагог: Не переживай, Кот, мы тебе поможем. Правда, ребята?
Дети: Да!
Педагог: Вот тебе молочко, попей, отдохни в нашем уютном, волшебном домике. А когда сюрприз будет готов, мы тебя позовём. (Кот спит в домике).
Педагог: Ребята, я хотела сказать, что пригласила в гости щенка Дружка. А его всё нет и нет. Вот, кажется, кто-то царапается в дверь. А вот и Дружок.
Дружок: Здравствуйте, ребята!
Педагог: Здравствуй, щенок. Ты вовремя, выручай! Мы должны сделать для котёнка таких симпатичных щенят как ты. Ведь он так хочет подружиться с ними.
Дружок: Вот здорово! А что я должен делать?
Педагог: Спокойно сидеть.
Дружок: Команды я люблю выполнять.
Дети: Сидеть!
Педагог: Ребята! Чтобы сделать такого симпатичного щенка, давайте вспомним, какие правила нужно выполнять при складывании фигурки.
Дети:
1. Фигурку нужно складывать на столе.
2. Точно и чётко совмещать углы и стороны.
3. Пальцами сильно нажимать на линии сгиба и проглаживать как утюжком.
4. Быть внимательными, действия выполнять последовательно.
Педагог: Чтобы ваши ручки ловко и быстро справились с заданием, сделаем разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к нам явилась киска,
Всем даёт она ириски,
Мышке, Лебедю, Жуку,
Псу, Зайчонку, Петуху.
Рады, рады все гостинцам!
Это видим мы по лицам.
Все захлопали в ладошки,
Побежали по дорожке.
Складывание фигурки.
Фигурка складывается из двух частей (голова и туловище). Голова и туловище из одинаковых квадратов. Давайте посмотрим на схему.
- Сколько действий понадобится, чтобы сделать голову?
- Сколько действий понадобится, чтобы сделать туловище?
Внимательно слушаем и смотрим.

Голова
1. Сложить квадрат по диагонали.
2. Загните верхний угол немного вниз.
3. Переверните фигурку так, чтобы верхняя часть оказалась внизу, а уголок спрятался под низ.
4. Согните левый угол вперёд. Тоже сделайте с правым углом.
5. Раскрыть углы и наложить ушки вперёд.

Туловище
1. Сложить квадрат по диагонали. (Расположите треугольник так, чтобы короткая сторона смотрела в окно) .
2. Отогните небольшую полоску от короткой стороны. Прогладьте.
3. Раскройте карман и расплющите его верхний угол.
4. Согните фигурку, присоединяя левый угол к правому.

Фигурка
Вот окошко распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка наверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась,
И уселась на карниз.
III часть
А теперь я доверяю вам самостоятельно приклеить голову к туловищу, а затем глазки, носик и язычок.
Клеем пользуемся аккуратно, на дощечке, используем салфетки.
В конце занятия каждый ребёнок выходит и представляет своего щенка (какая кличка, что любит делать, что любит кушать и т. д.)
Молодцы ребята! Теперь у котёнка есть настоящие и верные друзья.

№12

Занятия по обрывной аппликации  

 Тема занятия «КОШКА»
 
Цель: Учить создавать образ кошки способом обрывной аппликации.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закреплять и уточнять знания детей о домашних и диких животных;
-Учить передавать пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева);
-Активизировать и расширять словарь по теме домашние и дикие животные.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
-Совершенствовать мыслительные процессы и внимание.
-Формировать умения делать аппликацию приемом рваная бумага, развивать технические способности.
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать любовь к животным;
-Воспитывать умение слушать внимательно;

-Воспитывать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: Рассматривание изображений домашних и диких животных. Конструирование образов домашних животных из геометрической мозаики. Беседа по содержанию картины «Ферма».

Ход:

1. Вводная часть.
- Ребята, посмотрите какая у меня в руках коробочка, а давайте посмотрим что в ней лежит? (Ответы детей)
- Доставайте по одному предмету по очереди и отгадывайте кто это и где живет (Дети достают фигурки домашних и диких животных и определяют их место обитания: дом или лес)
- А теперь отгадайте загадку:
Мягкие лапки, а в лапках цап - царапки? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам сегодня сделать аппликацию «Кошка», давайте рассмотрим, из каких частей состоит кошка (Дети с воспитателем рассматривают картинку и называют части: туловище, голова, лапы, хвост, уши)
- А чтобы узнать, чем питается кошка, предлагаю вам всем собрать разрезную картинку (Дети собирают картинку)
- Получилось? Чем питается кошка? (Ответы детей)
- Молодцы ребята, присаживайтесь за стол.
2. Основная часть.
- Посмотрите внимательно перед вами лежат листы бумаги с изображение кошки, а каким цветом бывает кошка? (Ответы детей)
- Теперь посмотрите, пожалуйста, на меня я покажу, каким способом мы будем выполнять работу
- Сначала мы будем обрывать цветную бумагу на полоски, потом эти полоски обрываем на квадраты одинакового размера. Затем намазывем не цветную сторону кусочка клеем и приклеиваем к кошке, шерсть у кошки густая, поэтому приклеиваем кусочки близко друг к другу, прижимаем тряпочкой
- Вот такая у нас получится красивая кошка.
- Прежде чем мы приступим к работе давайте немножко отдохнем:

3.Физкультминутка
Вот окошко распахнулось, (развести руки в сторону)
Вышла кошка на карниз. (имитация походки кошки)
Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову вверх)
Посмотрела кошка вниз (запрокинуть голову вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову к левому плечу)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову к правому плечу, проводить взглядом «мух»)
Потянулась, улыбнулась (делать соответствующие движения)
И уселась на карниз. (сесть на места)
- Теперь приступайте к работе (Самостоятельное выполнение работы, помощь нуждающимся детям)

4.Заключительная часть.
- Похожи наши работы на кошку, которая изображена на картинке? (Ответы детей)
- Молодцы, вы все очень старались, несите на стол ваши работы, они подсохнут, а потом мы с вами оформим нашу творческую выставку.

№13

Игры и игровые упражнения с бумагой

                        Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно  бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте  мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно посчитать порванные части, сравнить у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,  выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит , успешно до него добравшись .

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной  бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах , называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик.  Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

 Игра « Бахрома для шарфика»

Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

чтобы не наступить на снежинки или не промочить наши «ножки». «Ходим» указательным и средним Игра «Рулончики»

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики,  которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

Игра « Дождь и снег»

Сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».

— Когда же у нас лежит снег? Правильно зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давайте походим нашими пальчиками так, пальчиками, переступая через «снег», поднимая высоко ножки-пальчики. Считаем по пути «снежинки: «одна, две, три…».

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

 Игра « Самый  меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

исследовательский проект "Свойства и качества бумаги" Вторая младшая группа

—Исследовательский проект «Свойства и качества бумаги».Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги—Исследовательский проект«Свойства и качества бумаги»...

Исследовательская работа с детьми "Изучение свойств и качеств бумаги"

 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, именно  в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, ...

Познание "Свойства и качество бумаги"

Конспект занятия для второй младшей группы...

Дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов

в данном материале представлены дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов...

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Гришина Елена Владимировна (Е 21)Дидактическая цельЗакреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что...