Конспект открытого интегрированного занятия с использованием компьютерной техники ИКТ на тему: «Русская матрешка». Интегрированное занятие для детей 5-6 лет. .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать представления о русской матрешке. Задачи: Познавательное развитие. 1. Познакомить с историей возникновения русской матрешки, с видами матрешек (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Кировская, Тверская ), с этапами изготовления матрешки. 2. Развивать умение различать виды росписи. 3. Формировать умение составлять целое из частей. Речевое развитие. 4. Развивать умение поддерживать беседу; выразительно, с естественной интонацией читать стихи. 5. Обогащать словарный запас: Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Кировская, Тверская . Художественно-эстетическое развитие. 6. Формировать умение выкладывать узоры из цветов и листьев из шерстяных ниток на бархатной бумаге. 7. Развивать воображение, умение доводить начатое до конца. Социально-коммуникативное развитие. 8. Формировать умение выполнять правила игры. 9. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. Предварительная работа: складывание разрезных картинок; заучивание стихов о матрешке; выкладывание цветов и узоров из шерстяных ниток на бархатной бумаге, из счетных палочек на картоне по схемам; рисование лица матрешки; выкладывание из шерстяных ниток узелка и концов платочка, рук матрешки. Дидактическое обеспечение: 1. Чудесный мешочек, игрушка – матрешка, дидактическая игра «Сложи матрешку». 2. Презентация «Русская матрешка». 3. Плоскостные матрешки из цветного картона с фартуками из бархатной бумаги, шерстяные нитки разного цвета и длины. Ход занятия: Дети становятся в круг Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла чудесный мешочек. Что же в нем? Вам интересно? Маша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка: Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – пять, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…. (дети отгадывают «матрёшка») Воспитатель: Молодцы! Конечно, это матрёшка. Дети рассматривают , любуются матрешкой. Воспитатель: Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке, носят яркие одёжки, называются - матрёшки. (Разбирает матрёшек и ставит их друг за другом.) Воспитатель: Какая матрешка? Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная. Воспитатель: Смотрите – на столах лежат разноцветные матрешки, красная, зелёная, синяя, оранжевая и жёлтая, в фартучках у них по одной разрезанной матрешке. (Дидактическая игра «Сложи матрешку»). Воспитатель: Ребята, сосчитаем матрешек. Один, два, три, четыре, пять – будем мы с матрешками играть! Правила игры такие. У каждой матрешки в фартучке по одной разрезанной матрешке. Вам нужно будет их сложить. Но в начале, из чудесного мешочка, достаньте по одной фишки. Кто достанет красную фишку идет к красной матрешке, зеленую к зеленой, синюю к синей, оранжевую к оранжевой, жёлтую к жёлтой. Чья команда первой выложит матрешку – выигрывает. Дети достают из мешочка фишки, делятся на команды. Воспитатель: Один, два, три – матрешку быстро сложи! (Дети складывают под народную мелодию матрешек). Воспитатель подводит итоги игры. Воспитатель: Ребята, Родина этих красавиц – Россия, страна, в которой мы с Вами живем. Хотите узнать из каких они городов? Как появилась матрешка? Как выглядела первая матрешка? Как изготавливают матрешку? (Да) Садитесь на стульчики. Сейчас я Вам об этом расскажу. Показ презентации «Русская матрешка». (Видео на Мультимедиа-проекторе). Воспитатель: Понравился Вам мой рассказ? А сейчас пройдём в мини-музей к выставке матрёшек, посмотрите, какие они разные и очень красивые. Вот перед нами Сергиево-Посадская матрёшка из города Сергиев-Посад (Московской области). И про неё нам расскажет … (воспитатель вызывает ребёнка). «Я из Сергиево-Посада. Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор». Воспитатель: Сергиево-Посадская матрёшка очень похожа на первую матрешку, мы с вами её видели в презентации, девушка с петухом. Часто в руках она держит какой-нибудь предмет: корзинку, узелок, самовар, чайник, грибок, яблоко… Сергиев Посад, красочный, истинно русский город, расположен не очень далеко от Москвы. Сергиев Посад прославился тем, что здесь была сделана первая русская матрешка. Слайд №1(Показ на ноутбуке). А вот, Семеновская матрешка из города Семенова (Нижегородской области). Слайд № 2 Слайд № 3 Про нё нам расскажет…( вызывается 2 ребёнок). «Я из тихого зеленого городка Семенова. В гости к вам пришла. Букет цветов, садовых, розовых, бордовых, в подарок принесла. Только у семеновской матрешки на платке есть кайма с цветочными бутонами». Дети рассматривают иллюстрацию. Воспитатель: Полхов-Майданская матрешка из села Полхов-Майдан. Слайд № 4 Большое село Полхов-Майдан находится около Нижнего Новгорода, раскинувшегося на берегу Волги. Слайд № 5 «Майдан» очень старинное слово, и означает оно «сборище людей». А Полховка-это река, на которой стоит село. Вот и получается: сборище на Полховке (реке) -Полховский Майдан. А вот про эту матрёшку расскажет нам … ( вызывается 3 ребёнок). «Я матрешка из Майдана. Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками. И ягодами разными, спелыми и красными». Воспитатель: Сколько труда и любви пришлось вложить мастерам, чтобы эти матрёшки засияли радостной красотой. Давайте подойдём с вами к следующей репродукции. Это Вятская матрёшка. Вятская матрешка (Кировская) из города Кирова. Вятка название реки, на которой он стоит. Слайд № 6 Про эту матрёшку нам расскажет…( вызывается 4 ребёнок). «Наши губки бантиком, да щечки будто яблоки, С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы матрешки вятские, всех на свете краше. Расписные, яркие сарафаны наши. Матрёшек украшают узорами из ржаной соломки» Дети рассматривают репродукцию . Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию Тверской матрёшки. Про неё нам расскажет …( вызывается 5 ребёнок). Тверская матрёшка ( г. Тверь) Слайд № 7 «Деревянную куклу часто изображают в виде сказочного персонажа: Царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Премудрая» Воспитатель: Русская матрешка вместе с русской березкой и русским самоваром стала символом России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ. И сейчас (вызывается ребёнок) расскажет нам стихотворение «Велика Россия наша» «Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Наша русская матрёшка не стареет сотни лет. В красоте, таланте русском весь находится секрет!» ( 6 ребенок) Физкультминутка (под музыкальное сопровождение аудиозаписи). Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши). На ногах сапожки (руки на поясе, поочерёдно выставляют на пятку правую и левую ноги), Топают матрешки (топают ногами). Влево, вправо наклонились (наклоны влево, вправо). Всем знакомым поклонились (поклон). Воспитатель: А сейчас, давайте, подойдем к матрешкам, которых Вы сложили. Скажите мне, пожалуйста, откуда они, какие это матрешки? (Из Сергиево-Посада – Сергиево-Посадская, из Полхов-Майдана – Полхов-Майданская, из Кирова – Кировская, из Семенова – Семеновская, из Твери – Тверская). Воспитатель: Мы с Вами тоже делаем матрешек, как народные умельцы. Они почти уже готовы. Вам осталось украсить фартучки. «Мастера, скорей за дело, украшать матрёшек смело! Выберем любой узор, чтоб порадовал он взор!» А узор мы будем выкладывать из шерстяных ниток. И получатся у нас настоящие авторские матрешки. Воспитатель обращает внимание детей на схемы цветов и схемы узоров, размещенных перед детьми на столах. Пальчиковая гимнастика: Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять (показывают руки, пальцы раздвинуты). Указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души (пальчики «здороваются»). А теперь потрём ладошки друг о друга мы немножко (трут ладошки). Кулачки разжали, сжали, кулачки разжали, сжали - вот и пальчики размяли (разжимают, сжимают кулачки). А сейчас нам, мастера, за работу всем пора (пальчики «здороваются»)! Руки поработают – будет красота (хлопают в ладоши)! Дети выполняют под звучание народной мелодии аппликацию из шерстяных ниток на бархатной бумаге (фартуке). Ставят матрёшек на полки. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые матрёшки у вас получились! Каждая хороша! Они будут украшать наш мини-музей . А скажите мне , что Вам больше всего понравилось на нашем занятии? Что запомнилось? Что было интересного? А какие трудности вы испытывали? Что было выполнять труднее всего? Вы ребята, молодцы, потрудились от души, посмотрите, в чудесном мешочке еще что-то есть, приготовленное для вас. Дети угощаются конфетами – леденцами петушок на палочке.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД с использованием ИКТ "Волшебница - зима"

Конспект открытой интегрированной непосредственно образовательной деятельности с использованием иновационных компьютерных технологий "Волшебница - зима"....

Конспект занятия с использованием фонетической ритмики по теме:"Насекомые" в старшей группе для детей с ОНР.

Прием фонетической ритмики используется не только для развития диафрагмального и речевого дыхания, но и для развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Конспект открытой интегрированной НОД во первой младшей группе на тему: «Кто в теремочке живёт?» с использованием ИКТ

Конспект открытой интегрированной НОД в первой младшей группе на тему: «Кто в теремочке живёт?» с использованием ИКТ...

Конспект открытой интегрированной НОД во второй младшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес» с использованием ИКТ

Конспект открытой интегрированной НОД во второй младшей группе на тему: «Путешествие в осенний лес» с использованием ИКТ...

Конспект открытого интегрированного мероприятия с использованием нетрадиционной техники аппликации в средней группе на тему «Волшебный цветок»

Конспект открытого интегрированного мероприятия с использованием нетрадиционной техники аппликации в средней группе на тему "Волшебный цветок"....

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе занятия с использованием палочек Кюизенера

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Состав числа 10» в подготовительной группе занятия с использованием палочек Кюизенера...

Конспект открытой интегрированной ООД в первой младшей группе на тему: «Кто в теремочке живёт?» с использованием ИКТ

Конспект открытой интегрированной ООД в первой младшей группе на тему: «Кто в теремочке живёт?» с использованием ИКТ...