"Магнитные чудеса"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Елена Антоновна Подвербная

Коснпект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

          МБДОУ № 9

Воспитатель Подвербная Е.А.

Тема занятия: « Чудеса магнита »

Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции через экспериментирование в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи :

Образовательные :

1.Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства ( притягивать предметы, действие магнита через стекло, картон, воду)

2.Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя качества и свойства

3. Познакомить со способами использования магнита в игровой и практической деятельности.

Развивающие :

1.Развивать активность, любознательность, интерес к познавательной  деятельности, стремление к познанию через творческо – эксперементальную деятельность

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотизы,  делать выводы, активизировать словарь детей.

Воспитательные :

1.Воспитывать доброжелательные отношения, развивать коммуникативные навыки общения и навыки безопасности при проведении опытов, воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товаришей по группе, работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

 Интеграция образовательных областей :

 « Познавательное развитие », « Речевое развитие », « Социально – коммуникативное развитие », « Художественно – эстетическое », « Труд »

Предварительная работа :

Цикл занятий по эксперементальной  деятельности

Материалы и оборудование :

- Магниты для детей, шапочки , халаты для проведения опытов

- Подносы с магнетическими предметами ( кнопки, гвозди, шурупы и др.) и с немагнетическими предметами ( бумага, картон, пластик, ткань, деревяные предметы и др. )

- Варежка с магнитом

- Емкость с водой и скрепкой

- Макет « Озеро », « Автодром », «Небо»

- Тарелка с фасолью и металлическими предметами

- Карточки для записи выводов опытов

- Карточки с заданиями героев, схемы опытов

- Карточки с различными предметами ( магнит.  и немагнит. )

Методы и приемы :

- Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, эффект удивления

- Экспериментирование

- Беседа

- Наглядный

- Словесный ( вопросы, использование художественного слова в ходе занятия, индивидуальные и хоровые ответы детей )

- Объяснительно – иллюстративный

- Продуктивная деятельность

                                               

               Занятие  по познавательному развитию

                              « Чудеса магнита »

 Ход занятия :

Организационный момент :

В: - Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте со всеми дружно поздороваемся со всеми, кто нас окружает ( дети встают в круг )

                       Здравствуй небо ( поднять руки )

                      Здравствуй Земля ( приседают )

                      Здравствуйте мои друзья ! ( руки вперед )

                      1,2,3,4,5 (загибают пальцы )

                      Пора в путешествие опять ( идут по кругу )

                      В мире  много интересного ( показывают руками )

                      Нам порою неизвестного ( пожимают плечами )

                     Миру знаний нет предела, так скорей, друзья за дело !

В : - Ребята, сегодня нам принесли посылку, вам интересно узнать, что в ней?  ( посылка стоит на подносе со скрепками )

 - Интересно вам ? давайте прочитаем :

                                                  Письмо :

Дорогие ребята ! я нашел  интересный камень, я не знаю как он называется, что он может принести – добро или зло, помогите мне разобраться и пришлите результаты ваших исследований Я знаю, что вы очень любознательные и умные, вот и я хотел вас попросить помочь сказочным героям, потому что я сейчас далеко отсюда и прошу вашей помощи, кроме вас мне не к кому обратится. Они очень ждут вашей помощи, согласны ? Если у вас получится помочь героям в конце путешествия вас жлет сюрприз .Прилагаю карту, по которой вам надо найти задания героев и постараться их выполнить.

                               

- Попробуйте  отгадать, что лежит в этой посылке, как вы думаете?( ответы )

- Если мы правильно  отгадаем загадку ( приклеена на мешочек ), ответ на загадку мы найдем в мешочке :

                                   Бывает маленьким, большим,

                                  Железо очень дружит с ним,

                                  С ним и незрячий непременно

                                  Найдет иголку в стоге сена ( магнит)

                               ( Открывает мешочек  и достает магнит )

                                  Вот перед нами обычный магнит

                                  Много секретов в себе он хранит 

В : - Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что дети самый любознательный народ. Они хотят очень многое узнать и задают много вопросов. Таких детей и называют « Почемучками »

                            Песня Л. Труниной « Почемучки »

           

В : - Ребята, а вы знаете откуда появился магнит на нашей земле ? Существует много легенд появления магнита и я расскажу вам одну из них. Хотите узнать, рассаживайтесь поудобнее и слушайте

                                       Легенда о появлении магнита

В давние времена, на горе Ида пастух  по имени Магнус пас овец. Он заметил, что его сандалии,  подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял тогда сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнус  понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил всех своих соседей. От имени пастуха и появилось название « Магнит » и до сих пор он нам необходим.

- Вот теперь мы узнали откуда появился магнит и пора спешить на помощь сказочным героям , согласно карте, который прислал нам Почемучкин

- Чтобы справиться с заданиями сказочных героев нужно обладать волшебными предметами или быть самим волшебниками.

Волшебные предметы у кого нибудь есть ? А какие вы знаете волшебные предметы ? ( клубок, волшебная палочка, ковер самолет, сапоги скороходы )

Ни у кого нет? Точно?

- А волшебники среди нас может быть есть ?  ( нет )

Итак. Я знаю что делать ! Скажите каких людей называют волшебниками ?  Говорят, что они творят чудеса как настоящие волшебники ?

- Правильно , ребята, таких людей называют учеными.

Ребята, я приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие, в страну волшебства, где мы станем настоящими волшебниками, и в конце путешествия вы сами в этом убедитесь !Итак закроем глаза и скажем волшебные слова : « Крибле, крабле, бумс ! »

Итак  поспешим на помощь нашим сказочным друзьям.

1задание мы найдем здесь (отгадывается место – книжный уголок ), нужно отгадать еще от кого задание :

                           Старательна, трудолюбива

                           Добра и очень красива

                           На бал она попала,

                           Но туфельку там потеряла.

                    Открываем конверт № 1( Золушка )

Письмо :Ребята, мне нужна ваша помощь, мне мачеха давала различную тяжелую работу, и как только я заканчивала, она высыпала мешки с крупой в одну большую кучу и заставляла отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала новое испытание : высыпала в фасоль скрепки. Я очень хочу попасть на бал во дворец, чтоб увидеться с принцем и боюсь не успеть, помогите  мне  пожалуйста..а в помощь вам высылаю  помощницу

                                      Игра « Волшебная рукавица »

               У меня есть рукавица, с ней я просто мастерица

               Повнимательней  смотрите, за рукой моей следите

 ( Демонстрирует тарелку с крупой и металлическими предметами и

                         примагничивает скрепки )

- Попробуем разгадать это волшебство ?

-А я могу подсказать,эти предметы примагнитились, а помог нам в этом                 МАГНИТ

- Попробуйте сами помочь Золушке (магнитят скрепки )

- Какие предметы примагнитились? ( железные, металлические )

Этот предмет помог сделать первое волшебство. Молодцы. быстро справились с этой работой. Теперь Золушка успеет на бал, увидит своего принца и будет счастлива !

- А теперь превращаемся в волшебников – исследователей и рассмотрим 1  волшебное свойство магнита Мы с вами попали в волшебную комнату, там где работают ученые и называется научная лаборатория, где нам предстоит выполнить задания сказочных героев открыть тайны Великого магнита, сделать это мы сможем с помощью экспериментов с магнитом, я предлагаю вам стать маленькими исследователями и будем экспериментировать и изучать свойства волшебного магнита, и прежде вспомним некоторые правила безопасности в лаборатории ( рассматриваем карточки, ответы детей ), одеваем шапочки и вперед…

Подойдем к 1 столу :

                                   Важное дело эксперимент

                                  В нем интересен каждый момент

                                                1 зксперимент

- Что вы тут видите? ( деревянные. стеклянные, пластмассовые, металлические, резиновые предметы и т.д. )

- Из чего сделаны предметы ?

- Как вы думаете, все ли предметы притянет магнит ?

Проверим  притягивает ли магнит деревянные предметы и т. д

Сейчас нам все предметы нужно разложить по коробочкам  с помощью магнита, те которые притягиваются в коробочку ( + ),которые нет( - )

- А теперь давайте отметим в  схеме, из которой будет ясно, что магнит притягивает . а что нет.

Вывод :

Магнит притягивает металлические предметы, а неметаллические предметы ( вывешивается схема ) Свойство магнита притягивать предметы называется магнетизм.

Предметы, которые притягивает магнит называют магнетическими

                                         ( Вывешивается схема )

Путешествие продолжается – 2 задание мы найдем здесь ( театр ) и отгадайте от кого :            

                         Открываем конверт №2  (Василиса )

                                           Письмо :

Ребята, как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает железные предметы, действует его сила через какую нибудь преграду?

- Что такое преграда знаете ? ( ответы детей )

- Как вы думаете  будет ли действовать сила магнита через преграду -

 картон ? Давайте проверим.

                                       2 эксперемент

-  Поиграем в « Автогонки » , « Бабочки », « Рыбки » ( картон с фоном трассы,  неба, моря, рыбки, машинки, бабочки )

- Видите, они двигаются, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

- Отчего это происходит ? ( магнит притягивает скрепку )

- Совершенно верно, сила магнита , проходя через картон, притягивает скрепки и заставляет следовать за магнитом. Это значит, сила магнита действует через картон.

Вывод :

магнит действует через преграду – картон (вывешивается схема )

           1 Динамическая пауза « Магнитит – не магнитит »

Выбирается водящий ( одевается шапочка – магнит ), остальные предметы (называет воспитатель - если железные прилипают, если нет просто двигаются .)

Продолжаем путь, 3 задание (  в изоуголке отгадайте от кого )

                          У отца есть мальчик странный,

                          Необычный, деревянный,

                          На земле и под водой

                          Ищет ключик золотой,

                          всюду нос сует длинный..

                          Кто же это ?

                      Открываем конверт  № 3  ( Буратино )

                                                 Письмо :

Ребята, помогите пожалуйста мне в моей беде. Вот что случилось со мной : Карабас Барабас спрятал кукол в темном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка бросил в банку с водой. Нужно достать ключ не  замочив рук, тогда я открою замок, и куклы будут свободны ,но у меня не получается, помогите мне пожалуйста!

- Внимание ! Задание на смекалку и сообразительность.

                                            3 эксперемент

Перед вами стаканы с водой  и скрепки – ключи, подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив рук. ( предположения детей )

- Моя подсказка : Если картон не является преградой для магнита, то может и стекло не будет являться преградой, возьмите стакан в руки и подумайте ( нужно приложить магнит к стеклу и медленно двигать вверх, пока скрепка не приблизится к поверхности воды и так можно достать скрепку. У всех получилось ?

- Вода мешает действию магнита ? ( нет )

- А стекло ? ( нет ) Правильно.

Вывод :

Сила магнита действует на металлические предметы через воду и стекло ( вывешиваеся схема )

Молодцы, и на этот раз вы смогли помочь сказочным друзьям. Теперь Буратино откроет дверцы чулана , куклы окажутся на свободе и будут всех радовать новыми приключениями !

                               Динамическая пуза « Буратино »

                   Открываем конверт № 4 Задание( Черепаха Тортилла )

                                                           Загадка :

                                  Черепахе 300 лет

                                   Старше на всем свете нет

                                   И на пруд, где много тины

                                   К ней явился Буратино

                                   Черепаха ключ хранила

                                   А зовут ее ….. ( Тортилла ) 

Дорогие ребята ! я уже 300 лет живу в своем родном пруду, все было хорошо, но в последнее время мой пруд стал очень грязным, помогите мне его очистить, чтоб всем жителям в нем было радостно жить!

                             Командная игра « Очистим пруд »

Задание от Черепахи Тортиллы ( очистить пруд от мусора с помощью удочки с магнитом )

- Какой вывод можем сделать о свойстве магнита ?

Вывод : Сила магнита действует в воде

                                                  Итог занятия: 

- Вот и подошло к концу наше  занимательное и увлекательное путешествие, помогли сказочным героям , мы были с вами волшебниками и провели время с волшебным предметом, каким ? ( магнитом )   

                                   Стих : ( Настя )

                              Мы с мамой взяли магнит

                              Он и тянет, и манит.

                              Отыскали все под давкой

                              И колечки, и булавку

                              Даже в щелях и пыли

                              Гайки папины нашли

                             Получился целый праздник

                             Вот такой магнит проказник

- Вам было интересно? Что мы сегодня делали ? Что было для вас трудным

- А что больше всего понравилось в нашем путешествии ?

- Кто нам помогал проходить испытания ? ( волшебный магнит )

- Какой магнит ? ( рассказ по алгоритму )

- А какими свойствами он обладает?   притягивает железо ?действует в воде ? притягивает пластмассовые предметы ?действует через стекло ?действует через картон ?

- Вот видите, ребята мы с вами убедились, что магниту ни помеха ни вода, ни зерна, ни стекло. Он все равно не теряет своих свойств.

- Ребята, какое у вас настроение после встречи с удивительным магнитом?

- Мы вышлем  Почемучке результаты исследований  он их получит и узнает , что мы справились со всеми заданиями и помогли героям  а еще подарочек

( Составить  на магнитной доске букет цветов, или нарисовать на магнитных  дощечках )

- А вы не забыли , что Почемучкин  написал в письме, что если вы пройдете все испытания и поможете героям , вас ожидает сюрприз, как вы думаете мы справились с заданиями ? ( Воспитатель дарит сюрпризы - магниты )

- А вы любите играть с магнитными игрушками ? ( какие магнитные игры есть у нас в группе – можно подбежать )

-  Почему магнит можем назвать волшебным камнем ? И волшебство его продолжается и в нашей жизни, приглашаю вас в любое время в наш мини музей посмотреть где мы можем встретить  волшебные магниты.

 

                 Путешествие наше закончилось, до свидания, Друзья !

                             

                           Комплексное  занятие

                                 в средней группе

                          « Волшебство магнита »

                                                                   

                                                                   Составитель :

                                                                                    Зелинская О. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Магнитные чудеса"

Цели:- помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения;- учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;- развивать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников "Магнитные чудеса"

Данный  материал  знакомит детей старшего возраста  со свойствами магнита....

«Магнитные чудеса»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия Магнитные чудеса

Конспект занятия Магнитные чудеса в старшей группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12020742","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]][[{"type":"m...

Проект "Чудеса магнитной силы"

Проект  по познавательно-исследовательской деятельности«Чудеса магнитной силы»...

Конспект ОД "Магнитные чудеса"

      ОД по развитию речи с использованием технологии исследовательской деятельности.          Коллекционирование в образовательной област...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» Тема: «Магнитные чудеса»

Технологическая карта  мероприятия непосредственно-образовательной деятельности  с детьми старшей группы «Б»  Тема: «Магнитные чудеса»...