Игра-викторина "От зернышка до каравая...!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Устинович Анна Александровна

Конспект  игра - викторина 

Тема: «От зернышка до каравая»

 

Цели:

 Формирование  представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Приобщение  детей к традициям русского народа.

Привить бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Закрепить знания детей с профессиями людей, связанных с производством хлеба.

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.

Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина23.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Твороговский детский сад «Росток»

Игра – викторина

«От зернышка до каравая»

ООД Подготовила              
                                                                                                                      Устинович А.А.

                                                 д. Творогово
                                                       2023г

Конспект  игра - викторина  

Тема: «От зернышка до каравая»

 

Цели:

 Формирование  представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Приобщение  детей к традициям русского народа.

Привить бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Закрепить знания детей с профессиями людей, связанных с производством хлеба.

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.

Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Предварительная работа.

 Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова  «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный»,  «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова.

Чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка».

 Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец.

Исследовательская деятельность. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Превращение зерна в муку (камни, кофемолка).

Трудовая деятельность. Замешиваем тесто, наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, выкатываем булочки,  выпекаем  и пробуем на вкус получившиеся булочки.  Подготовка почвы для посадки семян. Посадка семян 2-х зерновых культур (пшеница, овес);

Продуктивная деятельность. Рисование: «Трактор», «Хлебное поле».

Аппликация: «Колосок»

Лепка: «Пироги», «Зернышки».

Конструирование: «Мельница»

Игры.

 Дидактические игры: «Что сделано из муки?», «Хлеб всему голова». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее?», «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай».

Материалы: 

Картинки с изображением хлебобулочных изделий,  сельскохозяйственной техники, люди разных  профессий,  принимающих участие в уборке зерна.  Хлебобулочные изделия в корзинках, каравай,  полотенце (рушник), соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания  хлеба. Зерна пшеницы, овса. Мультимедиа.  Печка, мельница (из коробок). Снопы зерновых.

Эмблемы для команд, медали, открытки.

Ход образовательной ситуации:

Дети заходят в зал и образуют полукруг.

Входит в зал,  ведущая,  в руках у нее каравай.

Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!

Ведущая:

- Ребята что это у меня в руках?

Дети:     Каравай

Ведущая:

Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью.

1-й. Ребенок.

Хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость.

2-й ребенок. 

Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

Ведущая:

И мы сегодня преподнесем  каравай нашим гостям. Учителям начальных классов, которые пришли посмотреть на своих бедующих учеников (ведущий  преподносит хлеб учителям).

Ведущая:

А как же наш хлеб,  на стол пришел?

3-й ребенок.

Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

4-й ребенок.

Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Ведущая:

 Мы начинаем интересную и познавательную игру – викторину

 «От зернышка до каравая». В нашей игре принимают участие две команды:

«Колосок» и  «Каравай».

(Дети садятся на стульчики,  каждая команда на своё место).

Ведущая: Но прежде  чем мы начнем викторину, мы с вами вспомним какой путь, прошло зернышко до каравая.

 

 Ведущая: Команды готовы?  Мы начинаем.

1-й конкурс « Разминка»
Ведущая: У меня в руках два  конверта,  в них  вопросы и задания для наших команд. За каждый правильный ответ команды будут получать зернышко.  Командам будет предложено по 3 вопроса, на которые нужно отвечать  быстро, четко, громко, внятно. Команды готовы?
Вопросы для команды «Колосок».
1. Какой главный продукт на столе? (Хлеб)
2. Как называют  человека, выпекающего хлеб? (Пекарь)
3.Назавите какие машины помогают, нашему зернышку пройти путь до  каравая?

(трактор, комбайн, грузовая машина, зерно - сушилка, дробилка, тесто - мешалка, печка).

Ведущая: Молодцы! Прекрасно справились с заданием.
Вопросы для команды  «Каравай». 
1. Как называется здание, где выпекают  хлеб?  (Пекарня)

2. Как называют тарелку, куда кладут хлеб?     (Хлебница)
3. Люди, каких  профессий встречаются на пути у зернышка?   (тракторист, аграном,  комбайнер,  шофер, мельник, пекарь).


Ведущая: С заданием справились все  команды. Отлично!
Для оценки ответов на вопросы слово предоставляется жюри. 

2-й конкурс «Пословицы и поговорки»

Попробуйте объяснить эти пословицы.

«Без хлеба -  нет обеда»;

«Кто весной не  сеет, тот осенью жалеет»;

«Сей в срок – будет прок»;

«Хлеба не куска – и в доме тоска»;

3-й конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» 

 Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается зернышко. Побеждает команда, набравшая больше зернышек.
Ведущая: Молодцы  все участники команд.  Как команды справились с этим  конкурсом, нам расскажет жюри.


4-й конкурс  «Что  сначала, что  потом». 

 Командам  дается одинаковый набор картинок  (поле, трактор, комбайн,  мельница, мука, пекарня, хлеба).  Дети  должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу.

Ведущая: Молодцы!  

5-й конкурс  «Загадки»

Команда  «Колосок».

1.Не видно ни конца,  не края –

Так широко раскинулось оно!

На нем колосья созревают –

 Чудесное пшеничное зерно.   (Поле.)

2.Какой  хлеб  будет  хорош,

Коль  посеешь зерно  в  дождь?      (Черный)

3.Круглый и румяный,

Словно солнышко в зените,

С маслом и сметаной

Вы его съедите.     (Блин)

Команда «Каравай».

1.Не море, а волнуется,

Спелым  колосом красуется.       (Поле.)

2.Он от  голода спасает,

Его  «голодным»  называют.    (Черный хлеб).

3.Им гостей встречают,

Добрым словом величают.    (Каравай)

6-й конкурс  «Испечем  мы каравай»

На столе тазики,  картинки с изображением продуктов, которые нужны для теста (вода, соль, сахар, дрожи, яйца, мука) для каждой команды.  Девочки из двух команд переносят все это на другой стол (как эстафета).  В это время мальчики двух команд из больших модулей «кладут печки» для своей команды. Как только девочки перенесли все «продукты» и  положили в тазик, берут тазик и бегут к  своей  печке. Кто первый поставил тазик на свою печку тот и победил.

Ведущая:

 Наша игра подошла к концу, и мы можем подвести итог. Я предлагаю командам построиться.  

 Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до того как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей. 

Ведущая:  Я очень рада, что у нас победила дружба.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" От зернышка до каравая"

Бинарное занятие по фгт  в подготовительной группе к школе....

НОД в средней группе "От зернышка к караваю"

Непосредственно образовательная деятельность в рамках интеграции образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Труд»  с дошкольниками 5 лет. Тема: «От зернышка к караваю».   ...

тема: «От зернышка до каравая»

Познавательно-исследовательская деятельность тема: «От зернышка до каравая»  Подготовительная группа...

Познавательно – исследовательский проект «От зернышка до каравая»

Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

Презентация к Познавательно – исследовательскому проекту «От зернышка до каравая»

Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культ...

«От зернышка до каравая»

Сценарий занятия по познавательно-мсследовательской деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы...

Познавательно-исследовательский проект «От зернышка до каравая»

Не напрасно народ  с давних пор и понынеХлеб насущный зовет  самой первой святыней.Золотые слова забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - в поле, в доме, в державе!...