Ознакомление с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ознакомление с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Растения наши друзья»

Цель: закрепление знаний о деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Задачи:

Образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о разных видах деревьев и кустарников. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных. Продолжать формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивающие: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

Воспитательные: воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: материал с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.

Предварительная работа с детьми: наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице, за их изменением в природе. Беседа: «Деревья нашего двора».

Чтение рассказа о деревьях Л. Н. Толстой «Дуб и орешник»

Ход:

Организационный момент:

Предлагаю детям подойти к окну.

В:Посмотрите, какая сегодня погода?

В:Чтобы наше настроение не было таким же хмурым, как это осеннее утро, улыбнитесь друг другу, подайте друг другу руки, почувствуйте тепло ваших рук, посмотрите ласково друг другу в глаза, и сразу всем станет веселее.

Проблемная ситуация:

В: Я думаю, что Вы со мной согласитесь: Все мы любим цветы. А какие цветы Ваши любимые? Ответы

В: Цветы - растения – это часть природы. Ребята, скажите, какая бывает природа.

В: Давайте повторим, в чем разница между живой и неживой природой. К живой природе относится все, что дышит, пьет, ест, растет и размножается.

В:А растения относятся к живой, или не живой природе?

В: Итак, растения и животные относятся к живой природе.

В:Дети, а что относится к неживой природе?

В: Давайте немного поиграем.

Дидактическая игра «Живое-неживое»

Игра представляет собой три больших конверта из бумаги, закрепленных на доске, с изображенными на них представителями живой и неживой природы и предметами, сделанными руками человека и разноцветными с одной стороны карточками, на которых с другой стороны также изображены представители живой и неживой природы и предметы, сделанные руками человека. Ребенок подходит к столу, выбирает цветную карточку и переворачивает ее. Он видит картинку, на которой, например, изображена туча. Далее ребенок определяет, к какой категории относится изображение, озвучивает свое решение и помещает в соответствующий конверт

Основная часть:

В: Сегодня мы поговорим о растениях.

В: Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

В:Как дышит растение? (через листья, корни)

В:Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

В:Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

В:А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

В:Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

В: Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

В: Но самое главное – растение выделяет кислород, который нужен человеку и животным для дыхания. Растения на Земле встречаются повсюду. Может кто-нибудь из вас слышал такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют луга, поля, леса. И именно зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

В:Растения можно разделить на три основные группы:

- древесные, это деревья.

- кустарниковые, это кусты.

-травянистые, это травы.

В:Хотя растения выглядят по-разному, но они во многом похожи.

В:Сколько разных растений окружает нас, и у каждого растения своё название.

В:Ребята, как называются растения, которые появляются весной, первыми? (первоцветы). Назовите их (первоцветы: мать-и мачеха, чистяк, одуванчик, мимоза, подснежник).

Физкультминутка:

В:Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал.

Семена росли, росли и стали цветами. (медленно поднимают руки, встают, выпрямляются).

Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова потянулись к солнцу. Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (на носочки, руки вверх)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки, ладони вверх)

Рады солнышку цветочки, веселятся от души, (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Развернут они бутоны (соединить руки над головой)

Словно в солнышке утонут. (раскрывают ладошки-бутоны).

В: На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

В: Что нужно растению для жизни? свет, тепло, вода, почва. Еще в самом начале занятия мы вспомнили, что растения относятся к живой природе. А следовательно они дышат, питаются, растут и у них появляются семена, из которых появляются новые растения при благоприятных условиях. Для питания растениям необходима вода - а вода это живая или неживая природа? Нужны свет и тепло, которые дает нам солнце. Солнце –это живая природа или нет? Нужна почва почва-это живая или неживая природа? Поэтому мы с Вами делаем важное открытие – растения зависят от неживой природы. Если растение не поливать, закрыть от солнца и света, выкопать из земли-оно погибнет. Мы с Вами – тоже часть живой природы. Мы тоже дышим, питаемся, растем. Без воды мы жить не можем. Без еды тоже не можем. Если не будем дышать – то задохнемся и погибнем. Поэтому живая природа не может жить без неживой.

Рефлексия:

В: Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня мы узнали на занятии.

В:Растения первыми появились на Земле или животные?

В:На какие группы делятся растения?

В:Что нужно растениям для жизни?

В:Могут ли растения существовать без воды?

В:Без света?

В:Без почвы?

В:Растения - это живая природа, могут ли они существовать без неживой природы?

В: Помните ребята, чтобы природа нас всегда радовала, мы должны о ней заботиться.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Окружающий мир Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Зима не лето, в шубу одета".

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Зима не лето, в шубу одета"....