Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Петракова  Оксана  Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.

Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.Цель: разработка проектов по ознакомлению с живой и неживой природой, и включение их в педагогический процесс.

 

Задачи:

1. Провести анализ психолога - педагогической литературы по проблеме

    проектного метода проекта.

1

2. Разработать  творческие и исследовательские проекты по ознакомлению   

    детей с живой и неживой природой.

3. Включить проекты  в воспитательно-образовательный процесс

4. Провести диагностику результативности деятельности.

 

Направления работы:

  • С кадрами
  • С родителями
  • С детьми

 

Формы работы с кадрами:

 

Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

 

  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

 

  • Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Работа с детьми

 

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • I младшая группа – «Игры с песком»
  • II младшая группа – «Солнечные зайчики»
  • Средняя группа – «Каждому камешку свой домик»
  • Старшие группы – «Воздух невидимка» «Как появляются горы»
  • Подготовительная группа – «Как происходит извержение вулкана?»                                

2

 

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

 

  • Диагностика уровня развития  у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

 

  • Создание условий для детского экспериментирования (мини лаборатории).

 

  • Проведение циклов познавательных бесед.

 

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

 

  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

 

  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

 

  • Организация и проведение  художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;

 

  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

 

 

3

                                          Работа с родителями

 

    Цель: выявить степень участия  родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

 

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

 

  • Оформление наглядной информации в родительском уголке    

     - Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

      - Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

      - Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

 

  • Оформление папки «Мои открытия»

Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

 

«Извержение вулкана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Воспитатель: Петракова О.А.

                                                                         1-ой квалификационной категории

                                                             

 

 

 

1 этап: Целепологание

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.  

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.

 

Цель: Сформировать представления детей о вулканах и вулканических извержениях.

- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

 

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Развитие у детей умственных способностей:

- формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Создание проблемной ситуации.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Понимание детьми, что такое вулкан.
  2. Умение давать определения некоторым понятиям.
  3. Уверенность в своих мыслительных интеллектуальных способностях и возможностях.
  4. Знание детьми информации о пройденном материале.
  5. развитие детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

 

1

2 этап: Разработка проекта

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую научно-популярную и художественную 

          литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

  1. Подобрать материалы  для изобразительной и продуктивной     

Деятельности детей.

  1. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап: Выполнение проекта

  • Подбор журналов с материалами по данной теме.
  • Познавательное развитие: чтение и обсуждение детской энциклопедии,  Что такое вулканы?  Их польза, вред, строение. Просмотр видеофильмов «Вулканы». Беседа с детьми «Кто такие вулканологи?»
  • Ознакомление с художественной литературой:  Чтение сказки

     А. Бормашева «Сказки о речки и вулкане»

     Чтение стихотворений С. Белокурова  Захотел вулкан чихнуть.

      Море раскаленное.

      Ю. Дружинина Потухшие вулканы.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Практические занятия:

Лепка - «Домашние вулканы»

          Рисование – «Огнедышащие горы»

  • Игровая деятельность: дидактическая игра «Строение вулкана»
  • Экспериментальная деятельность: проведение опыта с вулканической горной породой «пемзой»

     проведение опыта «Извержение вулкана»

  • Продуктивная деятельность: изготовление макетов вулкана, заполнить папку исследователя по теме «Вулкан».
  • Работа с родителями: беседы с родителями о важности данной проблемы, консультации. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»

2

 

4 этап: Презентация проекта

  1. Тематическая выставка рисунков «Вулканы»
  2. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_dou-4.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Тюкалинский детский сад № 4»

Опыт работы

«Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ»

Тюкалинск 2011г.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.

Любое исследование построено на спонтанном желании изучать окружающее. Для поддержания познавательного интереса наиболее эффективное средство – максимальное снижение ограничений на детские исследования. Для того чтобы у детей развивался познавательный интерес, они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности и общения. Исследовательская деятельность ребенка универсальна и реализуется во всех видах взаимодействия ребенка с миром, в любой предметной среде. Расширение сферы знаний служит основой для развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель: разработка проектов по ознакомлению с живой и неживой природой, и включение их в педагогический процесс.

Задачи: 

1. Провести анализ психолога - педагогической литературы по проблеме

    проектного метода проекта.

1

2. Разработать  творческие и исследовательские проекты по ознакомлению  

    детей с живой и неживой природой.

3. Включить проекты  в воспитательно-образовательный процесс

4. Провести диагностику результативности деятельности.

Направления работы:

  • С кадрами
  • С родителями
  • С детьми

Формы работы с кадрами:

Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

  • Семинар – практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Работа с детьми

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • I младшая группа – «Игры с песком»
  • II младшая группа – «Солнечные зайчики»
  • Средняя группа – «Каждому камешку свой домик»
  • Старшие группы – «Воздух невидимка» «Как появляются горы»
  • Подготовительная группа – «Как происходит извержение вулкана?»                                

2

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития  у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

 

  • Создание условий для детского экспериментирования (мини лаборатории).

  • Проведение циклов познавательных бесед.

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

  • Организация и проведение  художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;

 

  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

3

                                          Работа с родителями

    Цель: выявить степень участия  родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

  • Оформление наглядной информации в родительском уголке    

     - Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

      - Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

      - Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

  • Оформление папки «Мои открытия»

4

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тюкалинский детский сад № 4»

Проектно-исследовательская деятельность в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

«Извержение вулкана»

                                                                         Воспитатель: Петракова О.А.

                                                                         1-ой квалификационной категории

                                                             

1 этап: Целепологание

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.  

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Цель: Сформировать представления детей о вулканах и вулканических извержениях.

- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Развитие у детей умственных способностей:

- формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Создание проблемной ситуации.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Понимание детьми, что такое вулкан.
  2. Умение давать определения некоторым понятиям.
  3. Уверенность в своих мыслительных интеллектуальных способностях и возможностях.
  4. Знание детьми информации о пройденном материале.
  5. развитие детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

1

2 этап: Разработка проекта

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую научно-популярную и художественную  

          литературу, иллюстрированный материал по данной теме.

  1. Подобрать материалы  для изобразительной и продуктивной      

Деятельности детей.

  1. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап: Выполнение проекта

  • Подбор журналов с материалами по данной теме.
  • Познавательное развитие: чтение и обсуждение детской энциклопедии,  Что такое вулканы?  Их польза, вред, строение. Просмотр видеофильмов «Вулканы». Беседа с детьми «Кто такие вулканологи?»
  • Ознакомление с художественной литературой:  Чтение сказки

     А. Бормашева «Сказки о речки и вулкане»

     Чтение стихотворений С. Белокурова  Захотел вулкан чихнуть.

      Море раскаленное.

      Ю. Дружинина Потухшие вулканы.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Практические занятия:

Лепка - «Домашние вулканы»

          Рисование – «Огнедышащие горы»

  • Игровая деятельность: дидактическая игра «Строение вулкана»
  • Экспериментальная деятельность: проведение опыта с вулканической горной породой «пемзой»

     проведение опыта «Извержение вулкана»

  • Продуктивная деятельность: изготовление макетов вулкана, заполнить папку исследователя по теме «Вулкан».
  • Работа с родителями: беседы с родителями о важности данной проблемы, консультации. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»

2

4 этап: Презентация проекта

  1. Тематическая выставка рисунков «Вулканы»
  2. Создание альбома с иллюстрациями и рассказами детей и родителей «Что такое вулкан?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

«Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»

laquo;Нетрадиционные формы методической работы организации исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников»...

Опыт работы «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ»

АКТУАЛЬНОСТЬ:Познавательная деятельность наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать в ребе...

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....

Опыт работы "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"

Экспериментирование - деятельность, которая позваляет ребенку моделировать в своем сознании картину мира....