Конспект интегрированной НОД по речевому развитию, ознакомлению с окружающим и по рисованию в нетрадиционной технике. Тема.  «Секреты книжной полки» (старшая группа группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Маликова Хабира Исмагиловна

Расширить и систематизировать знания детей об энциклопедии, как вида книжного издания, её назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_may_23.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Эврика»

Конспект интегрированной НОД по речевому развитию, ознакомлению с окружающим и по рисованию в нетрадиционной технике.

Тема.  «Секреты книжной полки»

(старшая группа группа)

Воспитатель: Маликова Хабира Исмагиловна

 высшая квалификационная категория

Муравленко, 2023

Цель: расширить и систематизировать знания детей об энциклопедии, как вида книжного издания, её назначении.

Программные задачи.

Образовательные: расширить представления детей о многообразии энциклопедий, их отличиях от других книг; учить ориентироваться в содержании книги, чтобы найти ответ на поставленный вопрос и осмысливать язык научно – познавательного стиля; расширять и обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать познавательные способности (воображение, мышление, память); развивать внимание, зрительное восприятие; способствовать развитию интереса к справочной литературе; развивать любознательность; расширять кругозор.

 

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению; бережное и заботливое отношение к книгам; уважительное отношение к говорящим педагогу и детям; воспитывать умение слушать друг друга; формировать положительное отношение к научно – популярным статьям.

 

Методические приемы: беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, рассматривание энциклопедий, создание энциклопедии «Мой Ямал».

Предварительная работа: чтение статей из энциклопедий; рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок о книгах; создание книжек - малышек; беседы о правильном пользовании книгами.

Демонстрационный материал: детские иллюстрированные энциклопедии разного типа: универсальные «Энциклопедия для дошкольников», «Почемучка» и пр.; тематические «Профессия»«Энциклопедия для девочек», «Вселенная», «Животные»«Растения» и др.

 

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята часто от некоторых из вас я слышу вопросы.  Я записала некоторые из них. Сейчас я прочитаю их:

«Солнце – это планета или звезда?»

«Почему змея ядовитая?»

«Почему животные имеют интересный окрас?»

Почему зебра полосатая?

 Очень интересные вопросы. Они достаточно сложные.

Воспитатель: где можно получить ответы на интересующие вас ответы? (спросить у других людей, у взрослых; посмотреть телевизор или компьютер; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление).

Воспитатель: А еще, откуда можно узнать много интересного?

Послушайте загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь в четверо умней (Книги)

 

 - Правильно.   На многие вопросы можно получить ответ в книгах.

II. Основная часть.

Воспитатель: как раз сегодня мы продолжим знакомство с необычными книгами. Эти книги сегодня полностью заняли нашу книжную полку.

 Эти книги гораздо больше других по размеру, в них много цветных картинок и пояснений к ним. Эти книги не похожи на сказки, стихи или рассказы, к которым мы привыкли. Они необычны тем, что из них можно узнать много интересного о разных вещах.

Как называются такие книги? (энциклопедиями). Многие из вас любят листать энциклопедии. Ребята, есть ли у вас среди этих энциклопедий, любимые?

Энциклопедии могут быть универсальными и по всем областям знаний. Универсальные энциклопедии содержат большое количество самых разнообразных сведений и могут ответить на любой вопрос. Они бывают и для взрослых, и для детей. Сюда же можно отнести книги серии «Моя первая энциклопедия». Толстые энциклопедии могут в одной книге рассказать практически обо всем, но не надо забывать, что информация в них представлена кратко, сжато, для первого ознакомления. Тематические энциклопедии включают в себя информацию на определенную тему. Есть литературные, математические, спортивные, исторические энциклопедии, а также энциклопедии о животных, растениях, океанах, профессиях и другие (предлагает некоторым детям найти на полках те или иные виды энциклопедий).

Эти умные книга поможет вам ответить на многие вопросы, которые интересуют многих из вас.

Цель энциклопедий помочь людям получить ответы на вопросы. В отличие от книг со сказками, стихами и рассказами, эти книги не читаются сразу от начала до конца. Они используются время от времени, чтобы получить ответ на вопрос или узнать что-то новое для себя. Для этого отыскивается нужная страница, которая может находиться в разных местах книги. Сейчас мы, используя материал энциклопедий, попробуем ответить на вопросы, которые я записала. Только прежде отдохнем. Сейчас для вас наибольший интерес представляет «Детская энциклопедия».

Она помогает любознательным детишкам и девчонкам, и мальчишкам познакомиться с окружающим миром.  

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

(Далее рассматриваем картинки в энциклопедиях и читаем тексты). 

В одной из энциклопедий обнаруживают порванный листок, обсуждают ситуацию и заклеивают страницу.

Воспитатель: Ребята, теперь я попрошу вас подумать и сказать, какие правила должны выполнять читатели.

Дети перечисляют эти правила:

·        нельзя рисовать в книге;

·        нельзя рвать книгу;

·        читать и рассматривать книгу за столом

·        пользоваться закладкой

·        нельзя перегибать книгу;

·        нельзя заворачивать страницы;

·        нельзя брать книги грязными руками;

·        нельзя мочить книги».

(Дети составляют алгоритм пользования книгой).

 - Все вы сказали верно. А с энциклопедиями нужно обращаться особенно бережно, чтобы и другие люди смогли узнать из них много нового,  интересного и ответить на все свои вопросы.

 - Предлагаю вам принять участие в игре «Можно и нельзя».  Правила игры таковы:  я  читаю стихотворные строки, а вы хором произносите «Да!» и хлопаете в ладоши – в случае утвердительного ответа или «Нет!» - в случае отрицательного ответа.

-Книга – самый лучший друг,

Это знают все вокруг!

 

-Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

 

- Если нравиться картинка –

Рви её из серединки.

 

-Книгу бережно держи,

В нее закладку положи.

 

-С горки прокатись на книжке,

Предложи проехать Мишке.

 

-Ручку в руку ты возьми,

На страницах попиши.

-Книгу в воду не бросай.

Береги и уважай!

Воспитатель: Ребята, вы молодцы.  Все сделали правильно. Только одно дело знать правила, другое - выполнять эти правила. Я призываю вас с сегодняшнего дня постараться выполнять эти правила и не обижать книги.

Ребята, скажите пожалуйста. Как называется край, в котором мы с вами живем? (Ямало – ненецкий АО).

А вы обратили внимание, что на полке нет энциклопедии о нашем крае? Вам не кажется, что мы с вами можем исправить эту ситуацию? Как? (Самим создать энциклопедию)

Давайте тогда сделаем это. Вспомним для начала некоторые факты о Ямале.

Воспитатель проводит беседу, рассматривает вместе с детьми картинки. Обсуждает с детьми, как надо работать над созданием энциклопедии. Предлагает для начала сделать иллюстрации к энциклопедии в нетрадиционной технике рисования (ладошками).

Воспитатель предлагает начать работу над созданием книги и в течении следующего года, по желанию пополнять страницы. Ребята приступают к работе.

Воспитатель: Мне очень хочется прочитать вам стихотворение писателя С.В. Михалкова, которое называется «Обращение писателя к читателям»:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

III.  Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Оно было полезным?

 - Что больше всего запомнилось вам?

 - О чем вы расскажите маме или папе?

 - Как называются умные книги, в которых можно найти ответы на все вопросы?

 - Есть ли у вас дома энциклопедии? (дети высказывают свое мнение)

Если кто-то захочет показать свою книгу, приносите её в садик. Мы можем все рассмотреть её.

 - Вы отлично работали.  Молодцы!  Эти книги   оставим пока в группе, чтобы вы могли рассматривать их, когда захотите.  Мы с вами будем их понемногу читать каждый день, и вы узнаете много нового и занимательного. А нашу новую энциклопедию будем пополнять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИСОВАНИЕ (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ) ТЕМА: «ПЕТУШОК – КРАСНЫЙ ГРЕБЕШОК» (старшая группа)

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в старшей группе...

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике. Тема: Сафари – парк. Группа: старшая.

Цель: Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.Задачи:Учить детей создавать сюжетную композицию – создавать пан...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой)

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) для старшей группы. Тема: «В мире сказок К.И. Чуковского»...