Конспект Воздух ветер
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Регер Кристина Валерьевна

Конспект Воздух ветер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh_veter.docx114.73 КБ
Файл konspekt_vozduh_i_ego_svoystva.docx433.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №221 комбинированного вида г. Орска»

http://img.ptfish.com/attachment/forum/201809/13/165341demz1mbzgh1zmnep.jpg

Орск, 2022

Конспект ООД в подготовительной группе

«Воздух, ветер».

Цель: Формирование у детей экологических знаний.

Задачи.

Образовательные:

  • Расширять, конкретизировать и систематизировать знания детей о ветре, как движении воздуха посредством метеоплощадки.
  • Формировать представления детей о значении ветра в жизни человека, растительного и животного мира.
  • Учить наблюдать за явлениями неживой природы, анализировать и делать выводы, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость, формировать представление о ветре, как о движении воздуха.

Развивающие:

  • Развивать умение прогнозировать погоду, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения, опыта.
  • Развивать способность к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию экологической культуры детей и взрослых.
  • Воспитывать наблюдательность, необходимость замечать изменения в погоде и одеваться в соответствии с этими изменениями.

Ход ООД.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Тогда слушайте:

«Здравствуйте ребята! Вчера, мои друзья, подарили мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запустить, на друзья сказали, что для этого погода должна быть без осадков и ветренной. Я решил попробовать запустить сегодня, но никак не могу определиться с погодой. Помогите мне, пожалуйста, напишите, подходит ли сегодня погода для игр с воздушным змеем. Буду с нетерпением ждать ответа от вас, Незнайка»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашему другу определиться с погодой?

Отлично! Для начала давайте вспомним – как называется профессия людей, которые определяют погоду? (метеорологи)

А где работают метеорологи? (на метеостанции)

А для чего нужна метеостанция? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

Ребята, скажите, а кому нужно знать заранее какая будет погода?

- летчикам – если сильный ветер, облачность, то полет отменяется;

- морякам – при приближении шторма корабли не выходят в море;

- работникам сельского хозяйства – знать можно ли сеять или сажать семена в землю, потому что если будет очень холодно семена не прорастут и погибнут;

- водителям – если ожидается порывистый, ураганный ветер, то водители не выходят в рейс;

- путешественникам, геологам – при неблагоприятной погоде, проливном дожде, ураганном ветре, люди не совершают туристические походы.

Молодцы!

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что с самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Они наблюдали за поведением животных, насекомых и растениями.

Давайте и мы с вами вспомним приметы, по которым можно определить погоду.

Паучок сеть плетет – значит на улице солнце печет.

Ласточки летают низко – дождь близко.

Прыгает лягушка по земле – значит будет дождик на дворе.

Цветы закрываются – к дождю.

Муравьи засуетились, прячутся в дома - значит сегодня нельзя гулять без зонта.

Дым стелется по земле – будет тепло на дворе.

Ясное небо зимой – к морозу.

Елки опустили ветки – к дождю.

Молодцы. Все приметы вы назвали правильно.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы с вами начнем говорить, какая сегодня погода, отгадайте загадки, о погодных явлениях, которые мы можем с вами наблюдать. Готовы?

Он на лужах, посмотри, выдувает пузыри, хочет чтобы я и ты не забыли про зонты. (дождь)

Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Облако)

По полю рыщет, поет, да свищет. Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)

Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце и зовут тебя все (солнце).

Все правильно отгадали. Молодцы!

Воспитатель: Ну а теперь давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны?

Давайте вспомним, какая погода должна быть, чтобы запустить воздушного змея? (ветреной и без осадков)

Скажите, а мы можем определить пасмурная или ясная погода сейчас? (посмотреть на небо, если там нет туч и облаков, светит солнце, значит погода ясная)

Сегодня погода хорошая, ясная, или облачная, но без осадков. Почему вы так решили?

Если облачно, подойдем к нашему ловцу облаков. Давайте определи на кокай рисунок больше похожи облака сегодня? (кучевые, слоистые, перистые, дождевые)

Воспитатель: А мы можем определить температуру воздуха? Для этого нам надо посмотреть на термометр. Для термометра сделана специальная будка, которая скрывает термометр от прямых солнечных лучей. В будке есть прибор, который называется барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем давление выше, тем меньше вероятность дождя. Ноль граница между градусами тепла и мороза. Итак, температура воздуха составляет --- градусов? Холодно или тепло? Чтобы нам не забыть, давайте на нашем стенде поставим температуру.

Молодцы! А теперь чуть- чуть отдохнем и поиграем.

Игра «Дождик и дети»

С помощью считалки определяем ведущего – дождик. «Дождик» ходит вдоль условной границы.

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила:

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой.

(после этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону, а дождик их ловит)

Хорошо, отдохнули!

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Ребята скажите, что мы вдыхаем через нос? Можем ли мы его увидеть? Как узнать, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей)

Игровое упражнение «Почувствуй воздух»

Дети машут бумажным веером возле своего лица. Воспитатель спрашивает, что дети чувствуют. Вывод: воздуха мы не видим, но он нас окружает.

Воспитатель предлагает рассмотреть прозрачную пластиковую бутылку.

Воспитатель: как вы думаете, эта бутылка пустая? Как мы можем это проверить?

Эксперимент «Воздух в предметах»

Закрытую пластиковую бутылку опускаем в таз с водой. Бутылка всплывает.

Воспитатель: Ребята, что произошло? Бутылка всплывает. Теперь откроем крышку. Открытую бутылку опустим в таз с водой так, чтобы она начала заполняться водой.

Воспитатель: что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Бутылка не была пустой – в ней был воздух! Вода льется в бутылку и вытесняет из нее воздух. Воздух в закрытой бутылке легче воды, поэтому закрытая бутылка всплывает. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите еще предметы, которые заполнены воздухом? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Это конечно мяч, шины автомобиля, велосипеда, воздушные шарики.

Воспитатель: Давайте проверим, наполним воздухом воздушные шарики. (Дети надувают шарики, воспитатель задает вопрос: чем мы заполняем шарики? (ответы детей)

Воспитатель: верно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Воспитатель: итак ребята. Мы разобрались с вами, что такое воздух, определили погоду. А как же нам узнать ветрено на улице или нет? (посмотреть на деревья, если ветки колышется и дерево гнется, значит на улице есть ветер)

Воспитатель: правильно ребята. Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным и слабым.

А еще можно определить по приборам, которые находятся на метеостанции. (петушок, ветреной рукав)

Понаблюдайте за ними и скажите, какой сейчас ветер сильный или слабый? (ответы)

Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу сильный ветер, вы произносите звук «ш» громко, если я скажу слабый ветер, произносите звук «ш» тихо. Приготовились.

Речевая игра «Ветер-ветерок».

Ветерок поет песенку (ш-ш-ш). дует сильный ветер, дует слабый ветер.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, птицы используют силу ветра при дальних перелетах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Молодцы!

Воспитатель: итак, подведем итог, подходит ли погода сегодня для того, чтобы запустить воздушного змея? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам написать необычное письмо, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков, как в календаре погоды.

(Дети рисуют на доске мелками)

Молодцы, письмо готово. Его обязательно увидит наш герой. Мы с вами справились с задачей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 221 «Сказка» комбинированного вида г. Орск»

https://vospitatel.online/storage/app/docs/105/353/000/105353/620348f0a1f6e260456633.jpg

Орск 2023

Конспект ООД « Воздух и его свойства»

Цель: 

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать представление о том, что воздух-условие жизни всех живых существ на Земле. Учить детей путем экспериментирования самостоятельно делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без запаха, без цвета, без вкуса.

Развивающие:

- развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи; делать выводы; учить устанавливать закономерности на основе выявленных свойств.

Воспитательные

-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Методические приемы: игровые; наглядные с использованием

демонстрационного материала (ИКТ); словесный (указания, вопросы, напоминания).

Оборудование: проектор, ноутбук.

Раздаточные материалы:  стаканы с водой, полиэтиленовый пакет, кусочек мела, соломинки. 

Демонстрационный материалы: коробка,  воздушные шары.

                                                      Ход ООД.

Воспитатель вносит в группу коробочку

В .Ребята ,сегодня ,придя в детский сад ,у двери я обнаружила вот эту коробочку.

В. Сейчас посмотрим что же здесь.

В. Она пуста! Что бы это могло значить?

Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку-подсказку:

                         Через нос проходит в грудь

                         И обратный держит путь

        Он невидимый но всё же

        Без него мы жить не сможем

        Он нам нужен, чтоб дышать 

        Чтобы шарик надувать

        С нами рядом каждый час

        Но не видим он для нас (воздух)

(Слайд 1.,2.)

В. Воздух окружает нашу планету образуя воздушною оболочку – Атмосферу. Атмосферу называют голубой рубашкой планеты. Воздух сохраняет тепло поэтому он спасает нашу планету от перегревания и переохлаждения. Атмосфера как «боевая кольчуга» защищает нашу планету от падающих космических камней – метеоритов. Атмосфера тормозит их падение. Метеориты разогреваются и сгорают, не успев упасть на поверхность земли.

В.А как вы думаете без воздуха мы сможем выжить?

В.  Давайте проведём опыт.

Опыт №1 Можно ли прожить без воздуха (Слайд 3.)

Содержание: зажмите нос пальчиками. Сколько мы можем не дышать?

(несколько мгновений)

Вывод: без еды человек проживёт около месяца, без воды не более трёх дней, а без воздуха – только несколько мгновений.

О жизненно важном всегда говорят «Необходим как воздух»

В. Ребята, а как вы думаете кому нужен воздух?

В . Да вы правы. Воздух необходим человеку, животным, растениям – все дышат воздухом. Спускаясь в глубины морей, или улетая в космос, человек берёт с собой баллоны с воздухом , и он помогает им дышать далеко от земли.

В. Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте с вами попробуем понять, что такое воздух и узнаем каковы его свойства.

Опыт №2. Определение цвета воздуха (Слайд 4.)

В. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

Дети: Он пуст. 

В. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? 

Дети: В нём нет воздуха. 

В. Это значит ,что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Вывод: воздух прозрачный

В. Ребята, а как вы думаете. Имеет ли воздух запах? А вот сейчас и определим кто прав, а кто ошибается. 

Опыт №3. Определяем запах воздуха.(Слайд 5.)

Содержание: открываем баночку с чесноком и даём понюхать детям.

В. Что это? Чем пахнет?

В.  Да вы правы пахнет чесноком. (тоже повторяем с апельсином)

В. Как вы думаете имеет ли воздух запах?

Вывод: Воздух не имеет своего запаха. Вы чувствовали запах того вещества которое я вам предлагала понюхать. Таким образом воздух приобретает запах того вещества которым пахнет в комнате. (Слайд 6.)

                          Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,

воздух дружно изучали,

а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.

Всем друзьям мы улыбнулись,

наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.

И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту.

Опыт №4. Образование пузырей в воде, 

В. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Д. Выходят пузырьки.

В. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Ответы

Вывод: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. (Слайд 7.)

Опыт №5. Создаем ветер

В. ребята ,а теперь давайте с вами вдохнем воздух и попробуем этим воздухом надуть шарики ,которые лежат перед вами.

Надули ,а теперь попробуем выпустить воздух из шарика себе на лицо.

Что мы чувствуем?

Ответы

В.Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Д. Можно подуть себе на руку.

Опять дует ветерок

В.А что такое ветер?

Ответы

Вывод .Ветер-это движение воздуха.(Слайд 8.)

Из исследования воздуха мы пришли к выводу:(Слайд 9.)

-воздух невидимый;

-бесцветный;

-безвкусный;

-без запаха;

-он есть везде;

-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

В. Без воздуха ничто живое не может жить.

В.Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.

 В. Что же приводит к загрязнению воздуха?

В. Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?

Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти. (Слайд 10.)

На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.

В: Ребята, а чем вы любите рисовать? Да мы с вами рисуем карандашами,   красками, фломастерами, мелками. Я вам предлагаю сегодня порисовать  кляксой при помощи воздуха.

(дети рисуют кляксой с помощью трубочки).

Итог занятия.

В. Ребята, что вам понравилось? О чем мы говорили? Что мы узнали нового о воздухе? А какой опыт для вас был самым интересным? Возможна ли жизнь на земле без  воздуха? (Ответы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе «Воздух - ветер»

Цель:- наблюдать за ветром- учить проводить опыты с ветром и делать выводы....

Конспект прогулки в подготовительной группе «Воздух - ветер»

Цель:- наблюдать за ветром- учить проводить опыты с ветром и делать выводы....

Конспект НОД в подготовительной группе «Воздух, ветер-ветерок»

Цель: Формирование элементарных представлений детей о воздухе, о его значении в окружающем мире через познавательно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.Задачи.Развивать познавательную ак...

Опыты с природным материалом дома (воздух, ветер, температура, свет)

Даны рекомендаци для родтелей по проведению опыто с дошкольниками дома. Объекты исследования: воздух, ветер, температура, свет)....

Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет Тема: «Воздух, ветер»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о природном явлении ветер посредством использования метеоплощадки.Задачи:Воспитание привычки заниматься сообща, развивать стремление детей...

Экологический педагогический проект «Воздух, ветер, человек» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Познакомить со свойствами воздуха и значением его в жизни окружающего мира. Формировать основы экологического сознания....

«Воздух, ветер»

Цель: Формирование у детей первоначальных экологических знаний по направлению «Климат» через знакомство с явлением «ветер»....