Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
статья по окружающему миру

Белянская Светлана Вениаминовна

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

 Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП), первичное знакомство с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте.

 А к моменту завершения обучения в детском саду необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников.

В работе по экологическому воспитанию детей взаимодействие с родителями является одной из важных составляющих. Ведь именно семья является фундаментом, на котором формируется личность, закладываются основы культуры отношений как с окружающим миром в целом, так и с миром природы в частности. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. В связи с этим важным является и экологическое просвещение (образование) родителей.

 В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов.

Компоненты содержания экологического образования родителей

Познавательный

й

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе стране, мире.

Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром

Природа как универсальная ценность для человека

Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа, окружающая среда Человек - часть природы Формирование разумных потребностей

Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой

Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение уборка мусор, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках экскурсиях походах.

Выращивание растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду. Выполнение домашних заданий с детьми, совместное чтение литературы

Реализация данных компонентов может проходить по нескольким направлениям.

1. Собственно экологическое просвещение родителей (познавательный, ценностный, нормативный компоненты)

Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

- данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

- правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

- экология жилища;

- выращивание экологически безопасного урожая;

- комнатные, лекарственные, пищевые растения;

- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

- развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

2. Совместная деятельность с детьми (деятельностный компонент)

- участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, т.к. дети постоянно задают вопросы. Очень часто большинство родителей практически не знают растений, животных, а главное - не могут использовать объекты природы для развития ребенка.

- участие в экологических праздниках (не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Родители могут помочь оформить интерьер комнаты, создать разнообразные костюмы к праздникам.

- выполнение домашних заданий. Можно предложить провести дома ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы ее? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? и т.д. Более длительные наблюдения родители проводят с детьми во время отпуска: на даче, на море. Кроме того, родителям можно предложить понаблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок.

- совместный уход за животными, растениями. Активное привлечение детей к уходу за домашними животными создаст условие для воспитания ответственности за их жизнь и здоровье.

- сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы.

- выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий. Так, большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т. д. Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных, под лозунгом «отходы - в доходы!».

- помощь в оборудовании экологического класса, живого уголка, лаборатории.

- помощь в создании библиотеки. Можно привлечь родителей и детей к отбору книг, оформлению библиотеки.

- природоохранные акции - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории.

       Формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, круглые столы, деловые игры; консультации, семинары, практикумы; анкетирование; индивидуальные беседы; оформление папок-передвижек, плакатов, газет, фотоальбомов, сбор коллекций; природоохранные акции, трудовые десанты; театрализованная деятельность; экологические природоведческие проекты; походы и экскурсии; выставки, конкурсы; спортивные, музыкальные досуги экологической направленности; домашние задания.

        Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Использованная литература:

Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.

Гончарова О.И., Скаргина С.В., Хрипунова А.А. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни. / международный научно-методический журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №4.2020

Капкаева Л.Р. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников/ международный научно-методический журнал «Вопросы дошкольной педагогики» №4.2020

Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей. / Дошкольная педагогика. – 2009. №6.

Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» для работы с детьми 3 -7 лет.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

https://www.teacherjournal.ru/categories/22/articles/2513

https://www.resobr.ru/article/63692-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/formy-raboty-s-roditeljami-v-processe-jekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov

https://studfile.net/preview/2238513/page:23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Доклад "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей."

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положи...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила по...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей

   Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей»

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми...