«Секреты воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Богдан Наталья Валерьевна

Расширить и углубить знания детей по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sekrety_vozduha.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Солнечногорского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

        

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Секреты воздуха»

        

                                                                           

 Подготовила: Богдан Н.В.

г.о. Солнечногорск 2022

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Расширить и углубить знания детей по теме.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Расширять представление об использовании воздуха.

Развивающие:

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Зубочистки 2 шт.                                                                                                                    Целлофановые пакеты.                                                                                       Пластмассовые стаканы, листы бумаги.                                                                                 Чаша прозрачная. Вода.                                                                                                                                                                       Апельсин 1 шт.                                                                                                                                              Мандарины 8 шт.                                                                                                                                                                                        Газированная вода 2 бут. Стакан 1 шт.                                                                      Кисть винограда.                                                                                                                         Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.                     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.                                                                                                                                         Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.                                                                                                                              Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми корками.                                                                                                                                      Лист бумаги 1 шт.                                                                                                                              Шары, надутые гелием 20 шт.

Ход ООД:

Танец «Фиксики»

Баба Яга:

Я по воздуху летела, ступою своей гремела.

Вдруг - труба, над нею дым.                                                                                                                                       Оказалась я под ним,

Заблудилась я в дыму,

Что со мною не пойму.

Долго кашляла, чихала.

Даже видеть перестала.

И совсем я заблудилась,

Это где я очутилась?

Дети: В детском саду.

Баба Яга: Здравствуйте ребята. Какие вы все большие, красивые. А вы знаете кто я?

Дети: Баба Яга.

Баба Яга:

- Ой-ой! Чего-то мне щекотно. Ха-ха-ха. Каркуша, а ты как сюда попала?

Ворона Каркуша: Кар! А я тоже захотела на ребят посмотреть, и загадать им загадку. Попробуете ее отгадать?

Дети: Да.

Баба Яга: Загадывай, Каркуша.

 Через нос проходит в грудь       Он невидимый, но всё же

И обратный держит путь.            Без него мы жить не можем.   (Воздух)

Баба Яга: Правильно, воздух!

В. Как вы уже знаете, существует три состояния вещества. Какие?                                             - Твёрдое, жидкое и газообразное.                                                                                                                       В. Тогда что же такое воздух?

- Воздух – это смесь газов.

В. Из каких газов состоит воздух?

 - Воздух состоит из кислорода и азота.

В. Кому нужен воздух?

- Воздух нужен всей живой природе: людям, животным, растениям.

 Баба Яга: Я прилетела к вам по воздуху, а вы видели этот воздух?

 Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Баба Яга: Ой, как я устала, пока к вам добралась, я отдохну, посижу на вас посмотрю.

Баба Яга отдыхает.                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Давайте, проверим, правда, это или нет.

Опыт № 1.   Ловим воздух. Воздух невидим, без вкуса, без запаха.

В. Ребята, хотите поймать воздух?

Дети: Да.

В. Смотрите, у меня есть (показываю пакет). Что это? Что в нём? (Он пустой).

В. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь я покружусь с пакетом и быстро закручу его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Давайте мы теперь вместе с вами покружимся и помаем воздух в пакет. Получилось!

Теперь проткнём пакет. Направьте струйку воздуха на лицо. Что вы чувствуете?

- Вы видите эту струйку? Почему?  Направьте струйку в рот. Чувствуете какой-нибудь вкус?

Вывод. Воздух невидим. Он не имеет вкуса. Воздух можно почувствовать.

Опыт № 2. Способ обнаружения воздуха. Воздух везде.                                                            Цель. Доказать, что стаканы не пустые, в них находится воздух.                        Оборудование: пластмассовые стаканы, бумага, тазик с водой.                                         Попробуем опустить в таз с водой бумагу. Конечно, она намокла. Ребята, у

меня в руках стакан. Что в нём? А теперь затолкаем точно такую же бумагу внутрь стакана так, чтобы она не падала при переворачивании стакана. Перевернем стаканы отверстием вниз и аккуратно опустим в таз с водой на самое дно. Вода полностью закрыла стаканы. Аккуратно вынимаем их из воды. Потрогайте бумагу.  Какая она? Почему же бумага осталась сухой? Опять опускаем стаканы на дно таза и медленно наклоняем их.  Что происходит?    Вывод: Стаканчики   только кажутся пустыми, на самом деле – в них воздух.    Воздух невидимый.

 Опыт № 3. Воздух всегда в движении.                                                                                                       Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.                                                                                                                       1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) на каждого.                                                             2.  Герметично закрытые банки с апельсиновыми корками.                                                                                                                                      Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в помещении окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее. А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.                                                                                                                                                      Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

                                                                                                   

- Давайте и мы подвигаемся. Физкультминутка.                                                                                                                

Воздух-невидимка,                                       Руки вверху, двигаем вправо-влево.
Выходи гулять!                                                   «Зовут».
Воздух-невидимка,                                            Руки вверху вправо-влево.
Как тебя поймать?                                             Хлопки руками в разных местах.
Если быстро-быстро в поле убегу,              Бегут на месте.
Чистого-пречистого воздуха найду!           Потирают руки.
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,    Шаги на месте.
Самого полезного воздуха найду!               «Супер» -   показывают  пальчиком.
Если вместе с папой в горы я пойду,          Тянутся вверх на носочках.
Самого кристального воздуха найду!         «Сердце и ладошки».

Опыт №4. Вода не вытекает из стакана.

В. А хотите посмотреть фокус?

(Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой).

- Что произойдет, если стакан перевернуть?

Дети: Вода вытечет, выльется.

В. Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает).

- Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться.                                                                                                                                                                                             Опыт №5. Невидимый воздух внутри нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. 

 Цель: Доказать, что внутри нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.                                                                                                                                Оборудование.                                                                                                                                1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.                                        2.  Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.      3.   Воздушный шар.   - Что это?   (Воздушный шар).                                                                                                               - Почему он так называется? Внутри воздух.                                                                                      - Откуда он туда попал? (Из нашего организма).                                                                             - Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.                                                                                                                       Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

 Опыт №6. Воздух помогает рыбам плавать.                                                                      Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.  «Воздух легче воды».   

                                             

Оборудование. Бутылка газированной воды. Стакан. Несколько некрупных виноградин. Иллюстрации рыб.

- Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.                                                     Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.    

Опыт №7.  Плавающий апельсин.                                                                                                             

Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.                                                    Оборудование: 2 апельсина, большая миска с водой.                                                             Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.   Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Игра: «Водолазы». А теперь поиграем в игру водолазы. Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Для этого нужно крепко зажать нос рукой и ещё крепче сжать губы. Готовимся к погружению – вдох, выдох. Погружаемся. Ой, у меня без воздуха закружилась голова. Это потому, что человек без воздуха не может долго быть.

Опыт 8. «Воздух может загрязняться и исчезать»

Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того каким воздухом мы дышим.

А вы можете определить, чем пахнет в зале? Чистый воздух не имеет запаха, но он может присваивать себе чужие запахи и переносить их.

Итог: Уважаемые коллеги, наш эксперимент подошёл к концу, все были внимательными, активными, как настоящие научные сотрудники.

Надеюсь, вы сможете повторить и поделиться увиденными экспериментами и сможете придумать новые. 

Воспитатель: Баба Яга, Каркуша, а Вы все запомнили про воздух?                      Баба Яга: Нет.                                                                                                                      В. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе и повторим все для наших гостей.                                                                                                                                     - Какой он воздух? Для чего он нужен?  Кому воздух помогает плавать? За счет чего плавает апельсин? А воздух легче воды или тяжелее? Воздух имеет запах?                                                                                                                                                   Баба Яга: Нам все очень понравилось, но пора улетать. Мы хотим вам подарить шары в память о нашей встрече. Вы любите воздушные шары? Дети: Да.                                                                                                         Баба Яга: До свидания! (Дети уходят).                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Домовенок Кузя и секреты воздуха"

Цели:Познание- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также ...

Конспект НОД "Секреты воздуха."ФГОС ДО старшая группа

Познавательно-опытническая деятельность педагога и детей по выявлению свойств воздуха....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО «Секреты воздуха».

Тема: Секреты воздухаЦель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"

Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом. ...

"Секреты воздуха"

Экспериментирование всегда очень интересно детям....

Секреты воздуха.

Опытно экспериментальная деятельность в средней группе....

Непосредственно-образовательная деятельность " Секреты воздуха"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на развитие познавательной активности, интеллектуально – творческогопотенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательск...