Водоемы Югры: река, болото
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Жарникова Елена Александровна

конспект занятия по позновательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия596.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия для детей старшего дошкольного

возраста (с 6 до 7лет)  на тему:  «Водоемы: река, болото».

Цель:  формировать познавательный интерес к миру живой природы.

Задачи: Образовательные: закрепление знаний детей о водоёмах, уточнение понимания понятия  «река», «болото». Формирование у детей представления о болотах как части природы, об их ресурсах и значении для Земли. Обобщение, закрепление знаний детей о разнообразии животного и растительного мира рек и болот.

Развивающие: Продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении, говорить распространёнными предложениями, обогатить и активизировать словарь по теме занятия («болото»; «среда обитания»; «природные запасы», «торф», «торфяник», «горючее ископаемое»; названия животных и растений, обитающих на болотах). Развивать логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные: воспитывать культуру общения с природой, бережное отношение к растениям и животным, ко всему живому.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методические приёмы:  рассказ воспитателя, беседа, вопросы; рассматривание картинок, художественное слово: чтение стихов, загадывание загадок; объяснение, физкультминутка, этюд, подвижная игра,  экспериментальная деятельность, педагогическая оценка.

Оборудование и материалы:  глобус, карта Ханты- мансийского автономного округа,  магнитная доска, магниты красные и синие, картинка «Болото», картинки с изображением обитателей болота (растения и животные), губка, ёмкость с водой.

Предварительная работа: просмотр презентаций: «Вода и водоёмы. Какие бывают водоёмы», Чтение: А. Майков. «Болото», М. Аспиз. «Чудо-листья» (главы: стрелолист, росянка),  И. В. Гурина «Как появляется лягушка»,  Д. Новиков «Лягушка- квакушка»;  рассматривание: репродукция картины И. Шишкина «Болото», дидактические игры: «Кто где живёт?», «Что сначала, что потом?».

Ход занятия:

1.Организационный момент.  Воспитатель демонстрирует глобус.

Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла в группу глобус- уменьшенную модель нашей планеты Земля. Кто-нибудь из вас знает, для чего он нужен?
Варианты детей
Воспитатель:  Посмотрите внимательно на глобус. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Дети: Вода

2. Основная часть. Водоём – это место скопления и хранения воды.
Какие водоемы вы знаете?
Варианты детей
Воспитатель: Это – океан, море, озеро, река, болото. Самые большие водоемы – океаны и моря. Про них мы говорили, изучали их обитателей.

Воспитатель: Сколько всего океанов на планете?
Дети: четыре
Воспитатель: Правильно, Тихий, Индийский, Атлантический и Ледовитый. На Земле много морей, назову лишь несколько: Черное, Балтийское, Средиземное, Аравийское, Мертвое, Карское
Вода в море и океанах соленая, пить ее нельзя. Настало время отдохнуть и вспомнить, как хорошо отдыхается на море.

Физминутка "Море".

Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи).

Воспитатель: Следующий водоем -  это река. Если предыдущие водоемы имеют стоячую воду, то в реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показываю на глобусе). Река обозначена тонкой линией. Начало реки называется истоком. Углубление,  в котором течет вода – русло реки, а место, где она впадает в море – устье.
Как называется река, на берегу которой мы живем?
Дети: Обь.

Воспитатель показывает изображение реки Обь на карте.
Воспитатель: Правильно, а  в реках водятся лещ, стерлядь, щука, налим, муксун, язь и другие обитатели.



3. Беседа о болоте. Воспитатель: Послушайте, ребята, о чём эти загадки:

Не вода, не суша –

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.


Не пройдёшь, не проедешь –

Обойдёшь стороной.

И водицы не попьёшь

С синеватой пеленой.


Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Догадались? Верно, речь идёт о болоте, полу суше – полу воде.

Воспитатель: А есть ли в нашем округе болота?

(Ответы детей.)

 Давайте посмотрим карту Ханты – мансийского автономного округа. Как видите,  в нашем округе много болот, в том числе город Сургут строился на местах осушения болот.

 Болото – это суша с очень высоким содержанием воды, это сильно увлажнённый участок почвы. Это топкое, зыбкое, очень сырое и опасное для людей место. Его лучше обходить стороной.

Это место для лягушек.

Здесь нет улиц, нет избушек.

Лишь - куда ни поглядишь –

Кочки, ряска да камыш.

Воспитатель вывешивает на магнитной доске картинку с изображением болота.

(Дети рассматривают. Делятся своими впечатлениями от увиденного.)

Воспитатель: Только на болоте растут сфагновые мхи. Они обладают способностью впитывать в себя воды в десятки раз больше собственного веса и объёма, образуя мощные, сплошные упругие покрытия на болотах. Посмотрите: у меня в руках губка (показывает, нажимает на неё - губка сухая), я опускаю её в воду. Что происходит?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Губка впитывает в себя воду (показывает, что губка сырая, нажимает на неё- с губки течёт вода).

Толстый влажный моховой ковёр болот, как гигантская губка впитывает атмосферную пыль, копоть, вредные вещества, попадающие в воздух из заводских труб и с выхлопными газами автомобилей. Поглощая всё это, болота очищают воздух и воду, создавая огромные запасы чистой воды.

Ребята, только на болотах образуется очень полезное для людей горючее ископаемое - торф. Растения, живущие на болоте, со временем отмирают, и погибшие растения, перегнивая в воде, образуют торф. Торф люди используют в основном как топливо. Очень жаль, что, добывая торф, люди осушают болота, и после этого всё живое, обитающее на них, погибает, пересыхают небольшие речки. Кроме того, сухие торфяники становятся пожароопасными. А пожар в лесу – это очень страшно…

Воспитатель: А как вы думаете, кто живет на болотах?

(Ответы детей.)

Воспитатель: На болоте живут кулики, утки, журавли, серые цапли, совы болотные, комары, слепни, жуки – плавунцы, а также лягушки, жабы, ужи, гадюки, болотные черепахи и другие.

Интересно наблюдать, как охотится цапля. Она долго стоит, втянет голову в плечи и словно дремлет. Но это обман! Стоит цапле увидеть лягушку, как она быстро выбрасывает клюв вперёд и хватает добычу. Сейчас вы попробуете изобразить охоту цапли: как можно дольше стойте на одной ноге, затем меняйте позу, ищите лягушку. Цапли ходят по болоту важно, и вы идите, высоко поднимая колени.

Этюд «Цапля» (педагог читает стихотворение, дети изображают действия цапли по ходу чтения, указанные движения детей примерные, вариативные).

На одной ноге стоит (стоят на одной ноге, подняв руки вверх)

В воду пристально глядит. (опускают ногу, наклоняются вперёд,

отводят руки назад)

Тычет клювом наугад, (делают наклоны туловища вправо и влево)

Ищет в болоте лягушат.

На носу повисла капля: (дети с важным видом продвигаются

вперёд, высоко поднимая колени)

На охоту вышла цапля.

Воспитатель: Молодцы! Отличные цапли у вас получились

Обратите внимание на следующие интересные растения болота (вывешивает поочерёдно картинки на магнитной доске):

Белокрыльник. Самое замечательное у него то, что белый цветок на самом деле вовсе не цветок. Это всего лишь прикрывающий лист – белый внутри, зелёный снаружи. Настоящие цветки мелкие и плотно сидят в виде початка на толстой вертикальной оси. Именно снежно-белый лист - покрывало, словно парус вокруг початка - мачты, делает растение белокрыльника столь красивым и неповторимым.

Росянка.

Это одно из самых знаменитых и загадочных растений болот. Это связано с тем, что это маленькое растеньице – грозный хищник! Горе комарику или мушке, соблазнившемуся капельками словно бы сладкой росы на листьях росянки! Лишь только сядут насекомые на «росинки-ворсинки», как тут же и приклеятся. А затем лист будет медленно сжиматься и постепенно переваривать пойманное насекомое. Впрочем, поймать комара или мушку росянке удаётся далеко не всегда. Многие посетители легко вырываются и спокойно улетают.

Рогоз.

Рогоз и камыш люди часто путают между собой и прежде всего рогоз неправильно называют камышом. У рогоза вызревает на вершине высокого стебля плотное бурое или почти чёрное, словно бы бархатное, соцветие из очень мелких цветочков, похожее на эскимо на палочке. Когда созревают семена, этот плотный початок разрыхляется и в виде пуха разлетается по окрестностям. Так семена рогоза расселяются. Камыши же выглядят как голые длинные цилиндрические пруты, торчащие из воды.

4. Закрепление пройденного материала.

 Воспитатель: сегодня мы с вами вспомнили, какие бывают водоёмы, узнали новое об уникальном месте - болоте – полу суше, полу воде, познакомились с удивительными обитателями водоемов. Скажите, было бы вам жаль, если бы вдруг болото исчезло, засохло?

(Ответы детей.)

Давайте поиграем-посчитаем: пользу, которую болото приносит людям, обозначим синими магнитами, а «вред» - красными.

Предполагаемые ответы детей:

«Вред» - сырость; нельзя через болото пройти, можно погибнуть; там живут опасные для людей животные и комары – переносчики болезней; нельзя что-то построить на месте болота.

Польза - на болоте растут и живут многие растения и животные, в том числе и занесённые в Красную книгу; сфагновые мхи, растущие только на болотах, очищают воздух и воду; в болотах рождаются мелкие реки, там большой запас чистой воды, и только на болотах образуется торф.

Вывод: Не следует людям осушать все болота, добывая торф, так как болото - это уникальное место, это природные запасы воды и торфа, это среда обитания многих животных и растений, в том числе редких, это начало рек и озёр, это лёгкие Земли, очищающие воздух и воду.

5. Рефлексия. Ребята, вы хорошо поработали сегодня, вы – умницы и большие молодцы, внимательно смотрели и слушали, верно отвечали на вопросы, и я дарю вам раскраски: «Чудо-превращение», «Животные и растения болот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»

Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....

Консультация для родителей "Почему надо беречь водоемы и реки"

Без чистой воды сложно представить нашу жизнь. Мы ее пьем, готовим еду, купаемся в ней, используем для прочих нужд. Именно поэтому важно сохранять чистоту воды и препятствовать ее загрязненности....

Памятка для родителей "Меры безопасности на реках и у водоемов"

Полезная информация для родителей о мерах безопасности у водоемов...

Памятка для родителей "Меры безопасности на реках и у водоемов"

Полезная информация для родителей о мерах безопасности у водоемов...