Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Богатства из болота»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Галина Александровна

Цель: Формировать у детей представления о полезном ископаемом - торф, его роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающая:

 - предоставлять ребенку возможность самому познакомиться с основными свойствами торфа;

- дать знания о происхождении, добывании и использовании людьми торфа в жизни.

Развивающая:

 -развивать внимание, мышление, речь;

-формировать познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с торфом, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательная:

- формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kolesnikova_ga_torf.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Конспект

интегрированного занятия

 с детьми старшего дошкольного возраста

«Богатства из болота»

Автор

Воспитатель ГБДОУ д/с 33

Колесникова Галина Александровна

Санкт-Петербург

2023


Возраст детей 5-6 лет.

Цель: Формировать у детей представления о полезном ископаемом - торф, его роли в жизни человека.

Задачи:

Обучающая:  

- предоставлять ребенку возможность самому познакомиться с основными свойствами торфа;

- дать знания о происхождении, добывании и использовании людьми торфа в жизни.

Развивающая:

 -развивать внимание, мышление, речь;

-формировать познавательный интерес через ознакомление с техникой проведения опытов с торфом, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательная: - формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Оборудование для занятия

торф в баночках, лупа, тазик с водой, баночки, картины с изображением добывания и использования торфа, карточки предметные

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка от водяного. А вы знаете кто он и где он живет? (ответы детей)

Отгадайте загадку, и вы поймете где находиться дом водяного.

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи.

Нет опоры для ноги.

(На болоте)

Воспитатель: Ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

Что же это такое? (показ баночки с торфом). Мне нужна ваша помощь, попробуйте найти такое вещество в нашей лаборатории. Нашли? Покажите мне, пожалуйста, название. Да, это торф.

Мы с вами уже знакомились с песком, глиной. Они являются полезными ископаемыми. Их применяют в строительстве. В природе еще имеются такие ископаемые, которые горят и выделяют тепло. Мы уже знакомы с каменным углем. Туда же относится и вот это полезное ископаемое – торф.

Так что же такое торф? (ответы детей).

Откуда он взялся на болоте? (ответы детей)

Воспитатель: Остатки мхов, трав, стебельков и листочков разных растений из года в год отмирают, перегнивают в воде и ложатся друг на друга, из них образовался торф. С виду торф – твердый, черный или темно-коричневый. Но если растереть комочек и рассмотреть через увеличительное стекло, то видны крохотные листики, травинки и другие остатки растений. (Дети рассматривают торф через лупу).

Воспитатель: Торф образовался на болотах в течение нескольких тысячелетий. Добывают его на высохших торфяных болотах – торфяниках. Раньше торф выкапывали лопатами, сушили на солнце. Работа была тяжелой. А сейчас используют технику. Торфяники в жаркое лето легко загораются, поэтому в таких местах нельзя разводить костры. (показ слайдов)

Физкультминутка:

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Дружно приседали, ягоды считали

Мы лягушек провожаем

И занятие продолжаем.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, как поведет себя торф в воде. Положим его в таз и будем добавлять воду. Что изменяется? (ответы детей).

Торф увеличивается, потому что впитывает воду. Добавим еще воды, посмотрите, что происходит. Торф стал мягким, начал разваливаться.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам торф? (ответы детей)

Небольшая часть торфа по-прежнему применяется в качестве топлива на электростанциях, заводах и фабриках, и в жилых домах для топки печей.

Основная часть добытого торфа используется в сельском хозяйстве, им удобряют поля. Его используют для производства: плодородных грунтов; удобрений; стимуляторов роста; изготовления торфяных горшочков и таблеток для рассады. (Воспитатель показывает торфяные горочки для рассады).

На зиму засыпают некоторые растения, например, розы, чтобы они не погибли от морозов. Им покрывают ямы, где хранятся овощи зимой.

Торф даже применяют в медицине для лечения различных заболеваний и изготовления лекарств.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с полезным ископаемым, торфом, которое добывают на болоте. А теперь давайте вспомним, какие еще полезные ископаемые вы знаете. Отгадайте загадки.

И липка, и жирна, и мягка,

А посуда из нее крепка.

(Глина)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Можешь ты его копать

И в ведерко насыпать.

(Песок)

Он полезное ископаемое,

Отапливает здание.

Сам черного цвета.

Что же это?

(Уголь)

Белый камешек растаял,

На земле следы оставил.

(Мел)

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси.

Ни поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

Из растений на болоте я могу образоваться.

Ты со мною осторожно должен обращаться.

У животных в их жилище уберу я влагу.

Чтобы урожай был лучше, смело в почву лягу.

Если станешь замерзать ты, я теплом согрею.

Заболеешь, я лекарство дать тебе сумею.

(Торф)

Воспитатель: Молодцы ребята, а у меня для вас есть подарок, и он тоже сделан из полезного ископаемого. (Воспитатель раздает детям коробочки с цветными мелками и предлагает порисовать ими на прогулке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...