"Страны доброты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черданцева Наталья Александровна

Во время путешествия в страну доброты, дети выполняют интересные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Рябинка» МОУ Сёйкинская СОШ воспитатель Черданцева Н.А.

Конспект занятия в средней группе по социально-коммуникативному развитию. Тема: «Страна доброты».

Пояснительная записка.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдут в школу, поступят в ВУЗ или устроятся на работу, не испытывали трудностей в общении с другими людьми и стали полноценными членом общества.

Черданцева Н.А. воспитатель

2022 год

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Страна доброты».

Направление: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Цель:

Формирование у детей представление о доброте как важном человеческом качестве.

Задачи:

Образовательные задачи:

#1060;ормирование умение выражать свои чувства, отношения в речи;

Учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

#1040;ктивизировать словарь детей:«Добро»,«Добрый поступок».Упражнять детей в словообразовании по аналогу; Употреблять в речи прилагательные обозначающие положительные качества; Учить подбирать слова, относящиеся к данной ситуации;

#1059;чить детей давать положительную и отрицательную оценку поступкам.

Развивающие задачи:

#1056;асширять представления детей о добрых поступках. Развитие социально- коммуникативных навыков дошкольников, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

#1056;азвивать мелкую моторику пальцев рук.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей; навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету).

Воспитательные задачи:

#1055;обуждать детей к положительным поступкам, создать мотивацию для совершения добрых дел детьми

#1042;оспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение в коллективе сверстников, к окружающим.

Демонстрационный материал: цветок «Добрых дел», книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», пиктограммы: весёлый, грустный; река, игрушки: 2 куклы, мишка; картинки: цветы, насекомые, бабочки, жуки, кузнечики; мусор пластиковый; предметы для дидактической игры «Назови ласковое слово» (вынимаю предметы из корзинки).

Оборудование: микрофон, телевизор, колокольчик, мольберт, магнитные доски 2 шт., журнальный столик, кукольная посуда, печка, веник, пенёк для мишки, корзинка.

Раздаточный материал: ½ альбомного листа по количеству детей для задания «Соедини точки»=шарик, картонные дощечки 6 шт., Картинки из серии «Уроки Доброты» Л. Б. Фесюкова 2010 г., предметы для дидактической игры «Сделай доброе дело»: кормушка для птиц, зерна, сломанные карандаши-2 шт., сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, неубранная кровать; маски кошечек 2 шт.,

Используемые технологии:

Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Здоровье - сберегающие технологии;

Технологии развивающего обучения;

Социально-игровые технологии;

Информационно-коммуникационные технологии.

Виды детской деятельности:

Игровая деятельность, коммуникативная деятельность,

Познавательно-исследовательская деятельность,

Чтение(восприятие)художественной литературы,

Двигательная деятельность,

Музыкальная деятельность,

Изобразительная деятельность.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, музыкальное сопровождение, вопросы, ситуации-загадки, релаксация, речевые игры «Назови ласковое слово», «Замени добрыми словами»,Дидактическая игра «Сделай доброе дело»

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», чтение рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя», «Цветик семицветик», К.Чуковский «Айболит», «Просто старушка», чтение стихотворения «Два маленьких котёнка», этюды на развитие эмоций, Беседа на тему «Добро и зло».

Создание предметной развивающей среды:

Магнитная доска, антураж мини-сцены к драматизации по сюжету английской песенки в переводе Самуила Маршака «Котята»(два маленьких котёнка , поссорились в углу…), цветочная полянка. На каждого ребёнка простой карандаш, лист бумаги1/2 альбомного листа.

Участники: дети средней группы, воспитатель, гости - зрители.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

#1054;добрение детей.

#1055;охвала детей за усердие, желание выполнить задание.

#1044;ифференцированная оценка детской деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Воспитатель: Дети под тихую нежную музыку входят в зал.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. Чтобы настроение было хорошим и веселым, воспитатель звенит в колокольчик:

-Колокольчик озорной,

Ты друзей в кружок построй!

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся».

Вводная часть. Введение в тему. Сюрпризный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы отправимся в путешествие – в страну Добра, в страну вежливых слов..

Воспитатель: Давайте все вместе с вами скажем слово «Доброта». Удивительное, волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта?

(Ответы детей: совершать добрые поступки, полить цветы, не жадничать, не драться.)

Воспитатель: Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: О человеке, о поступках.

Воспитатель: Добрый человек, а значит он еще какой?

Дети: Внимательный, отзывчивый, всем помогает, вежливый.

Воспитатель: А если человек не добрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый, всех обижает.

Воспитатель: Что значит добрый поступок? Назовите примеры доброго поступка.

(Ответы детей: полить цветы, пожалеть товарища и т.д.)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а нам с вами настала пора отправляться в страну «Добра». Вы готовы? (ответ детей) тогда скажите, какой пассажирский транспорт вы знаете? (дети отвечают: поезд, маршрутка, автобус, самолёт)

Ну а чтобы узнать, на чём мы с вами сегодня отправимся в путешествие, надо соединить точки на ваших листочках.

(дети садятся на стульчики за стол и выполняют задание «Соедини точки» у них получается воздушный шар.)

Воспитатель: Что у вас получилось? (ответ детей: воздушный шар) Итак, мы полетим в страну Добра на воздушном шаре. (Звучит музыка)Релаксация «Полёт на воздушном шаре»

Сядьте прямо, закройте глаза и представьте, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. С высоты мы видим луга, леса, поля, слышим журчание рек, шум прибоя волн, пение птиц, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. Ну а теперь наш воздушный шар медленно-медленно опускается на землю. Вот мы и прибыли! Открываем глазки! Посмотрите, где мы оказались?(ответы детей)

- Вот мы и попали в волшебную страну, страну Добра. Помните, что здесь говорят только ласковые, добрые, вежливые слова и делают добрые дела. (перед детьми поляна с кустиками, река, солнце)

- Вот перед нами голубая река. Чтобы переправиться через неё, надо построить вежливый мостик. Тут лежат дощечки. За каждый правильный ответ на вопрос вы можете взять одну дощечку.

Итак, слушайте вопросы:

1. Какие слова говорят вежливые люди друг другу при встрече?(ответы детей)

2. Какие слова говорят, когда прощаются?(ответы детей)

3. Какие вежливые слова еще вы знаете?(ответы детей)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо»?(ответы детей)

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»?(ответы детей)

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?(ответы детей)

Когда, по-вашему, это бывает(ответы детей)

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Ну, вот мы с вами построили, наш вежливый мостик. Теперь мы можем переправиться через голубую речку.(Дети вместе с воспитателем переходят по мостику из дощечек через речку)

Воспитатель: А вот и веселая поляна (мусор на поляне, мало цветов). Только я что-то не пойму, почему так мало цветов, почему она такая пустая и грустная: на ней не цветут цветы, не летают бабочки, здесь поселилась грусть и тоска. Почему, какая причина, как вы думаете, ребята? (ответы детей: надо убрать мусор, бабочки, насекомые могут пораниться). Надо всё исправить. Ребята, вы мне поможете? (ответ детей)

Убираем мусор в разные пакеты. А почему не в один пакет? ответы детей: надо рассортировать мусор, чтобы легче было его переработать. Например, бумагу переработать и сделать из неё туалетную бумагу и т.д. Вернёмся в садик и выбросим в мусорный контейнер. Мусор собран и на полянке появились, выросли, расцвели, цветы. Назовите цветы которые вы знаете. (дети называют цветы. После чего раскладывают на полянке цветы).

Воспитатель: А как вы, думаете, кого еще не хватает на солнечной полянке?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно не хватает насекомых?

Воспитатель: Назовите какие вы знаете насекомых ? Дети называют насекомых. Вот и появились насекомые, достают кузнечиков, бабочек и под музыку летают, прыгают с цветка на цветок, кружатся вокруг цветка и после оставляют их на цветах).

Воспитатель: Хотелось бы вам, чтобы на полянке всегда было ярко и красиво?

Воспитатель: А что для этого нужно?... (не нарушать ее красоту, не рвать зря цветы, не кидать мусор)

Воспитатель: Послушайте, о чем просят тебя жители этой поляны:

Голос в микрофон: «Дорогой друг. Мы уверены, что ты друг природе и нашей полянке. Береги и защищай ее. Мы надеемся на тебя!»

Воспитатель: Дети! Посмотрите, какая красивая стала полянка! А теперь можно полюбоваться цветами и поиграть, располагайтесь на полянке.(дети сидят на полянке)

Игра «Назови ласковое слово» (вынимаю предметы из корзинки).

Я буду называть слова, например солнце, а вы должны сказать солнышко

Птица – птичка

Дерево – деревце

Сказка – сказочка

Заяц – зайчик

Лиса – лисичка

Яблоко – яблочко

Рука – ручка

Кольцо – колечко

Стол – столик

Кошка – кошечка

Собака – собачка

Мама – мамочка

Трава – травка

Воспитатель: Ребята, вам понравились ласковые слова, да, ласковые слова душу согревают.

Игра: «Замени добрыми словами».(с мячом)

Злой – добрый

Не вежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – веселый

Сломать – починить

Неряшливый – аккуратный

Воспитатель: Молодцы, мои помощники с заданием справились.

Дети подходят к месту, где на стульчиках сидят 2 куклы, отвернувшись друг от друга.

Воспитатель: Наверное, это Маша и Таня. Здравствуйте. Давайте посмотрим на экран и узнаем из – за чего девочки поссорились (просмотр В. Осеевой «До первого дождя»). Выслушивается несколько рассуждений детей. Давайте поможем девочкам помириться. Помирим их и развеселим. (воспитатель поворачивает кукол лицом друг к другу)

Разминка: (миримся мизинцами.)

Больше ссориться не нужно (сцепились мизинцами)

Мир и дружба, мир и дружба (обнимаются)

Будем мы с тобой дружить, (пожимают руки)

Нашей дружбой дорожить. (подносят руки к сердцу)

Мир, мир – навсегда (сцепились мизинцами)

Ссора, ссора - никогда (сцепились мизинцами).

Воспитатель: Ну, вот наши куклы помирились. Давайте поиграем с ними вместе.

Физкультминутка «Как живёшь?

-Как живёшь?- Вот так!

-Как бежишь? - Вот так!

-Как стоишь? - Вот так!

-Как шалишь? - Вот так!

-Как смешишь?- Вот так!

-Как дружишь?- Вот так!

-Молодцы!

Воспитатель: Давайте еще раз напомним нашим куклам, как надо правильно дружить (Ответы детей: не ссориться, не жадничать, здороваться друг с другом при встрече и т.д.).

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного Мишку, который держит в лапках картинки.

Воспитатель. Что случилось, Миша? Почему ты такой грустный?

Мишка. Мне мама прочитала очень интересную книгу. (Показывает детям книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».) Мы с ней подобрали картинки о хороших и плохих поступках. Я очень захотел показать их вам, но по дороге в детский сад нечаянно уронил их, и они все перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Воспитатель: Миша, наши ребята не только помогут тебе, но и расскажут о том, какие бывают поступки!

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети раскладывают на магнитной доске с пиктограммами грустный, весёлый. картинки на две группы: слева от Мишки — с изображением социально одобряемых поступков, справа — с изображением плохих поступков.

Воспитатель. Миша, давай проверим, правильно ли ребята разложили картинки.

Когда вы увидите «Добрую картинку» - хлопайте в ладоши. Увидите «Злую картинку» - топайте ногами. Или:

Я буду называть слово или ситуации-поступки изображённые на картинке, если поступок хороший - хлопаем в ладоши, если плохой – топните ногой.

- Никогда не делись игрушкой с другом.

- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

- Обижай слабых

- Защищай девочек

- Злись и завидуй .

- Отбирай игрушки

- Корми птиц зимой

- Держи кошку за хвост

- Никогда не уступай, спорь по пустякам.

- Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

- Помогай взрослым

- Если друг попал в беду, не помогай ему.

- Решай споры кулаками.

- Решай споры словами

- Поливай цветы

Почему нужно стремиться к тому, чтобы совершать хорошие поступки?

Дети. Они нравятся другим людям, радуют и всем хорошо, потому что они хорошие, добрые.

Воспитатель: Ребята, а вы замечали когда – ни будь, что если вам пожелали что-то хорошее и доброе, то вам тоже хочется ответить добрым словом, если вам улыбнулись, то и вам хочется улыбнуться.(Ответы детей).

-Конечно. На добро всегда хочется отвечать добром.

Воспитатель. Почему нельзя совершать плохие поступки?

Дети. Они не нравятся другим, огорчают их.

Воспитатель: Прекрасно. Я вижу, что вы хорошо понимаете, что такое добрые поступки. Это очень хорошо.

Дидактическая игра «Сделай доброе дело»

Воспитатель: Видите, как здесь много разных предметов: зернышки, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, бабушка с тяжелыми сумками, неубранная кровать, сломанные карандаши. С помощью этих вещей можно сделать доброе дело. Какое?

(Ответы детей: зернышками накормить птиц, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, бабушке помочь отнести тяжелые сумки, кровать убрать. Ребята, вы не забыли, что мы с вами находимся в стране Добра? А значит не будем толкаться, отбирать, ссориться и это нам поможет сделать добрые дела без ссоры. Определимся, кто из нас что будет делать, а заодно посмотрим какие мы дружные. добрые.(практическая часть)

Воспитатель: Молодцы! И с этой задачей справились

Воспитатель: Ребята. а вот я вижу котят (надеваю шапочки двум мальчикам). Посмотрите, какая поучительная история с ними произошла.

Инсценировка по сюжету стихотворения «Два маленьких котёнка»-мини-беседа по сюжету стихотворения. Что поняли котята?(когда ссоришься-грустно, холодно. А вместе, дружно-весело, тепло; ссориться, драться не хорошо)

Воспитатель: вот настала и нам пора возвращаться.

Раз, два, покружись, в своей группе очутись. Ну вот, мы и в саду.

Рефлексия:

Предлагаю сделать Цветок Доброты, Цветок Добрых поступков.

Звучит музыка «Что такое доброта»

Литература:

О.В.Дыбина, «Ознакомление с предметным и социальным окружением».

О.А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа.-М.: Мозаика-Синтез, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по нравственному воспитанию "Путешествие в страну Доброты"

Формирование представления о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души; понимание доброты как основы взаимоотношений между людьми....

Конспект непосредственно образовательной деятельности « Путешествие в волшебную страну доброты»

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.  В пособии представлены игровые методы , направленные на нравственное  воспитание  дошкольни...

Конспект НООД в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально...

Занятие по нравственному воспитанию «Путешествие в страну Доброты»

Занятие по нравственному воспитанию«Путешествие в страну Доброты»Основная образовательная область:Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы...

«В стране доброты и вежливости»

Цель: Расширять кругозор, представления о правилах этикета; формировать эстетический вкус, ценностные ориентации; закреплять навыки культуры поведения.Задачи: Воспитывать уважение друг к другу, к стар...

МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...