ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе тема: «Волшебное электричество»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Табалина Ольга Алексеевна

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с прошлым электричества;
  • Познакомить с разновидностями электростанций;
  • обобщать знания детей об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание основ безопасного поведения в обращении с электроприборами и электрическим током;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_elektrichestvo.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности для детей

подготовительной к школе группы

Тема: «Волшебное электричество»

                   

                                                                             

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с прошлым электричества;
  • Познакомить с разновидностями электростанций;
  • обобщать знания детей об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие задачи:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • воспитание основ безопасного поведения в обращении с электроприборами и электрическим током;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы:

1.Презентация «Откуда пришло электричество».

2.Отрывки из мультфильма «Уроки тетушки Совы»

3.Игрушка, работающая на батарейках.

4. Карточки к дидактической игре «Найди пару».  

5. Карточки - схемы по правилам пользования электроприборами.

6. Оборудование для опытов:

Опыт 1 Пластмассовые расчески  по количеству детей, полоски бумаги, шерстяной шарфик.

Опыт 2 Пластмассовые палочки по количеству детей, полоски бумаги, шерстяной шарфик.

Опыт 3 Два воздушных шарика висят на длинных нитках,  емкость с водой.

Мультимедийный экран, проектор, ноутбук.

Содержание деятельности:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас будет интересное, немного необычное путешествие, во время которого мы узнаем много нового об электричестве  и проведем небольшие исследования.

- Все готовы ? Тогда слушайте сказку.(звучит мелодия)

2.  Рассказ воспитателя о прошлом и настоящем электричества.

 Жила – была старая керосиновая лампа ( демонстрирует керосиновую лампу).Раньше она передавалась по наследству из рук в руки. Все были рады ей. В вечернее время она освещала  комнаты, и  всем становилось тепло, уютно и радостно. Но что произошло? Про нее стали забывать, а вспоминают лишь тогда, когда вдруг становится снова темно.

- Как вы думаете, ребята, почему забыли про керосиновую лампу? (ответы детей) Сейчас у всех электричество.

- А с чего все начиналось?  С первых людей, появившихся на земле. Они называются первобытными; от слов «первый» и «быт». Первобытные люди жили в пещерах, и свет для них был теплом, пищей, уютом ,они добывали огонь при помощи трения камней  (слайд №1).Так они высекали искру, она попадала на заранее приготовленные сухие ветки, солому, кору. Люди очень ценили и берегли огонь, никогда не оставляли свой очаг без присмотра (слайд № 2)

Люди догадались со временем, что, если в костёр опустить палку, она загорится. Так появился факел. (слайд № 3)

Позднее в домах стали использовать палочки поменьше - лучины. Ставили лучины на специальную подставку – светец. (слайд № 4),

Со временем люди стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда фитиль из ниток и поджигать его. Так появились масляные лампы (слайд № 5). Еще позже люди стали изготавливать восковые свечи.(слайд № 6)

Однажды один умный человек изобрёл электрическую лампочку. Она горит ярко, удобно и безопасно.(слайд 7) Она сделана из стекла и металла. Бывают лампочки разного размера, разной формы и цвета .(слайд 8)

- Еще позже люди создали электростанции, которые вырабатывают электроэнергию в огромные трансформаторы, которые распределяют электроэнергию по проводам в наши дома. Электрический ток – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов. Он похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам – электроны. Электрический ток  вырабатывают большие электростанции. (слайд №9)

- На экране вы видите гидро- (вода) электростанцию (слайд № 10)  Работает она благодаря силе реки.

- Люди научились использовать силу ветра (ветровые эл. станции) (слайд № 11), использовать атомную энергию (атомные эл. станции), (слайд № 12)  энергию солнца (солнечные электростанции). (слайд № 13)

-Люди научились химическим способом создавать электричество в батарейках (слайд № 14). Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе. В них есть полюса + и -.Если вы батарейку поставите в прибор + к+, а – к -,то прибор будет работать, если  перепутаете -  нет. Какие  вы еще знаете знаки(=,<,>,?,!)

– Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

– Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии это тоже разряд электричества. Посмотрите на фотографии. Небо как будто бы злится и пускает на землю стрелу. (Презентация, слайд 15). У молнии очень мощный эл. разряд и опасен для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.

2. Показ отрывка из мультфильма «Уроки тетушки Совы».

-А сейчас  давайте посмотрим как электричество приходит в наши дома.

(Просмотр отрывка из мультфильма «Уроки тетушки Совы» о том, как электричество попадает в наши дома).

-А какие электроприборы вы знаете? (ответы детей)

3. Дидактическая игра "Найди пару".

Докажите мне как электроприборы помогают людям. Надо к предмету, которым пользовались предки найти современный бытовой прибор (дети подбирают карточки к соответствующим электроприборам и объясняют свой выбор).

  • Пылесос – веник;
  • Утюг – гладильная палка;
  • Швейная машина – игла;
  • Электролампа – свеча
  • Песочные часы – электронные часы
  • Камин – эл. обогреватель
  • Счеты – калькулятор
  • Печка – эл. Плита

4.Дидактическая игра «Топни, хлопни».

-Давайте поиграем. Я буду называть бытовые приборы. Если эти приборы работают от батареек, то вы будете хлопать в ладоши, а если бытовой прибор работает от электрической розетки, то будете топать ногами.

 (фотоаппарат, утюг, пылесос, часы, компьютер, холодильник, фонарик)

- Ребята, а у нас в группе есть электричество? (высказывания детей).Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

5. Показ отрывка из мультфильма «Уроки тетушки Совы».

- Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?

 - Давайте посмотрим ,что нам расскажет тетушка Сова.

          (Просмотр отрывка « Уроки тетушки Совы»)

6. Закрепление правил безопасности.

-Давайте повторим правила безопасного поведения с электричеством.

- Что означают эти карточки?

    1.   Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами

    2.Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

    3.Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

  4.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

  5.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

  6.Нельзя стоять под деревом во время грозы.

  7.Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

При не правильном  обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

(Дети все вместе повторяют)

Гвоздик или пальчик

В розетку не вставлять.

Электричество опасно

Это каждый должен знать.

7.Физминутка: Игра «Ток бежит по проводам».

-А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
(Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:)

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

После игры дети встают  вокруг воспитателя.

8. Экспериментирование.

 -А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в волшебную лабораторию где мы научимся ловить доброе электричество.

Опыт 1.

- Поднесите расческу к бумаге.

- С бумагой что-то происходит? (нет).

- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите расчески и расчешитесь. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.

- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе). 

- Как расческа стала электрической? (расчесали волосы)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали расчесывать волосы.

- Что происходит с волосами?  (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны)

- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт 2. 

-Возьмите пластмассовые палочки.  (Дети выполняют)

- Поднесите их к бумаге. С бумагой что-то происходит? (нет).

- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им палочку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.

- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе). 

- Как палочка стала электрической? (её натерли шарфиком)

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.  Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Это тоже электричество

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

 Опыт 3.

- А еще на этой кухне живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два  наэлектризованных шарика на длинной нитке).

- Как вы думаете, сейчас они помирились, или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).

- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.

- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).

- Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).

- Что произошло с шариками? (они притянулись  друг к другу) Почему?

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы  они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.

9.Анализ: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается, они становятся электрическими).

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).

Релаксационная пауза.

-Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки.

– Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? Давайте же проверим ,как работает электричество при помощи батареек. Кто мне поможет?(вызвать одного ребенка)Как надо вставить батарейку в игрушку чтобы она заработала?(Ребенок вставляет батарейку, игрушка начинает работать)

– Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет.

Если понравилось - покажите мне свои ладошки, если не понравилось- то спрячьте их за спину.

 Вы помните, как называется профессия людей, которые работают с электричеством? Они подарили нам вот такие книжки, в которых есть, все о чем мы с вами сегодня говорили .Рассмотрите их дома с родителями, расскажите что вы узнали нового об электричестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная книга»

Цель: развитие произвольности психических процессов у старших дошкольников. Задачи:1.Развивать внимание, воображение, память, восприятие.2.Развивать предпосылки логического мышления, общую и мелк...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебные слова" или «Нежданная гостья»

Конспект занятия направлен  на   формирование у детей представлений о различных средствах и способах коммуникации с окружающим внешним миром, закрепление представлений о нравственном по...

КОНСПЕКТ исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебный воздух»

Волшебный воздух Задачи:Образовательные:Учить моделировать, работать с пиктограммами.Систематизировать знания детей о свойствах воздуха.Закреплять знания детей о безопасности жизнедеятельности.Ра...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...

Открытое занятие по поисково-исследовательской деятельности для педагогов (подготовительная к школе группа). Тема: «Волшебное электричество».

Открытое занятие по поисково-исследовательской деятельности для педагогов (подготовительная к школе группа).Тема: «Волшебное электричество»....