Дидактическое пособие "Лента времени"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кольниченко Оксана Анатольевна

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ посредством использования моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremen.predstav.pptx2.22 МБ
Файл posobie_vremya.docx281.49 КБ
Файл rech_k_slaydam.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ

Слайд 2

Из всех критериев самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый-Время. В. Белинский

Слайд 3

Вчера? Сегодня? Завтра?

Слайд 4

«Мой ребенок в разные части суток»

Слайд 5

Визуальное расписание для ребенка с РАС

Слайд 6

Лента времени «Я расту»

Слайд 7

Лента времени «Я расту»

Слайд 8

Лента времени «Я выросла»

Слайд 9

Лента времени «История семьи»

Слайд 10

Доска событий «Наши будни»



Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ

Авторы: Бажина Марина Николаевна, Кольниченко Оксана Анатольевна

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ посредством использования моделирования обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными ФГОС ДО. Согласно этому документу в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена задача по формированию привычных представлений о пространстве и времени.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Время- очень сложный объект познания для детей, особенно для воспитанников с ОВЗ. Общая инертность психики, нарушения движения и речи препятствует формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды, в том числе формированию временных представлений.

Дети живут сегодняшним днем и данным мгновением, и поэтому даже в старшем дошкольном возрасте при использовании только традиционных методов и приемов временные представления в значительной части остаются неполными, фрагментарными; разные по значению временные представления часто бывают совмещены.

В поиске современных образовательных методов, технологий, учитывая особенности данной категории детей, мы остановились на методе моделирования и хотели бы представить наиболее интересные на наш взгляд.

Игра «Мой день»

Цель: закрепить знания названий временных отрезков: утро, день, вечер, ночь; развитие умения соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени; развитие мелкой моторики; формирование зрительно-моторной координации.

Ход: дети рассматривают фотографии, распределяют на модели в зависимости от того, что на них изображено: утро, день, вечер или ночь.

Совместно с родителями был оформлена демонстрационный материал «Дети в разные части суток». Ребенок усваивает лучше то, что близко ему, связано с его личным опытом.

«Мой ребенок в разные части суток»

C:\Users\DS0009\Desktop\лента врем. фото\P_20190206_104823.jpg

C:\Users\DS0009\Desktop\лента врем. фото\P_20190206_104911.jpg

Учитываем интересы и потребности ребенка с РАС. В группе оборудовали индивидуальный уголок, к который поместили четкое визуальное расписание.

Визуальное расписание для ребенка с РАС-это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течении дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:

• прием пищи,

• самостоятельное одевание - раздевание,

• поход на прогулку, в музыкальный зал,

• навык самостоятельной игры,

• умывание, чистка зубов,

• умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. п.

Визуальное расписание для ребенка с РАС

C:\Users\Acer\Desktop\Новая папка\уголок данила1.jpg

Одним из наиболее актуальных способов формирования детских представлений о времени считаем использование различных хронометрических лент, или «лент времени»: «Я расту», «История семьи», которые были изготовлены совместно с родителями.

Ленты времени «Я расту», «История семьи»

Цель: увидеть линейное движение времени.

Материалы: фотографии главных событий различных периодов жизни ребенка и различных периодов жизни семьи.

Ход

Воспитатель.  У нас есть несколько фотографий родителей, где они маленькие, взрослые, их свадебная фотография, ребенка, бабушек и дедушек. Разложим их вместе по порядку (рассматривая и обсуждая каждую фотографию). Попробуйте определить, какие фотографии будут в начале ленты, а какие-в конце.

Лента времени «Я расту»

C:\Users\DS0009\Desktop\лента врем. фото\P_20190206_104606.jpg

C:\Users\DS0009\Desktop\пособие\лента врем. фото\20190306_142310.jpg                       

C:\Users\DS0009\Desktop\P_20190301_120351.jpg             

C:\Users\DS0009\Desktop\P_20190301_120400.jpg

                                           

C:\Users\DS0009\Desktop\лента врем. фото\P_20190213_134827.jpg

Лента времени «Я выросла»

C:\Users\DS0009\Desktop\P_20190301_120653.jpg

Лента времени  «История семьи»

C:\Users\DS0009\Desktop\P_20190301_120422.jpg

C:\Users\DS0009\Desktop\P_20190301_120414.jpg

Особое затруднение дети испытывают при усвоении переходного времени. Событие, которое было сегодня, завтра становится тем временем, которое называется словом вчера. То, что называлось словом завтра, на следующий день называется словом сегодня.

В перспективе, для детей старшего дошкольного возраста планируем внести в группу модель расписания детской деятельности, так как особые затруднения дети испытывают при усвоении переходного времени.

 Осознать такое качество времени, как текучесть, переходность, помогает:

Доска событий «Наши будни»

Цель: Знакомить детей с понятиями «Неделя», «Вчера», «Сегодня», «Завтра»

Знакомя детей с моделью «Неделя», мы обращаем их внимание на то, что количество элементов в ней соответствует количеству дней недели, каждый элемент имеет своё место и идут они циклично

Здесь на помощь приходит цветная символика в виде вагончиков. Дети на доске отображают конкретное дело (занятие). Вагончики обозначают день недели, а под вагончиком, соответствующее временное обозначение, например: «Вторник» (или сегодня) - вагончик оранжевого цвета; «Понедельник» (или вчера) - вагончик красного цвета, «Среда» (или завтра) - вагончик жёлтого цвета. На следующий день фиксируют событие (занятие) текущего дня, в результате событие прошлого дня смещается. А также отображают на доске то, что нас ожидает в будущем (или завтра).

C:\Users\DS0009\Desktop\20190301_134410.jpg

С помощью знакомства с временными интервалами, в строгой системе последовательности и с использованием моделей у детей дошкольного возраста закрепляются временные эталоны, а также формируются представления о свойствах времени (необратимость, текучесть, сменяемость).



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ

Слайд 2.

Формирование временных представлений у детей с ОВЗ посредством использования моделирования обусловлено современными тенденциями и требованиями, предусмотренными ФГОС ДО. Согласно этому документу в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена задача по формированию привычных представлений о пространстве и времени.

В дошкольном детстве формируются первые представления о времени. Детям необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Слайд 3.

Время- очень сложный объект познания для детей, особенно для воспитанников с ОВЗ. Общая инертность психики, нарушения движения и речи препятствует формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды, в том числе формированию временных представлений.

Дети живут сегодняшним днем и данным мгновением, и поэтому даже в старшем дошкольном возрасте при использовании только традиционных методов и приемов временные представления в значительной части остаются неполными, фрагментарными; разные по значению временные представления часто бывают совмещены.

В поиске современных образовательных методов, технологий, учитывая особенности данной категории детей, мы остановились на методе моделирования и хотели бы представить наиболее интересные на наш взгляд.

Слайд 4.

Совместно с родителями мы оформили дидактическое пособие «Мой ребенок в разные части суток».  Ребенок усваивает лучше то, что близко ему, связано с его личным опытом.

Слайд 5.

Учитываем интересы и потребности ребенка с РАС. В группе оборудовали индивидуальный уголок, к который поместили четкое визуальное расписание.

Визуальное расписание для ребенка с РАС-это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершить в течении дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:

• прием пищи,

• самостоятельное одевание - раздевание,

• поход на прогулку, в музыкальный зал,

• навык самостоятельной игры,

• умывание, чистка зубов,

• умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. п.

Слайд 6.

Одним из наиболее актуальных способов формирования детских представлений о времени считаем использование различных хронометрических лент, или «лент времени»: «Я расту», «История семьи», которые были изготовлены совместно с родителями.

Слайд 7

Ленты времени «Я расту», «История семьи» помогают увидеть линейное движение времени.

Слайд 8

Ленты времени «Я расту». фотографии главных событий различных периодов жизни ребенка и нашей.

Слайд 9

Ленты времени «История семьи». Фотографии различных периодов жизни семьи. Фото родителей, где они маленькие, взрослые их свадебные фотографии, бабушек, дедушек и самого ребенка. Рассматриваем и обсуждаем каждую фотографию.  Пробуем определить, какие фотографии будут в начале ленты, а какие в конце.

Слайд 10.

 Доска событий «Наши будни» помогает знакомить детей с понятиями «Неделя», «Вчера», «Сегодня», «Завтра»

Знакомя детей с моделью «Неделя», мы обращаем их внимание на то, что количество элементов в ней соответствует количеству дней недели, каждый элемент имеет своё место и идут они циклично

 Здесь на помощь приходит цветная символика в виде вагончиков. Дети на доске отображают конкретное дело (занятие). Вагончики обозначают день недели, а под вагончиком соответствующее временное обозначение, например: «Вторник» (или сегодня) - вагончик оранжевого цвета; «Понедельник» (или вчера) - вагончик красного цвета, «Среда» (или завтра) - вагончик жёлтого цвета. На следующий день фиксируют событие (занятие) текущего дня, в результате событие прошлого дня смещается. А также отображают на доске то, что нас ожидает в будущем (или завтра)

Слайд 11. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Развивать представление о временах суток и их последовательности...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде

Цель:Формировать знание детей о временах года и сезонной одеждеФормировать умение выполнять действия по заданному признакуУчить сопоставлять виды одежды с временами годаОбогащать словарь детейИндивиду...

Дидактическая игра «Модель времени»

Самодельная дидактическая игра на закрепление временных понятий для дошкольников....

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Дидактические игры по ознакомлению детей ориентировке во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулироват...